Давид Голощекин: биография

Музыкант Голощекин Давид Семенович известен тем, что играет на семи музыкальных инструментах, более 55 лет исполняет джаз, играл со многими великими джазовыми музыкантами. И при этом о его личной жизни практически ничего не известно, он тщательно оберегает свою приватность, что уже стало частью его легенды.

Музыкальное детство

10 июня 1944 года в Москве появился на свет будущий музыкант Давид Голощекин. Семья его уже через 6 месяцев переехала в только что освобожденный от блокады Ленинград. Этот город был родным и любимым для Семена Голощекина, отца Давида. Он работал на «Ленфильме», имел много знакомых в богемной среде Северной столицы, отличался большим обаянием и общительностью. Вокруг него всегда было очень много интересных людей. Мама Давида училась в балетной школе, но травма не позволила ей профессионально заниматься этим искусством. Мальчик рос в веселой атмосфере ленинградской богемы, он очень любил музыку, часто пел песни из знаменитых кинофильмов. Но в пять лет его жизнь изменилась.

Трудный путь к музыке

Отец маленького Давида как-то во время работы повстречался с ректором ленинградской консерватории Павлом Серебряковым и рассказал ему, что его сын все время поет разные песни из кинофильмов. Тот посоветовал ему сводить мальчика на прослушивание в знаменитую музыкальную школу-десятилетку. Мама повела сына в школу, ему сыграли мелодию на рояле, простучали ритмическую композицию, мальчик все повторил в точности – у него был абсолютный слух. Так Голощекин Давид Семенович попал в класс скрипки Татьяны Захарьиной. Раньше ему доводилось видеть скрипку только в витрине музыкального магазина во время прогулок возле Пассажа с бабушкой. Давид Голощекин не догадывался, что инструмент станет его мукой на долгие годы. Его взяли в нулевой класс, и он часами был вынужден учить гаммы, в то время как его сверстники с криками играли во дворе в футбол. Годы понадобились на то, чтобы Давид полюбил скрипку. В семье существует легенда о том, как мама однажды сломала о его спину смычок, мотивируя его к занятиям. Во втором классе он начал ходить на уроки фортепиано, и тогда полюбил свою музыкальную школу. В 15 лет за особые успехи Голощекина перевели сразу на третий курс музыкального училища в класс альта, который дался ему довольно легко, также он посещал класс фортепиано. В 1961 году он окончил музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова.

Увлечение джазом

В 12 лет Давид стал увлекаться эстрадной музыкой. Отец купил ему радиоприемник, и для подростка стал лучшим занятием поиск музыкальной волны. Так он заочно узнал многих выдающихся музыкантов того времени: Уиллиса Коновера, Николая Минха, Юрия Шахнова. Также большое влияние на Давида оказали вечеринки в родительском доме, на которых звучала самая модная музыка. В школе началось и его серьезное увлечение джазом. Он познакомился с саксофонистом Сашей Зверевым, который разглядел в Давиде большие способности. Они начали дружить и слушать самую передовую музыку: Б. Уэбстера, И. Джеккета, К. Хокинса. Так Давид Голощекин, джаз для которого стал судьбой, нашел свое новое призвание. В 16 лет он начал играть на танцах, но продолжал общаться с компанией Саши Зверева, в которую входили несколько яростных фанатов джаза.

Начало взрослой жизни

Когда Давиду было 16 лет, его родители развелись, и мама уехала в Москву. Отец был занят своей новой жизнью, и юноша начал жить самостоятельно. В конце 50-х годов он познакомился с пианистом Юрием Вихаревым, организатором первого ленинградского джаз-клуба, большим знатоком джазовой музыки и обладателем великолепной фонотеки. У него Давид услышал лучшие джазовые произведения. В 1961 году Вихарев решил собрать джазовый ансамбль и предложил Голощекину освоить контрабас и войти в коллектив. Давид стер все пальцы в кровь, но научился играть на контрабасе в считаные дни. И для него началась новая жизнь.

Первые сценические опыты

20 апреля 1961 Давид Голощекин после нескольких месяцев репетиций впервые вышел на сцену на Таллиннском джазовом фестивале. В коллектив Вихарева, кроме Давида, вошли саксофонист М. Дворянчиков и ударник С. Стрельцов. Они недолго играли вместе, но этот опыт стал для Давида очень значимым.

