Волгоградская ГЭС: общие сведения
Волжская ГЭС является крупнейшей водной электростанцией в европейской части России. В настоящее время она входит в состав корпорации «РусГидро» на правах филиала. Расположено это грандиозное сооружение между Тракторозаводским районом Волгограда и его городом-спутником под названием Волжский. Относится эта ГЭС к группе средненапорных станций руслового типа.
Когда построили Волгоградскую ГЭС в СССР?
Решение о возведении этой электростанции было принято 6 августа 1950 г. Именно в этот день Сталин подписал постановление Совмина СССР о начале строительства севернее Волгограда гидроузла мощностью не менее 1.7 млн кВт.
В процессе возведения этого важного объекта было:
- выполнено 130 млн м3 земляных работ;
- собрано 5462 тыс. м3 бетоноконструкций;
- смонтировано 85 тыс. различных механизмов.
Чертежи и схемы электростанции составлялись одиннадцатью НИИ под руководством организации «Гидропроект». Началось строительство такого важного объекта, как Волгоградская ГЭС, фото которой представлены на странице, в 1951 г. В 1958 г. были запущены три первых гидроагрегата, а в 1962 г. работники станции собрали последний - 22-й. Оборудование для возведения ГЭС поставляло более 1500 предприятий из 500 городов страны.
Принимало участие в этой всесоюзной стройке и огромное количество специалистов самого разного профиля со всех уголков СССР. На возведении ГЭС трудилось более 10 000 комсомольцев и 20 000 заключенных Ахтубинского ИТК. Среднемесячная зарплата рабочих составляла 329 рублей.
Особенности конструкции
К настоящему времени в состав Волгоградской ГЭС входят:
- бетонная плотина с грязеспускником длиной 725 м;
- здание станции с сороудерживающим сооружением – 736 м;
- грунтовая русловая плотина – 3250 м;
- левобережная пойменная плотина с тремя шлюзами и подходным каналом длиной 5.6 км.
Помимо этого, к станции отнесены рыбопропускное сооружение и Волго-Ахтубинский канал. По конструкциям гидроузла проходят автомобильная и железнодорожная магистрали. Напорные сооружения станции образуют Волгоградское водохранилище. Площадь последнего составляет 3117 м2, объем – 31.5 км3. Максимальная высота Волгоградской ГЭС (бетонной плотины) - 44 м.
Производительность станции
Мощность ГЭС составляет 2587.5 МВт. Цифра эта на самом деле очень большая. Вырабатывает Волгоградская ГЭС в среднем 11.1 млрд кВт·ч электроэнергии. Основных вертикальных гидроагрегатов на станции установлено 22. Мощность девяти из них составляет 115 МВт, восьми – 125.5 МВт, пяти – 120 МВт. Смонтированы агрегаты в отдельных помещениях попарно. На рыбоподъемнике имеется еще одна малая установка этого типа на 11 МВт. Суммарная водопропускная способность станции составляет 63060 м3/с.
Роль в народном хозяйстве
Запланировано строительство Волгоградской ГЭС в середине прошлого века было с целью обеспечения электроэнергией центра РСФСР, Поволжья и некоторых южных регионов страны. К настоящему времени эта станция является одним из основных опорных пунктов Единой энергосистемы России. В Центр она передает 500 кВ постоянного тока, в Поволжье – 220 кВ и в южные регионы – 800 кВ.
Помимо собственно энергоснабжения, станция решает и другие проблемы развития народного хозяйства. В частности, образованное ею водохранилище используется для орошения засушливых земель Заволжья и Прикаспийской низменности. Помимо этого, гидроузел создает удобный для прохождения судов путь от Астрахани до Саратова.
Проложенные по плотине станции железнодорожная и автомобильная магистрали обеспечивают кратчайшую связь между регионами Поволжья. К сожалению, на шоссейной дороге в настоящее время часто образуются пробки. Все дело в обветшании конструкций плотины и необходимости частых ремонтов. К счастью, после постройки большого моста через Волгу в этом районе нагрузка на проходящую по плотине магистраль немного снизилась.
Сбросы
Как и на любой другой станции, на Волгоградской ГЭС во время таяния снега производится слив лишней воды из плотины. Время выполнения этой операции зависит от многих причин. Влияют на график сброса воды Волгоградской ГЭС в основном такие факторы, как количество выпавших за зиму осадков и интенсивность их таяния.
К примеру, в 2016 г. слив на станции начался 22 апреля и продолжался до 16 мая включительно. Максимальный уровень сброса воды Волгоградской ГЭС составил 27 000 м3. В общей сложности из водохранилища было слито более 100 кубических километров. Начиная с 17 мая, сбросовые расходы постепенно снижались (примерно на 1000 м3 в сутки). К 20.05 они дошли до уровня примерно в 23 000 м3.
