Гиюр - что это такое? Обращение нееврея в иудаизм. Как стать евреем

Выбирая иудаизм как единственно верный жизненный путь, человек, не рождённый евреем, но желающий стать им, должен быть готов к всевозможным препятствиям и преградам. Ведь принятие системы ценностей и постулатов этой религии - не простая формальность. Ему предшествуют настоящие испытания убеждений и праведных устремлений. Если кандидат в евреи проходит их с достоинством, его ожидает гиюр. Что это такое и зачем он нужен? Гиюр представляет собой обращение в иудаизм, включающее обряды, которые знаменуют появление ещё одного представителя избранного народа.

Гиюр: общие сведения

Перед Бейт-дином, так называемым раввинским судом, кандидат в евреи вне зависимости от пола обязуется соблюдать 613 заповедей Торы. Мужчина, принявший на себя это ярмо, должен пройти через следующие еврейские обряды: брит-милу (обрезание) и твилу (ритуальное омовение). У женщин обращение в иудаизм происходит иначе. Им надлежит совершить только твилу. Каждый обряд имеет своё особенное значение и выполняет определённые функции при принятии гиюра.

Брит-мила: особенности

Брит-мила символизирует союз между Творцом и Израилем. Испокон веков этот обряд являлся обязательной процедурой для человека, исповедующего иудаизм, и евреи до сих пор считают его непреложным, если речь заходит о гиюре. Ведь обрезание сохраняет святость человека, а мужчина, которому оно противопоказано, иудаистом никогда уже не станет.

Неевреям рекомендуется проходить брит-милу под местной анестезией, чтобы они могли сосредоточиться на принятии заповедей, однако при наличии веских причин допускается полный наркоз.

В том случае, если кандидат был обрезан ранее, ему надлежит пройти процедуру атафат дам-брит вместо брит-милы, чтобы совершить гиюр. Что это такое и каким образом она осуществляется? Атафат дам-брит представляет собой символическое выпускание нескольких капель крови посредством небольшого прокола в том месте, где обычно делают обрезание.

Она, как и брит-мила, проводится в присутствии судей Бейт-дина. Осуществляющий обрезание моэль произносит благословение по его окончании и выпивает бокал вина. После обряда мужчина должен оправиться физически, чтобы совершить твилу. На это уходит обычно два или три дня.

Как проходит твила?

Твила подразумевает вхождение в микву, резервуар с дождевой или родниковой водой. К этому обряду необходимо тщательно подготовиться: вымыться, почистить зубы и расчесать волосы.

Человек входит в микву обнажённым и погружается под воду с головой. После первого окунания женщина покидает бассейн и облачается в просторное одеяние. Оно не должно препятствовать соприкосновению тела с водой, когда она вновь войдёт в микву. Такое облачение позволит провести обряд правильно и чувствовать себя комфортно в присутствии судей. Мужчина, в отличие от женщины, не одевается и остаётся в воде. Судьи проводят с кандидатом небольшую беседу, просят вновь принять заповеди и произнести благословение на второе окунание.

Омовение в данном случае будет знаком духовного перерождения гоя (нееврея), его очищения и становления гером, то есть новообращённым. По завершении твилы его нарекают еврейским именем. Его человек выбирает заранее. Так завершается обращение нееврея в иудаизм. По его окончании новоиспечённый гер получает сертификат о прохождении гиюра.

Причины, побуждающие к гиюру

На него решаются люди, искренне мечтающие жить по законам этой религии, исполнять все заповеди Творца и соблюдать традиции избранного народа. Среди них много евреев по национальности, но не по законам иудаизма. Это означает, что они имеют родственников-евреев только по отцовской линии. Такие люди желают вернуться к своим корням.

Вопрос национальности в отношении обращения в иудаизм не принципиален. Наличие евреев в генеалогическом древе, конечно, скажется положительно, но решающим фактором для раввинов будет всё же чистота намерений.

Обращение в иудаизм по какой-либо корыстной причине, например, ради брака в Израиле или из-за сиюминутного желания произвести в жизни коренные изменения, считается недопустимым. Людям, одержимым подобными идеями, раввины вынуждены отказать, иначе свершится фиктивный гиюр. Что это такое и какие последствия он будет иметь? Фиктивным обращение в иудаизм считается, если претендент в евреи не собирался соблюдать заповеди изначально или не начал исполнять их после гиюра, а намерения вести праведный образ жизни были фарсом.

Таких прецедентов раввины пытаются избежать. Однако они случаются. Гиюр лжеца может быть признан недействительным спустя годы, что обернётся большими жизненными трудностями для его семьи, поэтому необходимо заранее задуматься, стоит ли идти на обман.

О чём необходимо помнить?

Людям, искренне желающим исповедовать иудаизм, необходимо чётко осознавать, что их образ жизни, когда они примут гиюр, претерпит значительные изменения. После свершения твилы они должны будут выглядеть и вести себя, как истинные евреи. В России, как и в других странах с иной религией и культурой, новообращённые вполне могут столкнуться с непониманием со стороны родственников-христиан или даже посторонних людей.

