Критический анализ: виды, методы и концепция

Способность критически анализировать очень важна для человека. На практике данное умение при своевременном использовании значительно экономит время и предупреждает необдуманные поступки, которые могут лишь усугубить ситуацию, помогает распутать клубок причин и следствий. Однако критический анализ – понятие довольно емкое. Оно полезно не только для сыщиков, но и применимо, пожалуй, ко всем областям жизни человека. С его особенностями и принципами работы мы и попробуем разобраться.

Что такое?

Понятие «критический анализ» появилось гораздо позже, чем сама его практика. Еще древние философы Аристотель, Сократ пользовались его принципами в своих трудах, исследованиях. Общим классическим определением критического анализа можно назвать оценку достоинств и недостатков определенных положений, выводов и идей на основании их корреляции с собственными представлениями или другими теориями и учениями, доказавшими свою значимость и результативность.

При интерпретации анализируемого материала необходим честный и непредвзятый подход. Поэтому главными критериями здесь выступают объективность и всестороннее рассмотрение.

Цель

Для чего нужен критический анализ? Каждое исследование (научное или практическое) имеет определенные задачи. В данном случае анализировать критически означает проверить эти задачи на качество решения, а также, используя доказательства, подтвердить или опровергнуть правильность собственной или чужой гипотезы.

С личностной точки зрения критический анализ помогает развить критическое мышление, способствует формированию собственного аргументированного мнения, повышает познавательную деятельность, расширяет кругозор. Его основы часто закладываются еще в школьный период и получают развитие в вузах.

Методы

Метод критического анализа подразумевает способ достижения цели. Он может быть дедуктивным и индуктивным. В первом случае анализ ситуации развивается от общего к частному. То есть сначала исследователь выдвигает гипотезу, либо аксиому. Затем от общего утверждения ход мысли направлен к следствию, или теореме. Это частное звено. Самым простым примером такого метода может быть следующее:

  • Человек смертен.
  • Моцарт – человек.
  • Вывод: Моцарт смертен.

В противовес дедукции создан индуктивный метод. Здесь критический анализ развивается, наоборот, от частного к общему. Путь к заключению выстраивается не с помощью логики, а, скорее, через определенные психологические, математические или фактические представления. Различают полную и неполную индукцию.

При первом варианте анализ направлен на доказательство утверждения для минимального числа частностей, которые исчерпывают все вероятности. Другой вариант ведет наблюдение за отдельными случаями-следствиями и сводит их к общему выводу (гипотезе, причине), требующему доказательств. Причина и следствие – это главные элементы, на которые опирается критический анализ. Пример индуктивного метода можно наблюдать в серии детективных рассказов К. Дойла о «Шерлоке Холмсе». Хотя сам автор ошибочно называет метод сыщика дедукцией:

  • У человека N есть яд.
  • Человек N путается в показаниях.
  • У человека N нет алиби на момент преступления.
  • Следовательно, человек N является убийцей.

Основоположник прагматизма Ч. С. Пирс рассматривал и третий вид рассуждений как метод критического анализа – абдукцию. Иными словами, это познавательное принятие гипотез, используемое для открытия теоретических законов. Сначала все понятия абстрактны, не подтверждены опытом. Путь к заключению идет через систему предположений (гипотез), проверяющейся логическими выводами:

  • Посылка: Люди смертны.
  • Заключение: Моцарт смертен.
  • Следовательно, Моцарт – человек (пропущенное звено).

Структура и виды

Структура критического анализа представляет собой четкий алгоритм действий, как правило, обусловленный логическими связями:

  • Сначала исследователю необходимо познакомиться с картиной явлений, идеей, положением. Из этого материала необходимо высвободить основную мысль.
  • Можно разложить ситуацию на несколько ключевых моментов и тезисно изобразить материал как отдельные элементы.
  • По каждому пункту необходимо сформировать собственное видение, мнение и т.п.
  • На следующем этапе необходимо подтвердить собственную интерпретацию, резюмировать вышеизложенные тезисы.

Важный момент! Для доказательства своих гипотез можно и даже необходимо использовать внешние источники: примеры-аналогии, понятийный аппарат, цитаты, документы. Все это лишь подтвердит объективность и всесторонность исследования.

Существенную роль в построении выводов играют сами материалы, ситуации или явления, для которых создается критический анализ. Виды его могут затрагивать научную, общественную, политическую, практическую сферу и сферу искусства.

