Таможенный контроль товаров после выпуска: организация, осуществление, порядок проведения, цели, задачи, особенности, формы, развитие, проблемы

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров регламентируется ТК ТС, ФЗ №311. Кроме этого, уполномоченные органы руководствуются в своей деятельности Конституцией.

Изменения в законодательстве

В ФЗ №311 были внесены поправки, касающиеся срока, в который выполняется таможенный контроль после выпуска товаров. Период был увеличен до трех лет. Соответственно, хранение документации должно осуществляться в течение 3 лет. Данные меры позволяют упростить процесс оформления на стадии вывоза/ввоза. Кроме этого, увеличение срока обеспечивает возможность выполнить проверку достоверности сведений. После принятия в 2009 г. ТК ТС значительно была сокращена продолжительность оформления. Таможенный орган выпускает товар в двухдневный срок с даты регистрации декларации. Если груз пошлинами не облагается, все оформляется в течение 4 часов.

Концепция

В ней определяются основные цели таможенного контроля после выпуска товаров, специфика создания эффективного инструмента, с помощью которого обеспечивается сбалансированность мер экономической безопасности и содействия международной торговле. Концепция устанавливает ключевые направления деятельности уполномоченных инстанций. Предусмотренный в ней механизм соответствует мировым стандартам, базирующимся на последних достижениях в сфере управленческих и информационных технологий.

Основные направления Концепции

Развитие таможенного контроля после выпуска товаров обеспечивается использованием комплекса определенных мер:

  1. Нормативно-правовым, законодательным обеспечением деятельности уполномоченных органов.
  2. Усилением надзора за соблюдением предписаний ФЗ и условий международных соглашений РФ лицами, которые имеют отношение к перемещению грузов через границу страны.
  3. Обеспечением единообразной реализации положений законодательства.
  4. Усилением надзора в отношении объектов, ввозимых на территорию страны, в том числе ориентированного на обнаружение незаконно перемещенных грузов, находящихся в России.
  5. Созданием условий, при которых незаконная деятельность по транспортировке изделий и ТС через границу и их обращению сопровождалась бы высоким уровнем риска и стала бы экономически нецелесообразной.

Суть процедуры

Таможенный контроль товаров после выпуска представляет собой комплекс мер, выполняемых для проверки факта перемещения груза, достоверности сведений, содержащихся в декларации, и прочей документации, представленной при оформлении. Данные процедуры выполняются соответствующими подразделениями ФТС по своему направлению работы. Решая задачи таможенного контроля после выпуска товаров, уполномоченные структуры используют методы аудита. Они заключаются в сопоставлении данных, заявленных при оформлении, со сведениями бухучета, отчетности и прочей коммерческой документации.

Уполномоченные структуры

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров отнесено к компетенции ГУФТДиТР ФТС РФ (Главного управления по доходам и тарифному регулированию). Соответствующий приказ №845 был издан 26.04.2010 г. В составе управления было сформировано 5 отделов. На один из них возлагается таможенный контроль товаров после выпуска. В структуре управления также предусмотрены отделы:

  1. Надзора за деятельностью субъектов, внесенных в реестры.
  2. Методологии и практики реализации законодательства при контроле.
  3. Регионального курирования и надзора.
  4. Анализа и мониторинга соблюдения законодательства в сфере начисления и взимания платежей.

Изменения в структуре управления выполняются за счет перераспределения кадров. Приказ действует с 02.07.2010 г. За счет оптимизации штатной структуры ФТС усиливается надзор за обоснованностью, законностью выполнения проверочных мероприятий, повышается их эффективность, вырабатываются комплексные меры по ликвидации условий и причин, способствующих допущению нарушений (со стороны служащих в том числе) при оформлении грузов.

Формы таможенного контроля после выпуска товаров

Они определены в гл. 16 ТК ТС. Нормативным актом предусматриваются следующие формы таможенного контроля после выпуска товаров:

  1. Устный опрос.
  2. Проверка сведений и документации.
  3. Получение объяснений.
  4. Наблюдение.
  5. Осмотр и досмотр (личный в том числе).
  6. Проверка маркировки, наличия идентификационных знаков на объектах.
  7. Осмотр территорий и помещений.
  8. Учет объектов, контроль отчетности.
  9. Проверка.