Мужчины отрастят бороду и пейсы на висках. В общественных местах они будут носить головные уборы (кипу или шляпу). О броских цветах в одежде и о некоторых предметах гардероба, таких как шорты или майки, придётся забыть. Их необходимо будет заменить на костюмы или сюртуки. Не стоит забывать и о традиционном для евреев талит-катане.

Женщины откажутся от обуви на высоком каблуке, одежды с глубоким декольте, яркого макияжа и отдадут предпочтение скромному и целомудренному образу. Замужние дамы покроют голову платком или наденут парик.

В субботу новообращённым надлежит воздержаться от работы, а свободное время в иные дни посвятить религиозному самообразованию. Привычки в еде придётся поменять. От свинины и крольчатины, к примеру, необходимо будет отказаться. И это лишь единичные примеры перемен в образе жизни.

Геры и гиюры

Если они не пугают человека, то он может обратиться в раввинский суд. Однако следует понимать, какой именно гиюр он хочет принять: реформистский, консервативный или ортодоксальный. Стоит отметить, что только последний признаётся в Израиле истинным.

Реформистское и консервативное течения в иудаизме отрицают тот факт, что заповеди созданы Творцом. Законы Торы для их представителей - не более чем форма поведения, которую можно поменять в соответствии с требованиями современности, в то время как для ортодоксов признание божественного происхождения заповедей и их выполнение – обязательные условия гиюра.

Такие суды не авторитетны. Их вердикты подвергаются многочисленным нападкам. Геры, прошедшие реформистские или консервативные гиюры, не получат признания со стороны израильского народа. Скорее всего, им придётся совершить процедуру обращения в иудаизм повторно, но уже в другом суде.

Где проводится ортодоксальный гиюр?

В Москве вопросами гиюра занимается Центральный раввинат, во главе которого стоит Берл Лазар. Под руководством главного раввина России проводятся заседания Бейт-дина. На них вершится судьба кандидатов в евреи. В России только там из гоя можно перевоплотиться в полноценного гера и быть принятым народом Израиля за своего.

Отправиться в Центральный раввинат на приём по вопросу гиюра и сразу пройти обряд не получится. Ему предшествует длительное обучение. Курсы проводятся бесплатно, но являются закрытыми. Попасть на них человек имеет шанс только с разрешения раввина, собеседующего потенциальных претендентов. Однако записаться на встречу не так просто. Сначала нужно получить письменные рекомендации раввина синагоги по месту жительства. Это условие обязательно для исполнения.

Возникает вопрос, как стать евреем человеку, в населённом пункте которого синагоги нет? В подобном случае Центральный раввинат рекомендует переехать в другой город. И это только первое испытание на пути к становлению гером.

Первый визит в синагогу

Само собой разумеется, что человек, решивший отправиться к раввину, уже имеет небольшой запас знаний. Он прочитал немало информации по интересующей его теме, возможно, даже начал изучать Тору и осваивать иврит. Так поступает немало потенциальных кандидатов в евреи. В России нет недостатка в книгах и учебниках, поэтому самообразованием может заняться каждый.

Имея минимальные знания по иудаизму и духовную потребность в продолжении обучения религиозной традиции, человек отправляется в городскую синагогу для разговора с раввином. В беседе с ним будущий кандидат в евреи честно делится своими переживаниями. Раввин, в свою очередь, может разрешить посещать синагогу, молиться, ходить на специальные занятия по Торе, познакомить с членами еврейской общины. И это очень важно, поскольку, ведя активную деятельность, человек набирается опыта и знаний, устанавливает контакты. Если раввин убеждён в его искренности и разумности, он даст необходимые рекомендации.

Беседа с раввином

Получив их, потенциальный претендент на гиюр может записаться на приём в Центральный раввинат. Он должен прийти туда в назначенное время и заполнить небольшую анкету. После этого с будущим кандидатом побеседует раввин.

Предметом разговора станет в первую очередь причина, побудившая человека задуматься о гиюре. Раввин задаст немало вопросов, касающихся жизненного пути кандидата, его родственников, контактов с еврейскими общинами, прочитанной литературы об иудаизме и планов на будущее.

Отвечать на них стоит правдиво. Раввин, сведущий в вопросах гиюра, проницателен, и в любом случае доберётся до истины. Как правило, он проводит с будущим кандидатом не одну беседу, чтобы выяснить, почему он решился на принятие еврейства.

Особый интерес представляют семейные взаимоотношения человека. Если кандидат состоит в браке или только собирается в него вступить, раввин попросит его прийти вместе со своей парой. Ведь гиюр станет возможным, только если все члены семьи обяжутся соблюдать еврейские традиции.

Подготовка к гиюру

Когда раввин удостоверится в благочестивых намерениях человека, он определит его на занятия. Если претендент имеет семью, то в обучении участвуют все её взрослые члены. Дети же обязаны посещать еврейские школы.

На занятиях гой получит возможность обстоятельно изучить иудаизм. Основные понятия этой религии, такие как кашрут и суббота, а также молитвы и заповеди, будут объяснены кандидату в ходе обучения. Причём во время него претендент на гиюр познает не только теоретическую сторону вопроса.