Дискурс-анализ

В конце прошлого века профессор лингвистики Норман Фейрклаф основал критический дискурс-анализ. Он был направлен на изучение изменений доводов, мыслительной посылки, текста во времени и вариантах интерпретации. Применительно к социолингвистике, Фейрклаф главным механизмом таких трансформаций называл интертекстуальность. Это прием, когда один текст соотносится с элементами других (дискурсов).

Критический дискурс-анализ во многом сформировался под влиянием идей лингвиста М. Бахтина, социологов М. Фуко и П. Бурдье. Другим его названием является текстуально ориентированный анализ дискурса (или ТОДА). Методология его охватывает лингвистические свойства текста, речевые жанры (обращение, диалог, риторика) и социолингвистические методы (сбор материала, обработка, анкетный опрос, тестирование и т.д.).

Отличительной чертой этого вида критического анализа является то, что он совсем не претендует на объективность, т.е. его нельзя назвать социально нейтральным. В отношении политики, например, критический анализ дискурса преследует цель вскрыть идеологизированные структуры власти, политический контроль, доминирование путем поиска стратегий дискриминации, выраженных в языке. Таким образом, здесь он превращается в аналитический инструмент, вмешивающийся в общественную и политическую практику.

Нидерландский лингвист Т.А. ван Дейк немало работ посвятил критическому анализу дискурса в сфере СМИ. По мнению ученого, начало его было положено еще в античной риторике. Сегодня источниками ему служат пять ключевых категорий:

  • Семиотика, этнография, структурализм.
  • Речевое общение и его анализ.
  • Речевые акты и прагматика.
  • Социолингвистика.
  • Обработка психологических компонентов текста.

На этих пяти «китах» и основан критический дискурс-анализ (описание новостей, социальные исследования и т.д.).

Литературный

Текстуально-ориентированным можно назвать и литературно-критический анализ. Разница с дискурсом заключается лишь в расстановке ключевых элементов. Первый (описанный выше) вид акцент делает на формальную сторону текста, а второй – на содержательную.

Литературный критический анализ происходит по классическому алгоритму. Ключевыми пунктами для интерпретации в нем являются: сюжет, место и время действия, персонажи, тема, идея и личная точка зрения. С этой позиции можно выделить три уровня исследования:

  • Тематический репертуар (содержательная сторона).
  • Когнитивный (способ изображения, повествование, жанр).
  • Лингвистический (языковые средства, благодаря которым создается когнитивный аспект).

При критическом анализе следует соблюдать иерархию. Первый и третий уровни являются эксплицитными категориями (воплощенными материально). Что же касается когнитивного уровня, то он определяется по двум предыдущим. Безусловно, каждый из ярусов может представлять отдельное исследование. Однако при детальном рассмотрении между ними установлена прочная взаимосвязь, элементы каждого уровня будут присутствовать в соседних.

Необходимость данного вида критического анализа, помимо личностного формирования и освоения навыков критического мышления, заключается в социальной потребности различать эстетически ценные произведения в потоке посредственных.

Важный момент! Литературно-критический анализ – это не изложение художественного текста, а анализ его содержательных компонентов и возможное соотнесение с действительностью.

Это не оценка «понравилось» или «не понравилось». Применительно ко всем видам анализ критического пути должен пройти обязательные стадии обоснования, доказательств любых предположений и гипотез, связанных с материалом исследования.

Информационный

Данный вид критического анализа применяется для оценки новостей, товаров и услуг (в маркетинге). Он может быть направлен на определение качества, а также эффективность доходов и расходов того или иного предприятия, связанную с изменениями параметров рекламы.

Для чего нужна такая оценка? Критический анализ информации в случае с маркетингом имеет целью насыщение рынка качественными товарами, расширение, углубление ассортимента. Применительно к новостям (социум, политика и др.) он помогает проверить качество информации относительно фактов, времени и места и интерпретировать ее в собственную точку зрения на события. При этом необходимы достоверные источники, которые станут аргументами гипотезы. Целью такого вида анализов может быть и прогноз развития событий. В этом случае гипотеза формируется через психологические, социальные, культурные особенности-компоненты.

