Дискурсивный анализ: понятие и роль в современной лингвистике
Дискурсивный анализ иногда определяется как анализ языка "за пределами предложения". Это широкий термин для изучения того, как язык используется между людьми в письменных текстах и разговорном контексте. "Изучение реального использования языка реальными ораторами в реальных ситуациях", — писал Теун А. ван Дейк в "Руководстве по анализу дискурса".
Раннее использование термина
Это понятие пришло к нам из Древней Греции. В современном мире самый ранний пример дискурсивного анализа принадлежит австралийцу Лео Шпитцеру. Автор использовал его в своем труде "Стиль исследования" в 1928 году. В общее употребление термин вошел после публикации серии работ Зеллига Харриса с 1952 года. В конце 1930-х годов он разработал трансформационную грамматику. Такой анализ преобразовывал предложения для перевода языков в каноническую форму.
Развитие
В январе 1953 года лингвист, работающий в американском библейском обществе, Джеймс А. Лорио должен был найти ответы на некоторые фундаментальные ошибки в переводе кечуа, в районе Куско в Перу. После публикаций Харриса в 1952 году он работал над значением и размещением каждого слова в коллекции легенд кечуа с носителем языка. Лорио смог сформулировать метод дискурсивного анализа, который выходил за рамки простой структуры предложения. Затем он применил этот процесс к шипибо, другому языку Восточного Перу. Далее профессор стал преподавать теорию в летнем Институте лингвистики в Нормане, штат Оклахома.
В Европе
Мишель Фуко стал одним из ключевых теоретиков предмета. Он написал "Археологию знания". В этом контексте термин "дискурсивный анализ" относится уже не к формальным лингвистическим аспектам, а к институционализированным моделям знания, которые проявляются в дисциплинарных структурах. Они функционируют на основе связи науки и власти. С 1970-х годов работы Фуко оказывают все большее влияние. В современных европейских социальных науках можно найти широкий спектр различных подходов, работающих с определением Фуко и его теорией речевых актов.
Принцип действия
Непонимание передаваемой информации может привести к тем или иным проблемам. Умение "читать между строк", различать фактические сообщения и поддельные новости, редакционные статьи или пропаганду — все это зависит от способности интерпретировать общение. Критический анализ того, что кто-то говорит или пишет, имеет первостепенное значение. Сделать шаг вперед, вывести дискурсивный анализ на уровень области исследования — значит сделать его более формальным, объединить лингвистику и социологию. Этому могут способствовать даже области психологии, антропологии и философии.
Очередность
Разговор — это предприятие, в котором один человек говорит, а другой слушает. Аналитики дискурса отмечают, что у говорящих есть системы для определения, когда очередь одного собеседника заканчивается, а следующего — начинается. Этот обмен поворотами или "этажами" сигнализируется такими лингвистическими средствами, как интонация, пауза и фразировка. Некоторые люди ждут четкой паузы, прежде чем начать говорить. Другие полагают, что "сворачивание" — это приглашение выступить следующему. Когда выступающие имеют разные предположения о сигналах обмена поворотами, они могут непреднамеренно прервать или почувствовать себя прерванными.
Прослушивание тоже может пониматься по-разному. Некоторые люди ожидают частых кивков и отзывов слушателей, таких как "угу", "ага" и "да". Если этого не происходит, у оратора создается впечатление, что его не слушают. Но и слишком активные отзывы дадут ощущение, что говорящего торопят. Для некоторых зрительный контакт ожидается почти постоянно, для других он должен быть только прерывистым. Тип реакции слушателя можно изменить. Если он выглядит незаинтересованным или скучающим, необходимо замедлить речь или повторить.
Дискурсные маркеры
Этот термин определяет очень короткие слова, такие как "о", "ну", "а", "и", "э" и др. Они разбивают речь на части и показывают связь между ними. "О" подготавливает слушателя к неожиданному или только что вспомнившемуся пункту. "Но" указывает на то, что следующее предложение противоречит предыдущему. Однако эти маркеры не обязательно означают то, что указывает словарь. Некоторые люди используют "э" только для того, чтобы начать новую мысль, а некоторые люди ставят "но" в конце своих предложений, как способ мягко уйти. Понимание того, что эти слова могут функционировать по-разному, важно для предотвращения разочарования, которое можно испытать.
