Бюрократизация - это процесс отрыва управленческого аппарата от потребностей общества. Особенности

Бюрократизм – это слово, которое можно часто услышать по отношению к властным структурам. Но вот значение этого понятия известно не каждому.

Общая информация

Бюрократизация – это свойство организации, а точнее, её системы управления. В чем это выражается?

Когда говорят про бюрократический аппарат, то с технической точки зрения подразумевают узкоспециализированную организацию или иерархию, в которой коллективизируется собственность, ответственность, человеческая мысль и профессиональная конкуренция. Это постепенная эволюция в сторону узкой направленности специалистов. Бюрократизация – это процесс, в рамках которого предусмотрено вытеснение «универсальных» людей, которые могут улавливать взаимосвязи между различными направлениями и темами работ. На их место приходят узкие специалисты, не способные убрать противоречие между конечной целью и средствами, а также не работающие на её достижение. Когда отсутствует эволюционная конкуренция и превышается определённый критический уровень разделения труда, то эффективность организации может упасть до очень низких показателей. Главным принципом становится не логика действий, а стабильность и спокойствие. Непосредственно результативная деятельность подменяется её имитацией, а все силы идут на создание впечатления существующего благополучия.

Государственная бюрократизация

Это настоящий бич современности. Когда применяются принципы чрезмерной централизации исполнительной власти, то возникает это своеобразное «заболевание». В таких случаях можно наблюдать ситуацию, когда аппарат управления непомерно разрастается и начинает генерировать сам для себя работу. Чиновники зачастую работают чисто формально, поскольку они занимают должности по большей части для своих корыстных и личных интересов. В качестве примера неудержимого роста можно привести Советский Союз. По состоянию на 1936 год было только 18 народных комиссаров. В 1940 году их количество повысили до 40. В начале 70-х годов центральный аппарат насчитывал больше 60 ведомств и министерств. В середине 80-х их количество держалось около отметки 100. Следует отметить, что за этот период население возросло примерно в два раза. Но вот количество управляющих структур – пятикратно.

А есть ли проблемы с рынком?

Когда упоминается бюрократизация, это подразумевает деятельность государственных структур. Но подвержен ли такому негативному влиянию частный сектор предприятий? Да, это свойственно большим компаниям. Причиной такого развития стало то, что на предприятиях постоянно растёт количество занятых людей. Как результат – ими становится всё трудней управлять, на выполнение постановлений уходит больше времени, и компании всё меньше поддерживают инновации. Отбор людей на должности осуществляется не на основании их профессионализма и практических навыков, а с использованием формальных критериев, которыми может выступать образование и трудовой стаж. Бюрократизация организации ведёт к тому, что исчезает возможность свободной инициативы. К тому же работников, как правило, обкладывают отчетностями, что уменьшает их эффективность и убивает радость от труда.

Различия

Давайте разберёмся, чем же отличается государственная бюрократия от частной. Противостояние между этими образами мышления можно показать на примере общественной и частной собственности на средства производства. Так, государственной бюрократии можно не беспокоиться о своём положении. На определённой территории она является полновластным хозяином, и никто ей конкуренции не составит. С частным предпринимателем всё по-другому. Когда у него есть средства производства, он должен их использовать таким образом, чтобы получить прибыль (что подразумевает удовлетворение существующего спроса). Если предприниматель не достигнет этой цели, то он будет нести убытки и в конечном итоге его вытеснят с рынка более успешные конкуренты. В таком случае человеку придётся переквалифицироваться в наёмные работники.

Калькуляция

Она применяется для того, чтобы проверить всё с максимальной точностью. Предприниматели используют калькуляцию убытков и прибылей, чтобы видеть, какой эффект даёт конкретная сделка в общей картине деятельности компании. В конечном итоге она позволяет даже самым сложным и большим фирмам точно устанавливать результаты, что были достигнуты отдельными подразделениями. Из этого следует возможность суждений об их вкладе в общий успех предприятия. На основании полученной информации можно принимать решения о премии, повышении заработной платы.

Но следует понимать, что точный контроль имеет свои пределы. Так, благодаря учету чрезвычайно сложно, а в большинстве случаев и невозможно сказать об успехе или неудаче деятельности отдельного человека. Относительно точно можно оценить также влияние руководителей подразделений. Если же вернуться к теме бюрократизации чиновников, то следует отметить, что в данном случае можно принимать только субъективные решения (он плох/хорош).