Анализ исследования

Критический анализ исследования присущ научной сфере деятельности человека. Для формирования индивидуального аргументированного мнения по поводу определенной проблемы необходима корректная постановка задач и их решение. Именно этим и занимается данный вид анализа. Исследовательская работа предполагает целый комплекс мероприятий и во многом перекликается с критическим дискурсом.

Так, на подготовительном этапе происходит сбор материала, изучение авторитетных источников, формирование концепции (построения) направления развития мысли и фильтрация важных информационных элементов. Необходимо помнить, что целью такой работы посредством критического анализа является получение нового знания, а не обобщение уже имеющихся истин.

Критический анализ исследования имеет следующую структуру (или план):

  • цель;
  • проблемы и основные вопросы;
  • факты и информация;
  • интерпретация и выводы;
  • концепция, теория, идеи;
  • гипотезы;
  • следствия;
  • собственное мнение, точка зрения.

Для научной статьи правила анализа могут быть иными. Здесь нередко оценке подвергается сам источник, убедительность аргументации его автора, выявление несоответствий, противоречий или нарушений логики.

Принципы

Принципы критического анализа во многом зависят от его вида. Еще на заре истории данного типа изучения объектов и материалов использовался интуитивный принцип (или «внутреннее озарение»). Это абстрактный подход, заключающийся в открытии новых теоретических, эмпирических законов, обосновании новых явлений, задач и понятий действительности. Минусом такого принципа анализа является неубедительность, возможность вариантов, неподтвержденность предположений.

В критическом анализе дискурса часто применяется социально-ориентированный принцип. Целью его, как правило, становятся явления и трансформации, происходящие в обществе. К таковым относятся иммиграция, расовая дискриминация, национальный геноцид, экстремизм. Объектом исследования выступают, разумеется, тематические тексты и их влияние на социальное мышление. Также такой подход к изучению помогает найти и изобразить истинную картину и донести ее до социума, чтобы избежать путаницы читателя в недемократических дискурсах.

Для этого же вида критического анализа применим и когнитивно-ориентированный принцип. Он был широко освещен Т.А. ван Дейком и основан на психологических особенностях построения и подачи материала (текстов-дискурсов). Данный принцип широко применяется в анализе новостей (СМИ). Помимо этого, внимание аналитика должно быть направлено на нарративную (последовательную, взаимосвязанную) оценку событий, знаковые системы речевого общения (метафоры, коллективные символы).

Принцип историзма чаще всего применяется в научных и литературных исследованиях. Он основывается на изучении развития определенного явления или объекта в пространстве и времени. Однако это довольно абстрактная характеристика. На практике это происходит немного глубже и глобальнее. Например, за основу берется жанр или прием (литературное понятие) – это цель исследования. Затем происходит сбор материалов, касающихся темы (когнитивные составляющие). На третьем этапе можно приступить к изучению и фильтрации информации. Главным моментом здесь является хронология, эволюция явления в определенном временном отрезке. Только после такой оценки можно приступать к заключениям, гипотезам и прогнозам.

Принцип ключевых понятий является одним из самых ранних в критическом анализе. Наиболее часто он встречается в художественной критике (работы Аристотеля, Лессинга, В.Г. Белинского). Условно его можно обозначить шкалой измерений и сопоставлений. Создание системы понятий помогает буквально разложить текст на структурные составляющие, проследить их взаимодействие и взаимосвязь, а также выявить значение одного компонента для другого. Как правило, данный принцип является обязательным, но второстепенным, так как любое исследование опирается на понятийный аппарат независимо от цели его применения.

В ходе любого критического анализа могут присутствовать разные принципы рассмотрения проблемы. Иногда происходит синтез двух и более. В таком случае один является доминирующим, а другие – вспомогательными. Так, принцип исторпизма часто сочетается с принципом ключевых понятий, а интуитивный подкрепляется когнитивно-ориентированным и т.д.

Концепции

Концепция в критическом анализе – это изучение и оценка основной мысли, системы взглядов автора материала на проблему. Норман Фейрклаф в книге «Язык и власть» упоминает о концепции синтетической персонализации. Примером ее могут быть политические тексты, в которых авторы нередко обращаются напрямую к народу через местоимения второго лица. Главной задачей, которую ставит перед собой критический анализ концепции, является определение степени воздействия таких приемов, их эффективность в изменении социального мышления.

Независимо от вида материала авторская концепция всегда рассматривается как способ коммуникации с читателем, зрителем или покупателем.

Комментарии