Речевой акт
Анализ разговора спрашивает не о том, какую форму принимает высказывание, а о том, что оно делает. Изучение речевых актов, таких как комплименты, позволяет аналитикам дискурса спросить, что считается ими, кто и кому их дает, какую другую функцию они могут выполнять. Например, лингвисты отмечают, что женщины чаще делают комплименты и получают их. Существуют также культурные различия. В Индии вежливость требует, чтобы если кто-то похвалил одну из ваших вещей, вы предложили дать этот предмет в качестве подарка. Поэтому комплимент может быть способом что-то попросить. Индийская женщина, которая только что встретила русскую жену своего сына, была потрясена, услышав, как ее новая невестка хвалит ее красивые сари. Она прокомментировала: "На какой девушке он женился? Она хочет все!" Сравнивая, как люди в разных культурах используют язык, аналитики дискурса надеются внести свой вклад в улучшение межкультурного понимания.
Два способа
Дискурсивный анализ обычно определяется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, он исследует лингвистические феномены реальной коммуникации за пределами уровня предложения. Во-вторых, рассматривает первичные функции языка, а не его форму. Эти два аспекта подчеркиваются в двух различных книгах. Майкл Стаббс в своем "Анализе дискурса" относит анализ к лингвистической прагматике. Джон Браун в аналогичной работе пытается изучить язык "между строк". Обе книги имеют одинаковое название и выпущены в 1983 году.
Дискурс и рамки
"Рефрейминг" — это способ поговорить о возвращении и переосмыслении значения первого предложения. Фреймовый анализ — это тип дискурса, который спрашивает, какой деятельностью занимаются ораторы в момент своей речи? Что, по их мнению, они делают, разговаривая таким образом здесь и сейчас? Это важные вопросы языкознания. Человеку очень трудно понять, что он слышит или читает, если он не в курсе, кто говорит или какова общая тема. Например, когда кто-то читает газету, ему нужно знать, читает ли он новость, редакционную статью или рекламу. Это поможет правильно интерпретировать текст.
Отличия
В отличие от грамматического анализа, который фокусируется на единственном предложении, дискурсивный анализ фокусируется на широком и общем использовании языка внутри и между конкретными группами людей. Грамматики обычно строят примеры, которые они анализируют. Анализ дискурса опирается на труды многих других, чтобы определить популярное использование. Он наблюдает разговорное, культурное и человеческое использование языка. Включает все "э", "э-мм", промахи языка и неловкие паузы. Не опирается на структуру предложения, словоупотребление и стилистический выбор, который часто может включать культуру, но не человеческий фактор.
Применение
Дискурсивный анализ может быть использован для изучения неравенства в обществе. Например, расизм, предвзятость в средствах массовой информации и сексизм. Он может рассматривать дискуссии вокруг религиозных символов, расположенных в общественных местах. Перевод языков таким методом может помочь правительству. При его помощи можно разбирать выступления мировых лидеров.
В области медицины коммуникационные исследования изучали, например, то, как врачи могут убедиться, что они понятны людям с ограниченными навыками русского языка или как онкологические пациенты справляются со своим диагнозом. В первом случае были проанализированы транскрипции разговоров между врачами и пациентами, чтобы выяснить, где произошли недоразумения. В другом случае был проведен анализ разговоров больных женщин. Их опросили о чувствах по поводу первого диагноза, о том, как он влияет на их отношения, какова роль их поддержки в социуме и как "позитивное мышление" помогло в преодолении болезни.
Теория речевых актов
Эта теория связана с тем, как слова могут использоваться не только для представления информации, но и для осуществления действий. Она была представлена оксфордским философом Дж. Л. Остин в 1962 году. Затем ее развил американский философ Р. Дж. Серл.
Пять моментов Серла
За последние три десятилетия теория Серла стала важным вопросом языкознания. С точки зрения ее создателя, есть пять основных моментов, которых ораторы могут достичь в своих высказывания. Это агрессивная, сочувствующая, директивная, декларативная и экспрессивная точки зрения. Эта типология позволила Серлу усовершенствовать классификацию перформативных глаголов Остина и перейти к аргументированной классификации иллокутивных сил высказываний.
Критика теории
Теория речевого акта заметным и разнообразным образом повлияла на практику литературной критики. Применительно к анализу прямого дискурса персонажем в литературном произведении она обеспечивает систематическую, но иногда громоздкую основу для выявления невысказанных предпосылок, следствий и последствий речи. Языковое сообщество всегда принимало это во внимание. Также теория используется в качестве модели, на которой можно переделать литературу в целом, и особенно прозаический жанр.
Один из наиболее важных вопросов, который некоторые исследователи оспаривают в предложенной Серлом типологии, касается того факта, что иллокутивная сила конкретного речевого акта не может принимать форму предложения. Оно является грамматической единицей в формальной системе языка и не включает коммуникативную функцию.