Иоанн Златоуст: жизнеописание, почитание. Молитва Иоанну Златоусту

В 347 году произошло событие, ставшее важной вехой в жизни всего христианского мира. В городе Антиохии, расположенном на территории, принадлежащей ныне юго-восточной Турции, в семье местного военачальника по имени Секунд родился сын, которому Господь уготовил великое будущее. Став одним из трех великих вселенских святителей (кроме него этой чести удостоились Григорий Богослов и Василий Великий), он вошел в историю под именем Иоанна Златоуста.

Духовное возрастание будущего святителя

В житии Иоанна Златоуста повествуется о том, что Господь рано призвал его отца в Свои Небесные Чертоги, и ребенок остался на попечении матери, которая, став вдовой в неполных 20 лет, не пожелала вновь выйти замуж, а всю себя посвятила воспитанию сына. Будучи христианкой, она в раннем возрасте познакомила его с учением Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву для избавления людей от тяжести первородного греха и даровании им вечной жизни.

В те годы, несмотря на то что христианство уже прочно утвердилось в странах Средиземноморья и обрело бесчисленное множество последователей, еще были сильны пережитки язычества. От их пагубного влияния святителя Иоанна Златоуста уберегла его мать, а также близкий друг дома — епископ Милетий, взявший на себя труды по его духовному воспитанию. Под руководством мудрого архипастыря будущий святой изучал Священное Писание и постигал глубины Божественного учения.

В лоне Христовой Церкви

Когда юноше исполнилось 20 лет, епископ счел его достаточно подготовленным для вступления в лоно христианской церкви, и совершил над ним обряд крещения. Это было великим событием в жизни Иоанна, принявшего решение посвятить себя служению Церкви, но прошло еще 3 года, прежде чем Милетий позволил ему занять место чтеца в Антиохийском соборе.

В 372 году судьба разлучила Иоанна Златоуста с его наставником, отправленным в ссылку по приказу правившего тогда нечестивого императора Валента. Однако Господь послал ему новых учителей христианского благочестия, которыми оказались пресвитеры (священники) Флавиан и Диодор. Последний оказал особенно сильное влияние на молодого человека, не только наставляя его в богословии, но и прививая навыки подвижнической жизни.

Еще прежде Иоанн выражал желание, приняв иночество, отвергнуть соблазны суетного мира и удалиться в пустыню, но осуществить свою мечту он смог лишь после кончины матери, которая находилась все это время на его попечении. Исполнив до конца свой сыновний долг, он вместе со своим другом и единомышленником Феодором отправился в один из отдаленных монастырей, в котором под руководством опытных наставников в течение четырех лет углублял знания и изнурял плоть. Там, вдали от суетного мира, святитель Иоанн Златоуст написал свои первые богословские труды, принесшие ему впоследствии славу глубокого и всесторонне одаренного богослова.

Возвращение в мир

Как свидетельствует житие Иоанна Златоуста, из четырех лет, проведенных в обители, два года он, по данному им обету, хранил полное молчание и жил в уединенной пещере, довольствуясь лишь мизерным количеством хлеба и водой из бившего неподалеку родника. Столь суровое подвижничество подорвало силы молодого инока и пагубным образом сказалось на его здоровье. В 381 году по настоянию возвратившегося из ссылки епископа Милетия, Иоанн покинул обитель и вновь стал клириком Антиохийского собора. Тогда же прежний наставник посвятил его в сан диакона.

В течение последующих пяти лет будущий святитель совмещал службу в храме с работой над новыми богословскими сочинениями, направленными на постижение человеком воли Божьей. В них он учил просить у Господа способность разумения Его великих истин. В этом плане весьма показательна молитва Иоанну Златоусту, приведенная в статье. Несмотря на внешнюю лаконичность, в ней выражена глубокая религиозная мысль.