Гарантии

Организация таможенного контроля после выпуска товаров не должна нарушать права проверяемых лиц. В связи с этим предусматриваются дополнительные гарантии для декларантов, перевозчиков, их представителей, владельцев складов для временного хранения и прочих заинтересованных субъектов. В частности, не допускается нанесение вреда указанным лицам, а также транспортным средствам и объектам, помещаемым под процедуру оформления. Убытки, возникшие вследствие неправомерных действий/бездействий, принятых решений уполномоченных органов либо их служащих при выполнении ими их обязанностей, должны возмещаться в полном объеме. Компенсации подлежит в том числе упущенная выгода (неполученная прибыль). За причинение ущерба виновные лица привлекаются к ответственности, предусмотренной в ФЗ. Не подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие правомерных действий/решений уполномоченных органов и служащих, кроме случаев, установленных в законе.

Особенности таможенного контроля после выпуска товаров

Уполномоченный орган может запрашивать сведения и документацию, необходимые для выполнения процедуры, в письменном виде, а также устанавливать разумный (достаточный для сбора и предоставления) срок. По мотивированному заявлению заинтересованного лица установленный период может продлеваться. Выполняя таможенный контроль товаров после выпуска, уполномоченные подразделения могут получать от банковских и прочих кредитных учреждений справки об операциях, связанных с уплатой платежей и внешнеэкономической деятельностью лиц, на которых возложены соответствующие обязанности по ТК ТС, а также брокеров, перевозчиков, владельцев складов.

Для проверки достоверности данных служащие вправе запрашивать коммерческую, бухгалтерскую и прочую документацию и информацию, в электронном виде в том числе, у декларанта либо другого субъекта, имеющего отношение к выполнению операций с объектами. При этом по изделиям, ввозимым на территорию страны, справки предоставляются не только по совершенным, но и последующим фактам хозяйственной жизни. Субъекты, выполняющие таможенный контроль товаров после выпуска, обязаны хранить документацию в течение 5 лет после года, на протяжении которого совершались операции.

Основные правила

Порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров утвержден приказом ФТС №1560 от 25.08.2009 г. В нормативном акте устанавливаются единые требования для действий уполномоченных служащих при выполнении проверки сведений и документации в соответствии с положениями ст. 367 ТК ТС. Достоверность информации определяется путем ее сопоставления с данными, полученными из иных источников, в том числе при проведении других форм контроля, анализа статистики, обработки данных с применением программных средств, и иными не запрещенными законодательством способами.

Специфика проверки

Служащие уполномоченных подразделений ФТС контролируют:

  1. Правильность классификации объектов по ТН ВЭД.
  2. Достоверность заявленной стоимости.
  3. Правильность указания страны происхождения.
  4. Соблюдение ограничений и запретов, предусмотренных в законодательстве о госрегулировании внешнеторговой деятельности.
  5. Соблюдение условий для применения упрощенных режимов оформления.
  6. Обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности.
  7. Соблюдение условий помещения груза под заявленную процедуру.
  8. Правильность начисления и своевременность выплаты обязательных платежей.

Должностные лица могут провести проверку и иных сведений.

Основания

Проверка может выполняться в соответствии с:

  1. Поручением вышестоящего органа.
  2. Информацией, поступившей из правоохранительных и прочих, в том числе надзорных, органов, свидетельствующей о вероятном наличии нарушений норм.
  3. Указаниями о применении комплекса мер, ориентированных на минимизацию рисков.
  4. Информацией, имеющейся в распоряжении уполномоченного подразделения, материалами, данными, поступившими из иных структур ФТС.
  5. Сообщениями СМИ, отечественных и иностранных граждан и юрлиц.

Оформление результатов

Если в процессе проверки будет установлена недостоверность документации и информации, это может выступать как основание для возбуждения дел уголовного и административного производств, выполнения таможенного контроля в других формах либо ведомственного надзора, служебной ревизии, применения иных мер, установленных в нормах. Итоговые результаты должны оформляться документально. Для этого используются утвержденные приказом ФТС формы акта проверок, журналов их регистрации и учета.