Ему надлежит регулярно посещать одну из московских синагог, наладить дружеские отношения с еврейской общиной. Над кандидатом возьмёт шефство одна из еврейских семей.

Образ жизни нееврея до гиюра

Периодически претендента вызывают в раввинский суд, чтобы проверить, как проходит обучение, и убедиться в том, что его намерения по-прежнему серьёзны.

На каждой встрече кандидат получает указания, какие именно заповеди ему надлежит соблюдать. Ведь ведение полностью еврейского образа жизни до обращения в иудаизм считается грехом. Например, нельзя полностью соблюдать субботу, прежде чем принять гиюр. Что это такое, объяснят преподаватели на курсах, а как именно соблюдать её, порекомендует раввинский суд. Своеволие в подобных вопросах неприемлемо, тем более что раввины пристально наблюдают за каждым подопечным и регулярно справляются о его делах у членов общины и преподавателей.

Подготовка кандидата занимает в среднем от двух до трёх лет. Когда знания его окрепнут, а он сам будет готов вести образ жизни праведного еврея, тогда его вызовут на заседание Бейт-дина.

Явка на суд

Туда кандидат является с удостоверением личности, а также всевозможными рекомендательными письмами: от раввина синагоги, членов общины и сопровождающей семьи.

В раввинский суд не рекомендуется приходить в одиночестве. Плюсом будет явка религиозных друзей и соседей. На суде должны присутствовать преподаватель курса, координатор и опекающая семья. Если у кандидата есть супруга или супруг, потенциальный муж или жена, их явка обязательна, поскольку они вдвоём должны продемонстрировать свои познания в религии и готовность соблюдать заповеди.

Судьи будут опрашивать и детей гоя. Однако если они совсем маленькие, то планами по их воспитанию надлежит поделиться родителям.

О чём могут спросить судьи?

Бейт-дин, которым руководит Берл Лазар, вынесет вердикт по результатам изучения дела кандидата, рекомендательных писем, а также непосредственной беседы с ним.

Вопросы, которые будут задавать судьи, могут касаться еврейской истории, традиций, молитв, основных событий и фигур Торы. Когда пал Храм Соломона? Каким образом приготовить кошерную рыбу? Где вырос пророк Моше? Как евреи отмечают праздник Пурим? Иногда судьи просят произнести отрывки из молитвы. Основы иудаизма гой, претендующий на статус гера, обязан знать идеально.

Беседа будет долгой и обстоятельной. В ходе неё судьи могут попытаться переубедить кандидата принимать гиюр, рассказывая о всех несчастьях еврейского народа. Это своего рода испытание претендента. Когда судьи получат достаточно информации из беседы, они попросят кандидата на время удалиться из зала. После короткого совещания перед ним будет оглашён вердикт.

Решение суда

Судьи могут вынести отрицательное или положительное решение относительно гиюра. В первом случае они укажут на возможные пробелы в знаниях и посоветуют повременить со столь ответственным решением. Новое заседание состоится через несколько месяцев.

В случае положительного решения судей кандидат должен выбрать себе еврейское имя. Как правило, он делает это заранее. Однако если у кандидата нет вариантов, судьи предложат ему несколько на выбор, после чего дадут человеку направление на брит-милу и твилу.

Беременной женщине-претендентке необходимо сообщить судьям о своём положении, поскольку гиюр будет распространяться и на ребёнка. Причём, если он будет зачат после твилы, то станет равным по статусу человеку, рождённому евреем, а если нет, то – геру.

Геры в иудаизме

Интересен вопрос, а каково положение новообращённых в еврейском обществе? Являются ли они его полноценными представителями? Как выглядят в глазах евреев геры? В Танахе (Священное Писание) говорится, что евреям надлежит относиться к новообращённым уважительно, как к равным себе: не притеснять, не оскорблять и не обманывать. Кроме того, многие гои древности, перевоплотившиеся в геров, стали значительными личностями, о которых по сей день помнят люди.

Так, в Танахе упоминается моавитянка Руфь, принявшая иудаизм и ставшая прабабушкой великого царя Давида. Его образ властителя принято считать идеальным. Согласно одному из еврейских преданий, именно из его рода выйдет Мессия, посланный Всевышним, чтобы спасти мир и принести избавление от страданий народу Израиля.

Приняли гиюр и тесть основоположника иудаизма Моше Итро, и Раав, праматерь пророков Иеремии и Иезекииля. Как показывает Танах, быть гером ничуть не хуже, чем евреем. Однако одно отличие всё же есть. Новообращённым нельзя связывать себя узами брака с коэнами (священниками).

В заключение

Вот мы и разобрались, как стать евреем. Осталось только преодолеть все препятствия на пути к цели. Но пусть они не смущают человека, вознамерившегося присоединиться к народу Израиля. Истинно верующему врата к праведной жизни всегда открыты, и он может быть уверен, что пройдёт все испытания на пути к ним с честью.

Комментарии
Ирина, Анастасия ! Ваш интерес продиктован любопытством или имеет более серьезные корни?
Страшные они все с этими чёрными бородами.
-1
чудовищно устал быть гоем...