Абрам Роом: биография и фильмография
Это был талантливый, экспансивный и предприимчивый режиссер. Он всегда старался показать крупным планом лицо, обнажить человеческие чувства, игнорируя, таким образом, самые смелые и необычные кинематографические изыски. Абрам Роом снимал фильмы, в которых все внимание акцентируется на конкретного человека, его проблеме и потаенных секретах. Вместе с тем режиссер постоянно искал новые решения и формы в кино, пытаясь расширить границы классического искусства. Абрам Ромм сравнивал профессионального актера с мастером техники, некой машиной, сконструированной по последнему слову биомеханики…
За годы своего творчества целых три города стали для него любимыми и родными: Вильно, Саратов и Москва. В одном прошло его детство, в другом он делал первые шаги в искусстве, а в третьем создал свои лучшие фильмы. Однако Абрам Ромм прославился не только как режиссер, он также был талантливым сценаристом. Каким же был его творческий путь и какие фильмы принесли ему всенародное признание? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Детские и юношеские годы
Абрам Матвеевич Роом – уроженец прибалтийского города Вильно. Он появился на свет 28 июня 1894 года.
Его родители были состоятельными людьми, поэтому хотели, чтобы их отпрыск получил достойное образование. Мальчик учится в гимназии, а после ее окончания поступает в Петроградский психоневрологический институт. Спустя несколько лет в стране начинается гражданская война, и юноша принимает в ней непосредственное участие.
Начало творческой карьеры
В конце десятых годов прошлого столетия Абрам Роом оказывается в Саратове. Здесь, на сцене открывшегося Театра миниатюр он впервые ставит свой спектакль. Пройдет совсем немного времени, и молодой человек создаст собственный храм Мельпомены под названием «Голубятня». Однако его детище впоследствии закроют, увидев в творчестве Роома элементы мещанства, буржуазности и провинциализма. Но юноша, учившийся на медика в Саратовском университете, продолжал заниматься творчеством, сначала в качестве преподавателя местного отдела искусств, а затем как ректор высших государственных мастерских театрального искусства. Ну и руководство Детского и Показательного театров хотели, чтобы Абрам Матвеевич ставил на их сценах спектакли, и молодой человек с удовольствием это делал.
Однажды сам А. В. Луначарский во время своего пребывания в городе на Волге увидел театральные постановки юноши и остался ими очень доволен. Нарком просвещения лично поговорил с начинающим режиссером и настаивал, чтобы Абрам Роом отправлялся в столицу, где он бы мог в полной мере развить свой талант.
В 1923 году молодой человек приезжает в Москву.
Карьера в столице
Сначала его принимают в качестве режиссера в Театр революции, а затем он становится преподавателем в Высшей педагогической школе ВЦИК. Постепенно у Роома просыпается интерес к кинематографу. Вскоре молодой человек пробует свои силы на новом поприще.
Первые работы на съемочной площадке
Следует отметить, что Абрам Роом, фильмография которого насчитывает более двух десятков работ в кино, также работал над картинами, съемки которых так и не были доведены до конца.
В последние годы своего творчества он старался обращаться к классике.
Его первая работа - комедия «Гонка за самогонкой» (1924). В центре юмористического сюжета - сапожник-подмастерье, который смог передать в руки полицейских самых обычных самогонщиков. Однако все это происходит во сне. К сожалению, эта картина маэстро не сохранилась до наших дней. Затем последовала короткометражка «Что говорит «Мос», сей отгадайте вопрос» (1924). И эта работа, в которой Абрам Роом выступил в качестве режиссера и сценариста, не сохранилась. Сюжет картины также остался нераскрытым.
В 1926 году маэстро приступил к съемкам полнометражного фильма «Бухта смерти». Однако история о событиях, развернувшихся на корабле «Лебедь» во время Гражданской войны, не вызвала восторженных откликов у кинокритиков. Не понравился фильм и советским чиновникам, которые посчитали, что автор попытался раскрыть слишком сложные темы.
Первый успех
Слава пришла к Абраму Матвеевичу после выхода ленты «Третья Мещанская» (1927). В ней он поставил на передний план человека и его чувства. История о любовном треугольнике очень взволновала неискушенного советского зрителя. Абрам Роом, фильмы которого стали классикой советского кинематографа, максимально наглядно продемонстрировал, как женщина может испытывать чувства к двум мужчинам одновременно, к мужчинам, которые к тому же дружат между собой. Но в финале картины женщина покидает обоих. Однако представители власти не разделили восторга зрителей, посчитав картину далекой от идей соцреализма.
В конце 20-х Абрам Роом, биография которого, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, снимает еще одну картину, непонятную для советской власти. Речь идет о «Приведении, которое не возвращается» (1929). В этом фильме маэстро обращает внимание зрителя на то, что и в условиях изоляции от общества человек способен к перерождению.