Карьера профессионального музыканта

После окончания училища Давид Голощекин оформился пианистом и скрипачом в Концертное объединение. С 1962 года он начинает работать в коллективе в ревю Аллы Ким и Шалвы Лаури. Джазом в то время зарабатывать было невозможно, поэтому в течение нескольких лет Голощекину приходилось совмещать любимое дело с обязательной работой в официальных коллективах. После ансамбля Ю. Вихарева Давид приходит в октет И. Петренко, где выступает в качестве пианиста. У него не было большой пианистической школы, но в училище ему удалось получить основные навыки игры на рояле. В октете он нарабатывает новую технику, в этом ему большую помощь оказывает Аркадий Мемхес. Он стал наставником Голощекина не только в освоении пианино, но и в развитии музыкального вкуса, именно он привил Давиду чувство свинга. В октете Давид начинает делать свои первые аранжировки, они много выступают, работают на телевидении. У Голощекина появляются многочисленные знакомства. И когда через год октет распался, он уже довольно легко находит себе новое применение. Он играет в нескольких коллективах, выступает как солист и как музыкант ансамблей, официальным местом работы на какое-то время становится оркестр во Дворце культуры им. С. Кирова. Также он по приглашению друга отца Павла Нисмана начинает преподавать в первой джазовой школе.

В 1964 году Давид проходит прослушивание в оркестр МВД, но поработать там ему не удалось: он уехал на гастроли, и история осталась незавершенной. По приглашению Г. Гольштейна он пришел в оркестр Иосифа Вайнштейна, который был в то время очень известен. Здесь Голощекин обрел учителя и поверил в себя. Позже он будет называть работу в этом оркестре самым счастливым периодом своей жизни. Через некоторое время целую группу этого коллектива, в том числе Давида, позвали во вновь открывающийся оркестр под управлением Э. Рознера. Это были очень насыщенные времена, было очень много выступлений, Голощекин участвовал во многих фестивалях, концертах, какое-то время он даже руководил оркестром. В 1967 году он на несколько месяцев уезжает в Одессу, где руководит коллективом «Гамбринус-67», там он играет на духовых и на скрипке. Когда он вернулся в Ленинград, публика еще долго не могла привыкнуть к тому, что Давид Голощекин, фото которого уже нередко появлялось в прессе – мультиинструменталист, все привыкли видеть в нем пианиста. К этому времени у Давида была уже отличная джазовая репутация, даже слава, и он все сильнее ощущал потребность в своем коллективе.

Ансамбль джазовой музыки

В конце 1968 года при Доме культуры им. Ф. Дзержинского официально появился ансамбль джазовой музыки под руководством Д. Голощекина. Его основу составила команда, которая уже некоторое время существовала вместе, играя в джаз-клубе «Квадрат». В коллектив вошло пять человек, Давид в нем играл на флюгельгорне. В ДК они регулярно играли программу «Два часа джаза», также давали концерты в других помещениях. В 1972 году ансамблю удалось записать пластинку на фирме «Мелодия». Позже директор этой записывающей компании В. Сухорадо решил, что неплохо было бы показать такой отличный коллектив за рубежом, и взялся за организацию гастролей ансамбля. Благодаря ему Голощекин и компания выступили на Фестивале молодежи в Гаване. Эта поездка принесла Голощекину диплом лауреата и много интересных знакомств. С 1982 года Давид Голощекин и его ансамбль работают в баре «Москва» и начинают интенсивно гастролировать. Коллектив продолжает работать и сегодня, но Давид Семенович много выступает в других командах и сольно.

