Богородицкий монастырь, Казань: адрес, история, святыни, настоятель

С давних пор одной из наиболее почитаемых российских святынь является Казанская икона Божьей Матери. Множество раз по молитвам перед ней укрывала Царица Небесная Своим Покровом нашу землю от бед и несчастий, за что и сделали с неё немало списков, также прославившихся чудесами. На месте обретения образа был основан Казанский Богородицкий монастырь, вставший впоследствии в ряд ведущих духовных центров России.

Видение отроковице Матроне

Хоть и давно это было, но предание сохранило для нас рассказ о горе, постигшем в 1579 году стрелецкого сотника Данилу Онучина, поселившегося в Казани лет за пятнадцать до этого. Знать, прогневал Господа служивый человек, раз попустил Царь Небесный случиться в его доме, недавно отстроенном и ещё пахнущем свежими сосновыми брёвнами, лютому пожару. То ли с божницы свечка упала, то ли уголёк стрельнул из незакрытой печи, но только полыхнуло пламя так, что насилу успел Данила выскочить да вытащить из огня жену свою Катерину с двенадцатилетней дочерью Матроной.

Потужили, погоревали, да что же делать – Воля Божья. До времени приютили погорельцев добрые люди. И вот, в одну из ночей, является отроковице Матроне Сама Царица Небесная и повелевает идти на место, где стоял их дом, и обрести там Её честной образ, сокрытый под грудой пепла. Оробела девица, но то же видение было ей ещё и ещё раз. Тогда в страхе великом поведала всё своей матери, а та поспешила прямиком к архиепископу Казанскому Иеремии.

Обретение чудотворной иконы

Пастырь Божий отнёсся к её рассказу со всем доверием, и тут же во главе церковного причта с молитвами и песнопениями отправился вместе с Катериной на пепелище. Долго пришлось ворошить груды золы и головешек, пока, наконец, в руках дочери Катерининой Матроны не оказалась та самая икона, о которой вела речь Царица Небесная. Велика была радость, и в тот же день святыню перенесли в стоявшую неподалёку церковь Николы Тульского.

Монастырь, рождённый государевым изволением

Случилось это в 1479 году, то есть при государе Иване Васильевиче (Грозном). Правду сказать, хоть и лют был царь, но порой являл примеры благочестия. Вот и на этот раз, проведав о чудесном обретении иконы, велел заложить на том самом месте церковь, а как будет готова, устроить подле нею женскую обитель, чтобы инокини молитвенно славили милость, ниспосланную Царицей Небесной. Так, государевым изволением был основан Казанско-Богородицкий женский монастырь, в котором приняли постриг и сама Катерина, и её дочь Матрона, в иночестве нареченная Маврой. Её же сподобил Господь впоследствии стать настоятельницей обители.

Восшедший на Московский престол после смерти отца новый государь Фёдор Иоаннович, так же как и его батюшка, был щедр к новой обители и повелел воздвигнуть в ней каменный храм в память явленного здесь чуда. Поскольку на волжский берег вместе с царским указом прибыли и деньги на его реализацию, то работа закипела, и не более как через год вознеслись к небу стены величественного храма в честь явления Казанской иконы Божьей Матери. В него же она и была торжественно перенесена из прежней деревянной церковки.

Центр паломничества

Поскольку в скором времени появилось множество свидетельств о чудесах, явленных по молитвам перед иконой Божьей Матери, то Богородицкий монастырь (Казань) быстро стал местом всеобщего паломничества. Со всех концов России в него съезжались, а порой и шли пешком за тысячу верст богомольцы. Известно, что не свеча, пусть даже пудовая, нужна Царице Небесной, а труд, положенный православным человеком на то, чтобы дойти и поклониться её образу.

Вот и пылили по дорогам бескрайней Руси вереницы добровольных странников, направляясь туда, где находится Казанский Богородицкий монастырь. Не останавливали их ни зимняя стужа, ни летняя жара. Особенно старались поспеть к 4 ноября, когда отмечался День иконы Казанской Божьей Матери. В этот праздник счёт паломникам шёл на тысячи.

Посещения монастыря царствующими особами

Казанский Богородицкий монастырь посещали и члены царствующего дома. Многие из них, путешествуя по Волге, считали своим непременным долгом поклониться образу Пресвятой Девы, хранившемуся в стенах обители. Кстати, сохранились любопытные сведения, согласно которым, городской бюджет в те годы на 70% состоял из средств, вырученных за счёт многочисленных крестных ходов, проводимых в монастыре, и массового паломничества.

Особенно памятными стали для обители два визита царствующих особ. Весной 1722 года здесь побывал государь Пётр I, а в 1767 году Богородицкий монастырь (Казань) почтила своим присутствием Екатерина II. Матушка-императрица пожертвовала на украшение святых образов Пречистой Девы и Спасителя драгоценные бриллиантовые короны, не дошедшие до нас, и безвозвратно канувшие в океане бурных событий XX века.

В огне пугачёвщины

Во дни, когда волжские берега были охвачены пожаром пугачёвского восстания, монастырь стал не только свидетелем, но и невольным участником тех драматических событий. Жители Казани пытались найти в его стенах спасение от кровавого разгула бунтовщиков, но тщетно.

Один из отрядов ворвался в обитель и, выгнав из неё монахинь, разместил в ней артиллерийские орудия, из которых вёлся огонь по Кремлю. Любопытно отметить, что, несмотря на всю свою разнузданность, бунтовщики не тронули ни чудотворную икону, ни её украшения. Земного суда они не боялись, а перед Небесным всё же трепетали.