Опала
После выхода художественных лент «Третья Мещанская» и «Приведение, которое не возвращается», а также документального фильма «Ухабы», повествующего о жизни евреев-колонистов, власть не на шутку ополчилась на Роома.
В итоге режиссер был «выдворен» из Москвы в столицу УССР.
Работа в Киеве
Здесь маэстро устраивается работать на киностудию «Украинфильм». Вскоре Абрам Роом, фото которого регулярно печатались в советской прессе, приступает к съемкам фильма «Строгий юноша» (1935). Эта философско-романтическая драма о любви войдет в сокровищницу советского кино. Сценарий написал Юрий Олеша.
Философская история любви
В фильме отсутствуют четкие временные границы: параллельно сосуществуют «отмирающие» герои минувшей эпохи: приживальщик Фёдор Цитронов, доктор Степанов и представители нового поколения, тела которых сложены, как у греческих атлетов. При этом они пытаются быть совершенными как физически, так и духовно, неукоснительно соблюдая правила кодекса чести, которые основываются на твердости духа, сентиментальности, настойчивости, целомудрия.
Однако в фильме существует и другой свод законов, которым руководствуется одна молодая девушка. Его главное правило гласит: «Если чего-то сильно хочешь, то потакай своим желаниям, несмотря ни на что. Не следует сдерживать свои порывы».
Картина выстроена в формате вечного соревнования, постоянной борьбы за право стать совершенным. Здесь деньги не играют никакой роли, отсутствует социальное неравенство, а все делается для того, чтобы сформировать новое племя. Но примечателен тот факт, что нельзя построить равенство даже в идеальной среде. Можно проводить какую угодно пропаганду, давать какие угодно назидания, но двух одинаковых людей взрастить не получится, как ни старайся.
Существует в «Строгом юноше» и любовная линия. Вновь режиссер Абрам Роом поднимает тему неразделенных нежных чувств. Герои вынуждены делать выбор, несмотря на то что, с точки зрения морали, он сложен. Таким образом, маэстро наглядно доказал – даже в идеальном обществе имеет место быть неразделенная любовь.
Фильм получился философским и драматичным: ему долгое время не могли придумать название. Сначала предложили «Дискобол», затем «Волшебный комсомолец», но изменили потом на «Строгого юношу». А в 1936 году цензоры запретили демонстрировать эту философскую картину на широком экране, объясняя это тем, что сюжет картины далек от реальности, а ее концепция и вовсе непонятна. Фильм пролежал на полке до середины шестидесятых, и только потом его стали показывать массовому зрителю. Следует отметить, что проблемы, поднятые в ленте «Строгий юноша», и сегодня являются актуальными.
Творческий перерыв
Естественно, после реакции властей на картину «Строгий юноша» маэстро больше не может спокойно смотреть на то, как критикуют его творчество. Он больше не снимает кино, сосредоточившись исключительно на преподавательской деятельности.
Но спустя некоторое время он вдруг осознал, что его настоящее призвание – это режиссура.
Второе дыхание
В 1940-м Абрам Матвеевич приходит работать на «Мосфильм», чтобы опять снимать кино. На этот раз он ставит картины, угодные цензорам. Были утверждены к просмотру следующие ленты: «Эскадрилья № 5» (1939), «Нашествие» (1944), «В горах Югославии» (1946).
Поздний этап творчества
В 1956 году Роом обратился к теме ответственности врачей, которые во чтобы то ни стало должны спасать человеческие жизни. В итоге появился фильм «Сердце бьется вновь…». В 60-е маэстро режиссировал картины по мотивам произведений русских классиков. В частности, речь идет о лентах «Гранатовый браслет» (по Куприну, 1964 год), «Цветы запоздалые» (по Чехову, 1969 год).
Другое амплуа
Абрам Матвеевич был не только постановщиком фильмов, но и художественным руководителем таких кинолент, как «Дело № 306» (1956 г.), «На графских развалинах» (1957 г.). В картине «Поцелуй Мэри Пикфорд» он попробовал свои силы в качестве актера.
Вклад в искусство
Бесспорно, Роом стал автором нового направления в кинематографе. Современные киноведы назвали бы его стиль гиперреализмом, который базируется на концентрации внимания к среде, игре исполнителя с вещью, акценте на внутренний мир человека.
Найти свою нишу в искусстве ему помогали произведения психолога В. Бехтерева и аналитика психологии З. Фрейда, работа на театральной сцене, занятие медициной на профессиональной основе.
Вне профессии
А был ли счастлив вне профессии Абрам Роом? Личная жизнь режиссера сложилась наилучшим образом. Он женился на актрисе Ольге Жизневой, которую впоследствии снимал практически в каждой своей картине. Вот только детей у Абрама Матвеевича не было.
Маэстро скончался 26 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище, по соседству с супругой.