Концертная деятельность

Дав первый концерт в 1961 году, Голощекин продолжает выходить на сцену и сегодня. В 1971 году Голощекин удостоился величайшей чести и играл в концерте Дюка Эллингтона в Ленинграде. С 1982 по 1989 год Давид и его ансамбль сотрудничают с фирмой «Ленконцерт», что позволило им наладить систематическую гастрольную деятельность. Они играли свою программу во многих уголках СССР и за рубежом, выступления неизменно проходили с аншлагами. Программа состояла из двух отделений: в первом ансамбль исполнял многие знаменитые инструментальные произведения, а во втором главная роль отводилась солистке – Эльвире Трафовой. Такая структура концертной программы была уникальной для российской сцены. В 1989 году в Ленинграде открывается единственная в России филармония джаза, в которой «домашним» исполнителем является группа Давида, которой довелось принять участие в концертах многих знаменитых джазменов. И сегодня Давид Семенович работает в филармонии, проводит там ежегодный конкурс «Осенний марафон» для начинающих исполнителей и фестиваль «Свинг белой ночи». В 1989 году впервые Голощекин с ошеломительным успехом гастролирует по США – родине джаза. В конце 90-х годов в Новосибирске сложилась команда «Старое джазовое трио», с которой Голощекин дает концерты, когда бывает в столице Сибири, а бывает это как минимум раз в год. В начале 21 века появилась еще одно регулярная форма выступлений: парные концерты. Давид Голощекин и Николай Сизов, два выдающихся пианиста, в дуэте играют джаз в программе «В четыре руки». Такие концерты требуют особого чувства ансамбля и слаженности дуэта.

Дискография

Свой первый диск Голощекин с ансамблем записывает еще в 1972 году. Затем почти ежегодно выходят сольные и сборные пластинки, в работе над которыми принимает участие музыкант. Всего на его счету около 30 дисков. Диск «Избранное» 2004 года стал настоящим бестселлером такого исполнителя, как Давид Голощекин. "Когда плачет скрипка цыгана" - произведение, которое знают буквально все поклонники русского джаза. Кроме работы со своим ансамблем, джазмен не раз участвовал в записях с другими коллективами: «Старым джазовым трио», оркестром Вайнштейна, коллективом Г. Гольдштейна. Несколько дисков с исполнением джаза Голощекиным вышли на Западе.

Композиторское творчество

Давид Голощекин, биография которого в течение более чем 60 лет связана с джазом, не мог не попробовать себя в написании музыки. Первые аранжировки он создает еще в 60-х годах 20 века. Позже в программах его ансамбля часто звучат его интерпретации великих композиций. В качестве автора собственной музыки чаще всего Голощекин востребован в театре и кино. В 1987 году он пишет музыку к спектаклю «Самоубийца» театра им. А. Пушкина. В 1999 году режиссер С. Спивак приглашает Давида для участия в спектакле «Двое на качелях», где музыкант предстал в трех ипостасях: композитор, саксофонист и актер. Его музыка звучит в четырех кинолентах, также в четырех фильмах он сыграл небольшие роли, хотя, по его словам, сниматься ему совершенно не нравится.

Работа на радио

Давид Голощекин начал вести радиопередачу «Джазовый калейдоскоп» на станции «Радио Петербург» еще в 1995 году и продолжает еженедельно выходить с нею в эфир. С 2011 года он ведет программу «Весь этот джаз» на станции «Радио Эрмитаж». В течение нескольких лет он вел передачу с таким же названием на «Радио Рокс». Во всех передачах Голощекин ставит записи из своей богатейшей фонотеки и рассказывает о великих джазменах, многих из которых он знал лично.

Личная жизнь

Джазмен Давид Голощекин, личная жизнь которого интересует многих людей, является одним из самых таинственных музыкантов. Он категорически отказывается говорить о своей семье, о подробностях частной жизни, своих интересах и увлечениях. Ему очень часто приписывают семейные отношения с солисткой ансамбля, которым он руководит, Эльвирой Трафовой. И сам Голощекин категорически опровергает такой факт. Это редкий случай, когда он с определенностью говорит о своей личной жизни. Только близкие друзья знали о том, кто жена джазмена. Но однозначно известно, что семья у Голощекина была. Но не так давно он овдовел.

Комментарии
Виктор Колесник учился со мной в одной группе,В.Москалюк тоже ,но на другом факультете - играли у Давида.Много раз бывал на его концертах и сейчас бываю Джазфилармоникхолле.
Я художник,дизайнер,член СД.
Устаревшие данные. Он уже лет 17 как женат снова. Его жена Елена работает в гостиничном бизнесе. У них совместное увлечение - рыбалка.