Закладка нового собора

Старый Казанский собор, в котором уже два столетия хранилась чудотворная икона, к концу XVIII века весьма обветшал и, поскольку архитектурная комиссия признала его не подлежащим восстановлению, был разобран. Для восполнения этой потери на том же месте в 1796 году в присутствии императора Павла I, его сына Александра – будущего победителя Наполеона, и второго сына Константина был торжественно заложен новый собор.

Автором его проекта, выполненного в классическом стиле, стал знаменитый петербургский архитектор И.Е. Старов, прославившийся в городе на Неве такими своими шедеврами, как Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор, Таврический дворец, и целым рядом иных великолепных сооружений.

Последний век монастырского благоденствия

Следующий затем XIX век стал периодом особо бурного строительства, за время которого Богородицкий монастырь (Казань) изменился до неузнаваемости. В самом его начале на пожертвования дворянского дома Мусиных-Пушкиных был возведён Софийский собор, а вскоре разработан и утверждён проект полной реконструкции обители, который претворялся в жизнь почти до конца столетия.

Была снесена окончательно обветшавшая к тому времени древнейшая постройка монастыря - Николо-Тульская церковь, возведённая когда-то по приказу Ивана Грозного. На её месте построили новую тёплую церковь, где с тех пор хранилась в зимнее время чудотворная икона. Возвели также Настоятельский корпус и помещения, в которых разместились кельи инокинь. В последней четверти века на территории монастыря появилась постройка, названная Крестовоздвиженским корпусом. В ней помещался храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, ризница, трапезная, школа живописи, квасная, хлебная и целый ряд хозяйственных помещений.

Похищение святыни

В конце июня 1904 года Россия была потрясена ужасной вестью: неизвестные злоумышленники, проникнув ночью в Богородицкий монастырь (Казань), похитили из его храма главную святыню – Казанскую икону Божьей Матери. К поискам преступников были подключены лучшие следователи страны, ведь речь шла о невиданном до той поры святотатстве, вызвавшем в обществе самый широкий резонанс.

Воры были задержаны, однако иконы у них не оказалось. Более того, ни из их показаний, ни на основании дополнительных расследований не удалось установить её местонахождение. Последующая судьба иконы остаётся загадкой и по сей день.

И тем не менее постигшее монастырь несчастье не уменьшило число стремящихся в него паломников, особенно в День иконы Казанской Божьей Матери. За отсутствием святыни, люди шли, чтобы поклониться хотя бы тому месту, где она когда-то пребывала. В самом же храме, точнее в его подземелье, на том месте, где когда-то был обретён чудотворный образ, в 1913 году была устроена подземная церковь в честь трёхсотлетнего юбилея дома Романовых. Средства на её создание пожертвовала великая княгиня Елисавета Фёдоровна – родная сестра императрицы.

Лихолетье

После октября 1917 года на монастырь обрушились все те же несчастья, что и на прочие обители многострадальной России. Часть помещений была сразу же отнята у сестёр и передана в распоряжение одной из воинских частей. В конце двадцатых годов положение значительно ухудшилось ввиду того, что монастырь был окончательно закрыт, а большая часть жилых помещений стала использоваться как общежитие студентов педагогического техникума.

Будущие учителя и воспитатели, призванные «сеять разумное, доброе, вечное», привели монастырь в плачевное состояние. Даже дикая пугачёвская орда не причинила обители таких бед. Молодые педагоги выломали двери и окна, разбили исторические надгробия, а также сожгли деревянные лестничные ступени и перила.

Некоторый период территория монастыря использовалась под склады заготконторы, а затем была передана для строительства киностудии. С этой целью было снесено несколько исторических сооружений. В довершение всего был взорван Казанский собор, созданный по проекту русского гения И.Е. Старова. Много и других бед пережил монастырь за годы богоборчества.

Вновь учреждённый мужской монастырь в Казани

Нелёгкий путь к возрождению монастыря начался в 1993 году, когда местной епархии была передана надвратная Софийская церковь, возведённая ещё в XIX веке. Вслед за ней вернулись к своим прежним владельцам и прочие чудом сохранившиеся, но потерявшие прежний облик сооружения. Предстояла трудная и дорогостоящая работа по их восстановлению.

Иноческая жизнь вернулась в древние стены в 2005 году. Постановлением Священного Синода монастырь был возрождён, но уже как мужской. Тогда же Казанский Богородицкий мужской монастырь переживал ещё одно радостное событие. Прибывший в город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители список с украденной в начале XX века чудотворной иконы Богородицы. Прежде он хранился в Ватикане и был передан Русской православной церкви лично Римским папой. Сегодня он находится в восстановленной и действующей Крестовоздвиженской церкви монастыря.

В наши дни братия монастыря, которую возглавляет игумен Марк (Виленский) ещё весьма невелика и состоит всего из восьми человек. Шестеро из них имеют сан иеромонахов, то есть монахов, рукоположенных во священство и получивших тем самым право совершать таинства. Ещё двое – иеродиаконы. Это диаконы, но, в отличие от своих собратьев, принадлежащих к белому духовенству, принявшие монашеский постриг.

Несмотря на столь малочисленную братию, Казанский Богородицкий монастырь в Казани, адрес которого: ул. Большая Красная, 5, вновь обретает значение важного духовного центра. Его главной святыней является «Ватиканский» список похищенной иконы, о котором упоминалось выше. Кроме того, святынями, несомненно, являются и чудом сохранившиеся после десятилетий атеистического безвременья три ныне действующих монастырских храма.

Комментарии