Альгимантас Масюлис: биография и личная жизнь
На днях исполнилось восемь лет со дня смерти «главного немца Советского Союза». Он ушел из жизни в Каунасе после тяжелой болезни. В далекие 70-80-е прошлого века как обычные советские зрители, так и режиссеры, без остановки снимавшие картины про войну, считали этого литовского артиста самым лучшим исполнителем ролей фашистов и немцев всех званий и мастей. Итак, герой этой статьи - Альгимантас Масюлис, заслуженный и народный артист Литовской ССР.
Первые годы жизни великого Мастера
Один из самых известных литовских и советских актеров второй половины двадцатого века увидел весь этот огромный мир на десятый день июля 1931 года. Это произошло в маленькой деревеньке Сурдегис Аникщяйского района в Литве. Мальчика назвали Альгимантасом.
Он был еще совсем молод, когда принял очень важное для себя решение стать актером. И не просто актером, а очень известным. Паренек тянулся к этой профессии. Его привлекало в ней то, что там он мог полностью раскрыть свою душу, все свои эмоции, свой талант, свое умение. Поэтому Альгимантас Масюлис, сразу после того как получил аттестат об окончании средней школы, становится студентом студии при знаменитом Паневежском драматическом театре. Молодой человек старательно обучается актерскому мастерству и умению перевоплощения в студии, отдавая этому все свои силы, все время. Так, постепенно, стараясь воплотить свою мечту в жизнь, Масюлис Альгимантас шел к достижению своей цели.
Театральный Олимп
Студию будущий актер окончил в 1948 году. Он был одним из лучших учеников в своем выпуске. Теперь в его багаже знаний было очень много опыта и фундаментальных знаний, полученных за время учебы. Молодой актер был словно окрылен своими первыми успехами.
После получения диплома Альгимантас Масюлис становится актером ставшего ему близким, дорогим и родным Паневежского драматического театра. Там он работал до 1978 года, а потом ушел в Каунасский академический драматический театр.
Известность в Стране Советов
Очень жаль, что из огромного количества приверженцев театрального искусства лишь малый круг театралов знал о поистине безграничном таланте самого обычного паренька, крестьянского сына. Но те немногие с нетерпением ждали объявления о том, что будет организована поездка в Паневежис, в театр Мильтиниса.
А уже там, на знаменитой сцене, воплощая многих персонажей, с неподражаемым мастерством играл красивый, благородный и статный актер Масюлис Альгимантас. Как правило, вместе с ним, поддерживая волшебную атмосферу театра, на сцене находились Донатас Банионис, Бронюс Бабкаускас, Вацлавас Бледис...
С легкой руки Мильтиниса
Масюлису посчастливилось находиться в команде Юозаса Мильтиниса, великого педагога и театрального режиссера. Именно этот талантливый человек смог не только разглядеть способности Альгимантаса, но и развить их. Юозас с определенной целью набирал в труппу непрофессионалов, обучая их потом как актерскому мастерству, так и истории культуры, хорошим манерам, иностранным языкам. Это была великолепная школа для начинающего свой творческий путь Масюлиса.
Много лет спустя в одном из интервью Масюлис Альгимантас Ионович делился своими воспоминаниями, рассказывая о том, что он пребывает в твердой и нерушимой уверенности: нет никаких рецептов в искусстве. Никакими математическими формулами невозможно объяснить и описать творчество. Здесь нет правил, но есть требования — моральные и этические. Ведь художник, даже принадлежащий к касте выдающихся, не имеет никакого права унизить человека или лишить его права на надежду.
Ровесник литовского киноискусства
Впервые шагнуть на съемочную площадку Альгимантас Масюлис решился в 1955 году. Можно сказать, что он является ровесником литовского кино. Сначала он снялся в фильме о вернувшемся домой Игнотасе, но его настоящий кинодебют, после которого его стали узнавать, состоялся немного позже, всего через год. Это была короткометражка со странным названием «Утопленник», которая стала первым игровым фильмом, созданном на Литовской студии.
Лента, являющаяся экранизацией новеллы классика Пятраса Цвирки, состояла всего лишь из одной части. Альгимантас был приглашен на главную роль — Иониса Шатаса — чиновника буржуазной Литвы. Его персонаж попадает в ситуацию, которая словно взята из анекдотов. Все честолюбивые стремления Шатаса терпят крах.