Особенности

Но есть один общественный процесс, где аппарат управления может быть уверенно оценен как успешный или неудачный, – война. При этом следует сделать оговорку, что это относится исключительно к отдельным операциям. Такие вопросы, как распределение сил до начала процесса, влияние на результат, компетентность и правильность мер – это всё также субъективные мнения. Например, были командиры и генералы, которые применяли гениальную тактику, но ввиду некоторых факторов (например, численности, нехватки боеприпасов) не могли выполнить свои задачи. Их осуждают, не задумываясь. Относительно других армейских чинов можно сказать, что они проявили чудеса халатности и некомпетентности и только благодаря случайным обстоятельствам смогли выйти победителями из сражений.

Как решаются вопросы?

Процесс бюрократизации является весьма сложным, поэтому пробовать всё решить с помощью одних вычислений – чрезвычайно непросто.

Чтобы облегчить деятельность, руководители организаций выдают своим подчинённым инструкции. Их выполнение является обязательным условием работы специалистов. В обычных случаях они предусматривают план поведения, учитывая нормальное положение дел. Но если возникает чрезвычайная ситуация, то, к примеру, расходование дополнительных сумм требует наличия разрешения от вышестоящих начальников. Следует отметить, что для этого необходимо пройти, как правило, утомительную процедуру. В её защиту можно сказать только то, что это относительно эффективный метод контроля и учета. Ведь если бы каждый руководитель отдела имел бы право совершать все необходимые с его точки зрения траты, то размеры издержек выросли бы до огромных цифр. Бюрократизм – это форма взаимодействия, при которой возникает много ненужных расходов. Кроме того, многие траты, которые должны быть совершены для осуществления прогресса, не производятся. Это в большей степени относится к государственной управляющей машине, чем к коммерческим организациям.

Пример частного предприятия

То, что бюрократизация власти приводит к определённым проблемам, продемонстрировать не сложно. В качестве примера давайте рассмотрим частное предприятие. На нем совершается деловая сделка, где выигрывают обе стороны – нанимаемый и наниматель, а не оказывается услуга, в которой заинтересован только один человек.

Также наблюдается разница и в выгоде. Так, наниматель заинтересован в том, чтобы оплачивать работу своего сотрудника. В противном случае высок риск, что квалифицированный специалист перейдёт на должность на другое предприятие или в компанию, где его труды будут оплачиваться лучше. Работник, с другой стороны, должен качественно выполнять свои служебные обязанности. Таким образом, он сможет заработать себе на достойную плату. Следует учитывать, что предложение рабочего места в данном случае является именно деловой сделкой, которая строго регулируется со стороны законодательства. Также необходимо учитывать и то, что в полезном и эффективном специалисте заинтересован сам предприниматель. Можно уверенно передать полномочия о найме и увольнении работников, поскольку будет осуществляться строгий контроль со стороны счетоводства и бухгалтерии относительно справедливой оплаты.

Пример бюрократии в государственных органах

Теперь давайте поговорим о государственных органах власти. Проблема бюрократизации здесь в том, что затруднено выявление конкретного производительного вклада подразделения или человека. Поэтому при решении вопроса о вознаграждении существенное влияние могут оказать личное предубеждение и протекционизм, а также иные неуставные отношения. Всё это в конечном итоге мешает организации действовать эффективно. К тому же негативно проявляется ещё и факт лоббирования, когда официальные должности занимаются людьми по каким-то определённым договоренностям.

Заключение

Как видите, с бюрократией можно встретиться не только в органах государственной власти, но и в частных компаниях. Правда, в наших реалиях наиболее ощутимо чувствуется именно первый вид. Чтобы избежать негативных последствий данной организации аппарата управления можно воспользоваться передовыми технологиями, к которым относят интернет, автоматизированные системы управления и подобные изобретения. Конечно, внедрение таких наработок является возможным исключительно для крупных предприятий и органов государственной власти. Но с другой стороны, именно последние больше всего и страдают от бюрократии. И использование подобных наработок приведёт к тому, что повысится общий показатель эффективности работы рассматриваемого государственного органа или крупного предприятия.

Комментарии