Внешнеторговая деятельность: особенности и способы регулирования

Процесс глобализации мировой экономики, сопровождаемый научно-техническим прогрессом, оказывает огромное влияние на деятельность всех хозяйственных субъектов. В частности увеличивается общая производительность, повышается качество оказываемых услуг, происходит рационализация использования природных ресурсов. Изменения этих показателей оказывают существенное влияние на экономику каждой страны, участвующей в процессах мировой торговли. Однако при этом каждый субъект мирового рынка вынужден принимать новые требования, навязанные мировой системой. В сложившейся ситуации необходимо периодически переосмысливать цели, задачи и способы их достижения в рамках воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность страны.

Главные задачи глобальной рыночной системы

Особенно актуальны решения описанных выше задач для субъектов мировой торговой структуры, внутренняя экономика которых переживает процессы кардинальных изменений. В этих условиях социально-экономическая обстановка внутри стран оказывает значительное влияние на формирование внешнеэкономической торговли. Обсуждаются основные цели и задачи, способы и методы их достижения. Данная ситуация сложилась и в РФ. Так, ведется постоянный поиск теоретических и практических мер, под влиянием которых находится внешнеторговая деятельность России. Целью мероприятий является достижение положительной динамики развития экономики страны.

Регулирование внешнеторговой деятельности на законодательном уровне

Перемещение всех товаров через границы РФ происходит через пропускные посты. Их работа контролируется Таможенным кодексом. Этот свод норм, в свою очередь, устанавливает специальные режимы, упорядочивает процессы оформления и контроля. Нарушение правил, прописанных в Кодексе, влечет за собой различные виды наказаний. Это также нашло отражение в документе. Таможенный кодекс включает в себя перечень всех используемых в пропускной системе РФ определений. К ним, например, относят такие как "страна-изготовитель товара", "платежи, используемые при оформлении продукции" и ряд других. Федеральный закон, поясняющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включает в себя базовые формулировки направлений деятельности и развития, упорядочивает организационные положения. Кроме того, он формирует главные принципы активности на мировом рынке. Таким образом осуществляется таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. При этом участники, в соответствии с законом, подразделяются на несколько групп. К ним относятся:

  • Главные субъекты внешнеэкономических отношений. Это фирмы различных видов собственности, которыми осуществляется внешнеторговая деятельность.
  • Федеральные госорганизации и предприятия.
  • Участники международной мелкооптовой торговли.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, задействованные в рыночных отношениях, регистрируются в органах таможни. Однако эта процедура является добровольной.

Методы контроля

Существует ряд приемов, которые использует правительство РФ при осуществлении контроля над участниками внешнеторговой деятельности. К ним относят:

  • Ограничения и запреты.
  • Методы регулирования, связанные и не связанные с таможенными тарифами.
  • Сдерживающие (стимулирующие) меры в области экономики на госуровне.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Правильно построенная организация правительственного контроля является ключевым фактором эффективности экономического развития. Органы, под руководством которых находится внешнеторговая деятельность, формируются исходя из исторического развития страны, ее географического положения и общих возможностей. Например, в СССР существовала госсистема централизованной монополии. Она обеспечивала общий контроль и руководство в сфере внешней торговли. В дальнейшем при переходе на рыночные отношения монопольная структура была ликвидирована. При этом министерства и ведомства регионов-участников международной торговли получили ряд прав.

Современная система контроля в РФ

Нынешняя система по регулированию внешнеторговой деятельности окончательно была сформирована в 2005 году. Данная структура разделена на три уровня.

  1. Федеральный. На этом уровне решения принимаются органами государственной власти.
  2. Региональный. Здесь принятие решений осуществляется органами власти в субъектах страны.
  3. Местный. На этом уровне внешнеторговая деятельность контролируется органами на местах.

По решению правительства были созданы специализированные институты исполнительной власти, на которые возложено управление внешней экономической активностью. К таким органам относят: Минэкономразвития РФ, Министерство по торговле и подчиняющиеся ему Федеральную службу таможни и Федеральное агентство по контролю над особыми экономическими территориями.

Тарифные и нетарифные методы контроля

  1. Введение пошлин на ввоз импорта. Данный метод направлен на получение преимущества отечественным производителем и государством, которые имеют дополнительный доход. Потребители, наоборот, вынуждены покупать товары по завышенным ценам, вследствие чего они несут потери.
  2. Введение экспортных пошлин. Потребители получают дополнительное преимущество в виде снижения цен на внутреннем рынке, производители несут потери, государство получает дополнительный доход.

Для поддержания собственного производителя и увеличения экспорта ряд стран осуществляет следующие действия:

  • предоставляются налоговые льготы фирмам, занимающимся экспортом;
  • осуществляется выдача под низкие проценты ссуд и займов на вывоз продукции;
  • заключаются договора на госуровне, направленные на сбыт товара в зарубежных странах.

Внешнеторговая деятельность контролируется также нетарифными методами. К ним относят:

  • ограничения экспорта;
  • квоты, вводимые на импортные товары;
  • торговое эмбарго – запрет на ввоз (вывоз) определенного вида продукции;
  • демпинг - продажа производимого товара по ценам ниже внутреннего рынка.

Открытая экономика

Под этим термином следует понимать процесс торговли с остальными участниками мирового рынка при введении минимального числа импортных и экспортных ограничений. Для данного вида экономики характерны высокие уровни следующих показателей:

  • уровни экспорта и импорта в общей совокупности производства;
  • большой объем иностранных инвестиций по отношению к внутренним;
  • наличие внешнеторговой квоты (ВНП).

Международный рынок как форма отношений

В современном мире торговля между разными странами рассматривается как основной вид взаимодействия. Проблемам внешнего рынка посвящено огромное количество научных трудов, суть которых состоит в поиске наиболее эффективных путей развития и стабильного функционирования глобальной экономической системы. Не остается без внимания и само ее влияние на социальное развитие общества. Однако несмотря на глобализацию рынка, основными регуляторами торговых отношений выступают субъекты мирового рынка. Они основываются на экономических интересах своей страны, в зависимости от которых происходит процесс взаимодействия с остальными субъектами. Выражается он в формировании союзов, создании определенных договоренностей на уровне государств.

Комментарии