Во время подготовки к съемкам Масюлис решил сыграть в манере трагикомедии. Он работал на границе между гротеском и серьезностью. На тот момент Альгимантас был одним из ведущих актеров Паневежского театра, у него в запасе была хорошая школа, да и играл он с профессионализмом достаточно высокого уровня. Со времени выхода этой короткометражки Масюлис стал появляться на экранах с завидной регулярностью. Сначала это были работы исключительно в литовских картинах, а с середины шестидесятых он начал сотрудничать и с другими студиями.
«Киношная» судьба
Короткометражка «Утопленник» был дебютом в творчестве режиссера Витаутаса Жалакявичуса. Именно с ним в тандеме Масюлис сыграл одних из своих лучших персонажей. У актера выдержанная актерская манера исполнения, очень выразительная типажность, минимум видимых исполнительских затрат при максимуме остроты формы. Все это сделало Масюлиса жизненно узнаваемым и характерным героем мира хищников.
Каждый его герой обладает острой выразительностью при наибольшей внешней сдержанности, направленностью каждого мгновения жизни, четкой продуманностью и умением выстроить роль в целом от первого до последнего движения. Все это плюс яркая характерная внешность на много лет определило «киношную» судьбу Альгимантаса. На театральных подмостках он блистал в разных ролях, а вот на съемочной площадке выходил в образе злодеев. Но, как известно, злодеи тоже бывают разные...
Интеллигентные злодеи
В шутку Альгимантас получил прозвище главного фашиста Советского Союза. А сам он мечтал сыграть Дон Кихота. Но почти всегда кинорежиссеры видели в нем совершенно «не нашего» человека. Им казалось, что именно Масюлис идеально сыграет западного шпиона или эсэсовца. Так и повелось. Почему-то считали, что у него типичная фактура буржуа: повадки барина, лицо настоящего аристократа, взгляд интеллектуала.
В советском кино актер был ответственным за роли иностранцев. Красивый голубоглазый блондин с тонкими губами, мужественным подбородком и очень выразительными, даже немного хищными ноздрями. Такая интересная фактура плюс легкий акцент обрекали его играть в картинах про войну немцев, а в детективах из жизни американцев - жителей США.
Это неудивительно, ведь и его дебютом была роль фашистского офицера. И все-таки всесоюзную славу ему принесла роль опять-таки фашиста Вилли Шварцкопфа в картине «Щит и меч». Режиссер фильма Владимир Басов предложил ему сыграть его персонажа не так, как это было принято в советском кино, а совершенно по-другому. И он, думая о войне, вспоминал, что солдаты относились к войне наплевательски, а вот среди офицеров можно было встретить настоящих идейных нацистов, образованных людей.
Последний бой
Альгимантас Масюлис, фильмы которого уже полстолетия с огромным удовольствием смотрят миллионы телезрителей, сыграл много интересных и разноплановых ролей. В кино это была почти сотня персонажей. На театральной сцене — почти две сотни. И сейчас, когда звучит это имя, перед глазами встают его герои: сквайр Трелони из «Острова сокровищ», Штуфен из «Краха инженера Гарина», рыцарь Гай Гисборн из «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго», Шерлок Холмс из «Голубого карбункула», адвокат Джефсон из «Американской трагедии», Карл Вейерштрасс из «Софьи Ковалевской», мистер Риган из «Сердец трех», Дорман из «Каменской»...
Его последней работой стала картина «Фрицы и блондинки». Таким, каков он был в кадре фильма, и запомнился Альгимантас Масюлис.
Сам актер часто вспоминал с ностальгией советское кино и свое прошлое "немецкого офицера".
Альгимантас Масюлис: семья
Со своей супругой Гражиной он много лет прожил в Каунасе, работая в местном драмтеатре. Средств в семье было не очень много, ведь в России о звездах вспоминают редко. Им помогала дочь Милда с внучкой Агне, которая, решив продолжить врачебную династию мамы и бабушки, окончила медицинский и пришла на работу в детскую клинику Вильнюса. Сын принимал участие в съемках «Фрицев и блондинок». Этот документальный фильм стал их совместной работой с отцом.
Альгимантас Масюлис прожил долгую и интересную жизнь, в течение которой он одаривал своих зрителей прекрасными персонажами и героями. Его не стало в 77 лет. Сердце великого литовского актера перестало биться 19 августа 2008 года.