Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе: адрес, расписание богослужений, святыни
Начиная описывать исторические события возникновения этой яркой достопримечательности Москвы, надо отметить, что храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе является одной из страниц истории древнейшего Свято-Даниловского монастыря, который представляет собой еще одну святую жемчужину, которой можно без устали любоваться в столице. Этот храм был основан примерно в 1270-1280 годах Великим князем Даниилом - одним из первых московских князей-родоначальников династии Рюриковичей и сыном Александра Невского, которого РПЦ канонизировала в 1791 году.
Даниил Столпник
Монастырь построили в память преподобного Даниила Столпника – святого небесного покровителя Великого князя Даниила Александровича. Для того чтобы обеспечить нормальное существование обители, рядом было размещено несколько крестьянских жилых дворов и хозяйств, изначально получивших название сельца Даниловского. Со временем эта местность значительно расширилась и была преобразована в Даниловскую слободу, которая пролегала вдоль Москвы-реки.
Князь Даниил в свое время принял иночество, жил в построенной им обители, там же он представился перед Господом и был похоронен в 1303 году.
Опустение
Когда в Московском Кремле закончили строительство храма Спаса Преображения, в 1330 году князь Иван Калита большинство иноков из Даниловского монастыря переселил туда. С этого момента монастырь опустел и обветшал, наступила пора забвения. Храм Даниила Столпника стал приходским (ранее он относился к обители), а со временем вокруг него образовалось кладбище. По преданию, однажды царю Иоанну Грозному было чудесное видение - к нему явился сам Даниил Александрович. После этого события царь принялся вновь отстраивать монастырь. В 1560 году он был готов, однако, расположился немного севернее от прежнего места.
Обновление церкви
В 1699 году средства на строительство нового храма выделил состоятельный прихожанин Васильев Федор. В 1722 году главный престол в честь святого мужа Даниила Столпника уже не значился, так как его освятили во славу возрождения храма Воскресения Господня в Иерусалиме святыми Константином и Еленой в 355 году. Отсюда произошло и его название – Воскресение Словущего, которое содержит в себе идею торжества возрождения святых мест, почитаемых православными христианами. Остальные три предела были освящены в честь почитаемого древнееврейского пророка святого Илии, апостолов-евангелистов Петра и Павла, святого Николая Угодника.
Новые испытания
Ныне существующий Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе отстроили уже к 1837 году. Средства на его возведение выделил владелец Даниловской мануфактуры И. Н. Рыбников по проекту Ф. М. Шестакова.
Стиль строения определяет поздний ампир, в котором преобладает симметричная осевая композиция. Основная часть построек выполнена в виде массивных кубов. Северная и южная сторона храма украшена шестиколонными ионическими портиками и куполом с высокой световой ротондой. К западу расположена трапезная, а над главным входом возвышается трехъярусная колокольня.
Кроме трех пределов, в трапезную был добавлен четвертый – в честь святого Иоанна Златоуста. Летом 1845 года здесь была открыта женская богодельня, состоящая из 12 монахинь, и церковно-приходская школа.
Закрытие
В 1917 году храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе действовал, сюда же вместе с монашками Даниловского монастыря была перенесена и рака с мощами святителя Даниила Московского. Храм не трогали до 1930 года, потом его все же закрыли, всю церковную утварь разграбили, а святые мощи святого князя бесследно пропали. Интерьер и главы с крестами церкви были практически полностью уничтожены. Само здание было отдано под производственные учреждения, где дольше всего проработало Московское объединение по производству зонтов.
Время перемен
Однако через много десятков лет наступили и благоприятные времена для Даниловского монастыря, который в 1985 году был, наконец-то, возвращен Русской Патриархии, правда, некоторое время он еще оставался в управлении фабрики. Формально Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе стал действовать лишь в 1989 году после освящения придела в честь святителя Николая Угодника. Благодаря заботам настоятеля храма протоиерея Геннадия Бороздина, в 1998 году была полностью закончена реконструкция и реставрация церкви, ей был возвращен исторический облик, воссоздан ампирный иконостас и обновлены росписи.
В середине августа 1998 года освящал храм Патриарх Руси Алексий II. В память об этих торжественных событиях он подарил великолепную икону святого Питирима Тамбовского.
Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе: адрес, святыни и престольные праздники
Адрес обители в Москве: Переулок Средний Старо-Даниловский, 3, стр. 1.
Престольные праздники отмечаемые в храме:
- 26 сентября – Воскресение Словущего;
- 27 сентября – представление Иоанна Златоуста перед Господом, а 26 ноября – день его рождения;
- 9 февраля – перемещение мощей Иоанна Златоуста;
- 12 февраля – день Собора Вселенских учителей и святителей;
- 22 мая – день перенесение святых мощей Николая Угодника, а 19 декабря – день его светлой памяти.
Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе святыни свои бережно хранит и постоянно чествует. Среди главных: иконы Божией Матери именуемые: «Нечаянная радость», «Казанская», «Знамение», а также иконы святого целителя Пантелеимона и святого Иоанна Русского.
Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе: расписание богослужений
По субботам вечерня служится в храме с акафистом в 16-00. Акафисты чередуются перед разными иконами Богородицы, а также перед иконами святых Николая Чудотворца и Целителя Пантелеймона.
В субботние и воскресные дни утренняя литургия начинается в 8-30. По великим и двунадесятым праздникам всенощное бдение проводится в 17-00, а в 9-00 - литургия.
По будням храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе расписание богослужений не указывает. Интересующие вопросы по этому поводу можно уточнить на их сайте или по телефону: + 7 код (495) 952-02-01.
Вместо послесловия
Остается добавить, что история религии Руси не может обойтись без почитания этой святыни хотя бы потому, что с ней связаны имена Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста. Заметьте, даже царь Иоанн IV Грозный, и тот уверовал, хотя, как сегодня считается, по натуре своей был безбожником. Таким образом, посетить это уникальное место стоит каждому верующему прихожанину, поскольку оно не только дает прозрение в плане исторических событий и развития христианства в Восточно-Европейском мире, но и вызывает чувство умиротворения. А если взять в расчет архитектуру, то храм можно отнести просто к шедеврам.
Наконец, совершение служб тоже не оставит равнодушным никого ведь посетителям доступ открыт постоянно, а молитва, как известно, является спасением от греха.