Заполнение документов

В акте проверки после выпуска ТС или товаров указываются результаты процедуры. При выявлении недостоверных данных декларанту либо другому субъекту, который имеет отношение к операциям, направляется его копия. Датой завершения проверки будет выступать календарное число, в которое был подписан акт. Не позже следующего дня после его оформления уполномоченное подразделение адресует докладную записку начальнику надзорного органа либо его заместителю. В ней излагаются выводы и предложения по проведенной проверке. Начальник или его заместитель рассматривает информацию и принимает необходимое решение. Сведения о проверке отражаются в учетном журнале, а также в книге регистрации актов. Вся документация, относящаяся к контрольной процедуре, подшивается в дело. Оно хранится в подразделении ФТС в течение 5 лет. По окончании этого периода документация уничтожается по установленным правилам.

Содержание дела

В документацию входят:

  1. Лист ознакомления с данными проверки.
  2. Внутренняя опись материалов.
  3. Решение о выполнении проверки.
  4. Акт.
  5. Документация, полученная в процессе проверки, с копиями запросов.
  6. Лист-заверитель.

Номер дела соответствует номеру акта.

Существующие сложности

Рассматривая специфику оформления грузов, нельзя не отметить проблемы таможенного контроля после выпуска товаров. Сегодня вероятность обнаружения нарушений законодательства с применением методов, не соответствующих нормам, достаточно высока. При этом, по мнению экспертов, эта тенденция будет в будущем только усиливаться. ФТС, решая проблемы таможенного контроля после выпуска товаров, в настоящее время большое внимание уделяет совершенствованию системы. Уже сегодня надзорные структуры ведут надзорную деятельность по отношению к объектам, находящимся в свободном обращении в России в рамках действующего законодательства. Это означает, что деятельность всех индивидуальных предпринимателей или юрлиц, связанная с оборотом зарубежных изделий, включая розничную и оптовую их продажу, становится объектом контроля таможенных подразделений на предмет соблюдения действующих норм. Чтобы обеспечить единообразие применения законодательства, необходимо разработать методики, ориентированные на повышение результативности надзорных мероприятий. Одним из ключевых направлений развития контроля выступает совершенствование анализа эффективности используемых механизмов, предусматривающее применение показателей, полученных при правоохранительной деятельности.

Меры по реализации концепции

Для эффективного выполнения поставленных задач необходимо:

  1. Усиление системного взаимодействия надзорных органов с правоохранительными, налоговыми и иными структурами, службами зарубежных стран. Оно позволит обеспечить сквозную проверку на всем пути следования и оборота объектов.
  2. Разработать систему контроля и управления, в рамках которой будет осуществляться проверка полноты, всесторонности, правильности и объективности решений, утверждаемых при проведении проверки после выпуска. В пределах сферы надзора следует также усилить индивидуальную ответственность уполномоченных служащих.
  3. Сформировать единую систему по планированию деятельности, связанной с проведением таможенного контроля. В ней должны быть учтены трудозатраты, предусмотрено эффективное распределение имеющихся у уполномоченных структур ресурсов, прогнозирование результатов.
  4. Улучшить материально-техническое обеспечение, являющееся базой для проведения контрольных мероприятий. В рамках этого направления следует расширить спектр информационных ресурсов.
  5. Проводить деятельность по кадровому обеспечению. В рамках этого направления особое внимание необходимо уделить уровню профессиональной подготовки сотрудников, совершенствованию их навыков и знаний, усилению дисциплины.

Заключение

В качестве одного из ключевых аспектов разработки мероприятий, реализуемых при осуществлении контрольной деятельности, выступает развитие аналитических инструментов. Такая работа должна иметь серьезную базу. В частности, она должна основываться на исследовании с использованием методов оценки, анализа и обобщения данных, имеющихся в распоряжении уполномоченных подразделений. Применение комплексных средств позволяет выбирать объекты и предметы контроля после выпуска, определять категории субъектов внешнеэкономической деятельности, устанавливать круг лиц, в отношении которых осуществление контрольных мероприятий невозможно.

Немаловажное значение имеет разработка надзорных мероприятий за деятельностью уполномоченных служащих. Необходимо формирование комплекса мер и средств для привлечения к ответственности субъектов, нарушающих предписания законодательства и выходящих за пределы своих полномочий. Особое внимание следует уделить порядку обращения взыскания на служащих, действия/бездействия, решения которых нанесли ущерб декларантам, перевозчикам, представителям и прочим заинтересованным лицам. При вменении компенсаций необходимо в первую очередь установить признаки неправомерности. Если они отсутствуют, ущерб взысканию не подлежит.

Комментарии