Берта Моризо. Путь художницы
Имя Берты Моризо неразрывно связано с эпохой импрессионизма. Единственная женщина в кружке «отверженных», успешная художница, муза, la femme fatale своего времени... Берта Моризо за свою недолгую, но яркую жизнь успела покорить вершины живописного Олимпа и навсегда оставить свой неизгладимый след в истории живописи.
Юность и первые успехи
Будущая художница появилась на свет 14 января 1841 года в семье богатых буржуа. И сама Берта, и её сестра Эдма рано начали проявлять интерес к живописи. Возможно, свою роль в склонностях сестёр сыграла наследственность – они приходились внучатыми племянницами Жану Оноре Фрагонару.
Французские нравы и общественные устои того времени не поощряли серьёзное увлечение девушек живописью. Из двух сестёр профессиональной художницей стала именно Берта Моризо.
Биография её содержит много интересных фактов о встрече со знаменитым барбизонцем Камилем Коро. Именно он оказал непосредственное влияние на её становление как художницы, обучил приёмам мастерства в передаче игры светотени, привил любовь к пейзажной живописи и работе на пленэре.
Уже в 23 года работы Берты Моризо были показаны на Парижском салоне. В течение шести лет полотна молодой художницы отбирались для официальных экспозиций Академии изящных искусств. Это было признание её таланта высшим художественным светом того времени.
Муза Эдуарда Мане
Импрессионизм, как новое направление в живописи, становился всё более популярным. В 1686 году происходит встреча, которая переворачивает всю дальнейшую судьбу и карьеру художницы. Берта Моризо знакомится с Эдуардом Мане, чьим творчеством она искренне восхищается.
Между девушкой и художником завязывается весьма своеобразный роман. Он просит её позировать для своих полотен, вводит в круг импрессионистов и представляет своим друзьям. Полотно «Бакон», представленное Эдуардом Мане на очередном Салоне, закрепило за Моризо репутацию роковой женщины.
Впрочем, как отмечают биографы, отношения между ними всегда оставались платоническими и не переходили рамки приличий того времени. На сеансы для «Балкона» Берта Моризо неизменно приезжала в сопровождении матери, и Мане, несмотря на вольность характера, не переступал черты в отношениях с ней. Всего он запечатлел её на 16 своих полотнах, оставив её образ в истории как слегка грустной, меланхоличной, но неизменно прекрасной женщины.
Берта Моризо: картины и эксперименты
Импрессионизм, как новое течение в живописи, оказался созвучным вкусам и настроениям художницы. В 1874 она оставляет официальный Салон и примыкает к сообществу «отверженных» импрессионистов. Таким образом Берта Моризо стала первой и единственной на тот момент женщиной-импрессионистом.
Наследие художницы насчитывает около 400 работ. Помимо вольной импрессионистической манеры письма, игр со светом, с яркостью красок, её работы отмечены особой мягкостью, лиричностью. Портретные образы, созданные ею отличаются особой интимностью, в пейзажах присутствует легкая дымка, унаследованная от стиля Коро.
Первая персональная выставка Берты Моризо состоялась только в 1892 году, за три года до смерти художницы.
Поздний брак
Несмотря на нежные и страстные чувства, которые Берта Моризо питала к Эдуарду Мане, замуж она вышла за его брата. Сложно оценить мотивы этого поступка. На тот момент художнице было уже 33 года – преклонный возраст для того времени.
Родители Моризо с недоверием и скептицизмом относились к Эжену Мане, однако, настаивали на браке дочери. Женщина в таком возрасте не должна была оставаться одна.
Союз этот оказался удачным. Эжен всячески поддерживал жену в её творчестве и оставался с ней вплоть до её смерти в 1895 году.