Лонгрид – это что такое? Правила создания и примеры
Не так давно в текстовом интернет-пространстве появилось новое понятие – лонгрид. Оно достаточно быстро завоевало популярность как у заказчиков, так и у исполнителей. Попробуем разобраться, что это такое, и как делать лонгриды.
Еще пару лет назад главенствовало утверждение о том, что для Интернета хороши короткие тексты, а длинные никому не нужны, так как читать их долго. Но в 2014 году наступил переломный момент. Компания Newswhip организовала исследование новостных материалов, в ходе которого выяснилось, что наибольшее число прочтений собирают 2 вида текстов: совсем короткие (до 500 слов) и длинные (от 1200 слов). Последние, собственно, и будут нас интересовать.
Определение
Лонгрид – это статьи, созданные для длительного чтения. Текст в них обычно (однако это не является строгим правилом) разбит на части с помощью разнообразных мультимедийных элементов: инфографика, фотографии и проч. Такой формат статьи помогает читать материал с любого электронного носителя. Кроме того, подобное расположение текста способствует полному погружению читателя в тему. Вопреки распространенному мнению, лонгриды не являются каким-то новым явлением. Многие печатные журналы уже используют этот жанр для создания статей.
Типы лонгридов
Изначально лонгриды писались только журналистами для журналов и газет. Но постепенно Интернет изменяет ситуацию. Даже стали появляться разнообразные блог-платформы, автоматически создающие новый для Интернета жанр.
Как правило, любая большая по объему статья уже считается лонгридом. Однако существует особый подвид этого жанра, который сейчас как раз и пользуется популярностью на просторах Интернета – мультимедийный лонгрид. Акцент здесь делается не столько на тесте, сколько на таких составляющих, как фото, видео, инфографика, интерактивные ленты, презентации, географические карты, аудиофайлы, диаграммы и др.
Подобные большие проекты не создаются одним журналистом. Над ними работают целые команды, в которые входят продюсер, журналист, дизайнер, фотограф, видеооператор. Следовательно, и бюджет для создания такого лонгрида будет немаленький. Поэтому большая часть существующих сейчас таких проектов была создана редакциями крупных новостных агентств, газет и журналов. Например, это ТАСС, «КоммерсантЪ», «АиФ», «Комсомольская правда» и проч.
Причина популярности
В первую очередь, лонгрид – это прекрасная возможность привлечь внимание аудитории. Поэтому так много изданий обращаются к этому жанру. Читатели основательно погрузились в «информационный шум», и лонгрид может довольно легко подавить эти «помехи».
Сегодня новости не производят того эффекта, какой производили еще десяток лет назад. Новизна статьи теряется настолько быстро, что уже не имеет значения, кто первый сообщил о случившемся. Ведь информационную составляющую текста авторское право не защитит. Такое положение грозит издательствам банкротством. За счет же лонгридов СМИ не просто привлекают читателя, но и заставляют его возвращаться на посещенный сайт, делиться ссылками с друзьями в соцсетях, помещать понравившиеся страницы в закладки.
Характеристика
Но так или иначе, лонгрид – это текст. И характеристики этого текста мы и представим ниже:
- Объем – не менее 1500 слов. Отметим, что самый популярный лонгрид The New York Times, посвященный нелегальным мигрантам из Индонезии и собравший около 47 000 перепостов, состоял из 10 500 слов.
- Особое внимание уделяется информации. Она должна быть очень качественной и выделяться на фоне всего того, что публикуется на остальных ресурсах.
- Работа над лонгридом требует много времени и усилий. Автор обязательно должен изучить тему и показать ее под необычным углом, отыскать новое понимание, иначе читатель будет разочарован статьей.
- Темы для таких текстов всегда должны выходит за рамки определенной ситуации. Они должны описывать новые тренды, явления, серьезные изменения и проч.
- Кроме того, необходима большая наглядность, которая облегчит восприятие читателя, – иллюстрации, фото, видео, графики и т. д.
