Катамаран моторный: описание, плюсы, минусы
Чем моторный катамаран отличается от других плавсредств? Так называют судно, стоящее на двух (реже трех) поплавках, соединенных между собой общей частью — мостом. Стандартные пассажирские решения имеют верхнюю палубу на всю ширину соединяющей части. Также бывают варианты, когда плавучие части соединяются между собой простыми металлическими балками.
Такая конструкция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но куда именно отнести такое судно: к плохим или хорошим решениям - предоставим решать читателю. А пока коснемся истории создания.
История
В переводе с полинезийского катамаран — это… "плот". Скрепленное из нескольких бревен определенной толщины, такое плавсредство при наличии паруса могло развивать скорость до 20 узлов (37 км/час). Различные испытания привели к тому, что крайние бревна стали толще и средняя часть стала подниматься над водой. Так появился тип корабля, известный сейчас как катамаран. Моторный вариант возник много позже в Европе. Опыты такого плана начались в Англии еще в 17 веке. Были такие разработки и в Российской империи. Первое судно спустили на воду в 1834 году — это был катер о двух корпусах для прогулок по Неве. Почти полвека эти суда выполняли только прогулочную роль, пока в 1874 году не появилась «Каталея» — паром-катамаран, осуществлявший перевозки через Ла-Манш. Примечательно, что судно могло взять на борт до 1000 человек. Но настоящее развитие многокорпусные суда получили только в 20 веке.
На основе такого принципа сейчас собираются военные, грузовые, транспортные корабли и даже гоночные яхты. Впрочем, последние зачастую относятся к типу "парусно-моторный катамаран" благодаря дополнительной оснастке.
Описание и особенности
Основным отличием катамарана от обычной моторной яхты является наличие двух корпусов. Благодаря этому основная подъемная сила такого судна концентрируется не в центре, а по бокам, что делает его более остойчивым. Удачно сконструированный мост (соединяющий две части) позволяет брызгам при быстром движении уходить под него, что, в свою очередь, увеличивает скорость судна.
Также нужно упомянуть, что внутреннее пространство катамарана значительно больше, чем у обычного однокорпусного варианта. Кроме того, можно отметить более рациональное использование носовой части, так как судно к носу не зауживается.
Следующее, на что можно обратить внимание, это маневренность, которой обладает катамаран. Моторный катер, особенно в ветреную погоду, развернуть не так просто. Благодаря паре двигателей по сторонам широкой кормы, катамаран можно развернуть практически на месте.
Однако наличие двух двигателей — это не только дополнительный, «запасной» вариант. Это удар по экономичности. Но данный минус также является и плюсом. Большой катамаран-паром способен развивать скорость свыше 20 узлов, чего просто нереально достичь на однокорпуснике. Следует отметить, что при этом загрузка судна практически не имеет значения.
Владельцы катеров знают, что для подъема на берег судну потребуется стойка-тележка определенной формы. Катамаран можно просто поставить на блоки. Наличие двух корпусов будет достаточно устойчивой опорой.
Разновидности
Паромные переправы - хоть и самое частое, но далеко не единственное место, где нашел свое применение катамаран. Моторный двухкорпусный вариант используется в океанографии. Свое применение он находит и в портах — например, как плавучий кран. Нельзя забывать и о такой области, как туризм. Именно последнему посвящена разработка, названная Helicat.net. Это тоже катамаран, однако необычный. По своим внешним очертаниям этот «кот» напоминает вертолет. Масса без моторов - 750 кг, с моторами — тонна. Кроме водителя, в салоне могут разместиться два пассажира. Взлететь он не сможет, но прокатить с ветерком — вполне. Ведь один из предлагаемых моторов для этого судна развивает 69 км/час.
Но существуют и другие варианты. Например, российские разработчики создали надувные моторные катамараны. Конструкция такого судна состоит из пары гондол-поплавков, которые соединяются между собой металлическими балками, на основе которых собираются мост и верхняя палуба. Надувные разработки есть не только у России, и некоторые их них достойны были бы отдельного разговора.
Заключение
Катамаран моторный — достаточно удачное решение, которое, благодаря своей конструкции, имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным катером. Часть из них была описана выше, но в заключение заметим, что на рынке можно встретить такую версию, которую - собрал в мешки, загрузил в машину и уехал, тогда как сделать это с обычным катером будет немного проблематично.