Ежегодно администрация ГЭС старается продлить слив воды как можно на более долгий срок. Дело в том, что ее нехватка в конце мае - начале июня серьезно нарушает экологический баланс района. Если воды с ГЭС весной будет сброшено мало, уже к середине лета в прибрежной местности реки Волги начнут пересыхать озера, протоки и ерики. Плавно снижая сбросы Волгоградской ГЭС, ее администрация, помимо всего прочего, предотвращает и разрушение берегов. К тому же неспешный график слива способствует продуктивному нересту рыбы в реке.
Маяк ГЭС
Как одно из самых грандиозных сооружений 20-го века, Волгоградская ГЭС, конечно же, привлекает множество туристов, отечественных и зарубежных. Зрелище это сооружение представляет собой действительно впечатляющее. В особенности во время весеннего сброса воды.
Помимо собственно самой ГЭС, экскурсоводы обычно советуют туристам посещать маяк станции, расположенный на южном шлюзе. Отсюда открывается просто неповторимый вид на саму Волгу, город, острова. Хорошо просматривается с маяка и памятник Родина-Мать.
Экологические аспекты
Конечно же, строительство Волгоградской ГЭС принесло экономике страны колоссальную пользу. Но одновременно ее возведение, к сожалению, причинило и значительный вред экосистеме Волги и прибрежных зон. Так, к примеру, плотина ГЭС перекрыла нерестовую дорогу рыбе из Каспийского моря. В особенности от этого пострадали русский осетр, белуга, волжская сельдь. Имеющийся на станции рыбоподъемник не отличается слишком высокой пропускной способностью и обеспечивает проход рыбы не более чем на 15 %. На севрюгу и воблу, нерестящуюся в нижнем течении реки, строительство ГЭС, к счастью, практически никак не повлияло.
Как и любые другие станции, Волгоградская ГЭС критикуется экологами в том числе и за то, что занимает большое количество пахотных земель.
Исчезнувшие деревни
В ходе строительства Волжского каскада, частью которого является и рассматриваемая ГЭС, было затоплено огромное количество населенных пунктов. Так, к примеру, при возведении Рыбинской станции под воду ушел древний город Молога, который в наше время часто называют советской Атлантидой. 249 человек тогда наотрез отказались уходить из этого населенного пункта и, разумеется, погибли. В отчетах, направленных в высшие инстанции, в последующем было отмечено то, что все они "страдали нервными расстройствами", то есть, попросту говоря, были психически нездоровыми.
Во время строительства Волгоградской ГЭС также было затоплено большое количество сел. К примеру, местом, откуда пришлось переселять людей, оказалась деревня Луговая Пролейка. Во время Сталинградской битвы это село было ближайшим тылом советских войск. Здесь располагались части 8-й воздушной армии и четыре госпиталя. После строительства ГЭС село было перенесено на другое место, где расположено и поныне.
До Великой Отечественной войны существовал проект, согласно которому гидростанцию предполагалось строить неподалеку от города Камышина. Если бы он был реализован, под воду ушла бы часть г. Саратова, г. Энгельс, Вольск и некоторые другие. К счастью, здравый смысл тогда восторжествовал, и Волжская ГЭС была построена там, где она находится и сегодня. Ни одного города при ее возведении затоплено не было.
Интересные факты
При строительстве Волгоградской (Сталинградской) ГЭС впервые в СССР для перемещения грузов была использована канатная дорога. Позднее эту технологию не единожды применяли при возведении других электростанций.
Закончить строительство такого важного объекта, как Волгоградская ГЭС, было намечено в рекордные сроки – в течение 6 лет. Однако на самом деле возведение ее длилось 11 лет. Затянулись сроки прежде всего из-за смерти Сталина. Ведь основной рабочей силой на стройке были заключенные. После смерти же вождя в 1953 г. большую их часть пришлось распустить.
При возведении Волгоградской ГЭС строителями было выбрано 140 млн кубометров грунта. Если бы его нужно было перевозить по железной дороге, то понадобилось бы 8 млн вагонов. В районе водосливной плотины во время возведения ГЭС был утрамбован слой глины толщиной 12 м.
В наше время перед въездом на плотину находятся пункт ГАИ, памятник строителям, а также висит предупреждающая табличка о запрете проведения фото- и видеосъемки. Совершать через плотину пешие переходы не разрешается.
Сегодня эта ГЭС по-прежнему остается важнейшим объектом, оказывающим огромное влияние на экономику государства и благосостояние жителей городов Волгограда, Камышина, Волжска и т. д. Все происходящие на станции процессы, как и прежде, освещаются СМИ. В особенности это касается сливов воды. Узнать, когда убавят сброс воды в Волгоградской ГЭС или на какое число запланировано первое открытие шлюзов, к примеру, можно легко как через газеты, так и на местных новостных интернет-порталах.