Создание лонгрида
Лонгрид по своему строению напоминает конструктор. Текст в этом жанре собирается из фрагментов историй, репортажей, а потом дополняется какой-то недостающей информацией. Но собирается этот конструктор так, чтобы читатель смог к концу статьи получить исчерпывающие сведения по теме. Обычно статья составляется в хронологической последовательности. Но бывают проекты, где читатель сам решает, с какой части ему читать, в какую сторону двигаться.
Алгоритм
Как и многие жанры, лонгрид – это, по сути, шаблон. То есть для написания статьи на любую тему необходимо следовать одной и той же схеме. Ее мы и рассмотрим:
- Для начала необходимо понять, для кого будет предназначаться текст. То есть определить целевую аудиторию и ее интересы, «нарисовать» предположительный портрет читателя.
- Теперь выбирается тема и позиция, с которой она будет раскрываться. Идея подбирается исходя из предпочтений целевой аудитории. Не стоит пытаться написать научную статью, перегруженную терминологией, так как никто ее читать не будет. Всегда необходимо ориентироваться на читателя. А если тема выбрана довольно обширная, то осветите один из ее аспектов.
- Прежде чем приступить к работе, составьте план. Это поможет, с одной стороны, настроиться на рабочий лад, а с другой – понять, что вы получите в итоге. Кроме того, для написания лонгрида просто необходим план, так как большие объемы информации сложно структурировать и легко упустить что-то важное.
Рекомендуется составлять план на специальных карточках – так будет намного проще разработать правильную структуру и подобрать нужные интерактивные элементы (фото, графики, видео и проч.). Если же над лонгридом работает целая команда, то без плана невозможно будет распределить задачи между участниками. И помните, лучшие лонгриды были написаны согласно заранее разработанной структуре.
- Следующий этап самый важный и сложный – собрать необходимые материалы и подготовить их. Наглядные иллюстрации желательно разрабатывать параллельно, чтобы они гармонично вписывались в текст.
- Подготовленный материал необходимо оформить и опубликовать. На сегодняшний день существует большое количество различных серверов, которые смогут в этом помочь.
- Заключительный этап – продвижение. Его можно начать еще до публикации лонгрида.
Можно ли использовать лонгрид в коммерческих целях?
Для начала ответим на вопрос: о чем расскажет читателям лонгрид? Темы его могут быть любые, но это должен быть информационный текст. Сам по себе он не должен нести рекламной направленности, так как никто не станет его читать. Но воспользоваться лонгридом в коммерческих целях все же можно. Как? Очень просто.
Дело в том, что такой текст привлекает читателей. Таким образом, постоянная публикация лонгридов увеличит посещаемость вашего сайта и время, которое пользователи на нем проводят. Плюс, такие проекты привлекают трафик из соцсетей. Таким образом, коммерческий лонгрид не является ни рекламным, ни продающим текстом. Он служит для привлечения потенциальных клиентов на сайт, а также может давать полезную информацию о самой компании, услугах, которые она оказывает, и проч.
Лонгрид: примеры
Примерами этого жанра являются статьи в таких журналах, как «Вокруг Света» и его зарубежном варианте – GEO. Отметим, что эти издания обращались к лонгридам еще до того, как подобные тексты стали популярны в Интернете. Поэтому на страницах этих журналов можно найти множество примеров интересующего нас жанра.
Несмотря на огромную популярность лонгридов, нельзя однозначно сказать, что за этим жанром будущее интернет-изданий. Многое зависит от того, насколько хорошо журналисты научатся работать с подобными текстами, прорабатывать их, а главное, смогут ли понять, что ориентироваться в первую очередь необходимо на читателя.
Сейчас лонгриды активно используются в основном только в информационной среде. В коммерческих и бизнес-целях их практически не применяют. Но и в этих областях у данного жанра есть немалые перспективы.
Странно, что впервые слышу об этом жанре сайтов, хотя в сайтостроении уже 5 лет. Разрабатываем, в том числе, подобные решения. Оказывается, "лонгриды" называются:)