Рукоположение во пресвитеры

Очередным важным этапом в жизни Иоанна Златоуста стал 386 год, когда епископом Антиохийским Флавианом он был рукоположен в сан пресвитера — так в раннехристианской церкви именовалась вторая ступень священства. В наше время она соответствует сану иерея.

С этих пор на святителя Иоанна, кроме прочих трудов, были возложены обязанности нести в народ Слово Божье. Это было отнюдь не легким делом. По свидетельству современников, в течение двадцати с лишним лет почти ежедневно собирались огромные толпы людей, специально пришедших, чтобы услышать проповеди Иоанна Златоуста.

Столь необычайная популярность пресвитера объясняется его способностью разъяснять в простой и доступной форме самые глубокие и сокровенные мысли, заложенные в Священном Писании и трудах отцов Церкви. Именно благодаря этому дару, ниспосланному Господом Своему верному служителю, святитель Иоанн стал именоваться в народе Златоустом. Под этим титулом он и вошел во всемирную историю христианской Церкви.

В то же время будущий святитель ревностно исполнял заповедь Иисуса Христа о помощи ближним. Не ограничиваясь лишь духовной пищей, которой он щедро наделял всех приходящих к нему, пресвитер Иоанн организовал раздачу бесплатного питания. Его ежедневно получали почти 30 тыс. человек, среди которых были в основном странники, вдовы, калеки и заключенные.

Толкование Иоанном Златоустом Евангелия и прочих библейских текстов

Особый данный от Бога талант проявил святитель в герменевтике — науке, а лучше сказать — искусстве толкования трудных для понимания текстов. Отдельным ее разделом является екзегетика, специализирующаяся исключительно на книгах, вошедших в Библию. Этой-то области знаний и посвятил свои труды святитель Иоанн. Сделал он это прежде всего из желания помочь пастве лучше усвоить священные тексты и постичь их глубинный смысл благодаря соответствующим комментариям и разъяснениям.

Среди его экзегетических трудов особое место занимает толкование Евангелий. Иоанн Златоуст сделал объектом своих исследований два из них — от Матфея и от Иоанна. В последующие эпохи этим текстам посвящали свои труды многие выдающиеся ученые, однако до наших дней его сочинения признаются истинным шедевром богословской мысли.

Из-под пера святителя вышло немало и других книг. Среди них толкование Псалтыри, послания апостола Павла и ветхозаветной книги Бытия. Кроме того, ему принадлежит обширный цикл бесед на прочие библейские тексты. Большой популярностью у слушателей пользовались также поучения Иоанна Златоуста, которые он составлял по случаю тех или иных религиозных праздников и его выступления, направленные против язычества.

Во главе Константинопольской митрополии

К этому времени слава антиохийского проповедника распространилась на весь христианский Восток, и в 397 году ему было предложено занять место преставившегося к тому времени Константинопольского патриарха Нектария, сменившего в свое время на этом посту Григория Богослова. Прибыв в столицу Византии и приступив к исполнению столь почетных обязанностей, Иоанн Златоуст был вынужден ограничить свою проповедническую деятельность, поскольку оказался крайне загружен текущими делами.

Первым его шагом на новом поприще стала забота о духовном и нравственном совершенствовании священства, которое он воспитывал на собственном примере. Прежде всего большую часть средств, отпускаемых на его содержание, и на которые он имел полное право, святитель употребил для открытия в городе нескольких бесплатных больниц и паломнических гостиниц. Довольствуясь в повседневной жизни лишь самым необходимым, он требовал такой же умеренности и от своих подчиненных, чем вызывал с их стороны тайное, а порой и открытое недовольство.

Святому Иоанну Златоусту принадлежит заслуга в укреплении истинной веры не только на территории самой Византии, но также в ее многочисленных колониях и прилежащих им государствах. Известна, например, его выдающаяся роль в христианизации Малой Азии и Понтийской области, Фракии и Финикии. Направляемые Иоанном миссионеры достигали даже скифских земель, где также обращали язычников ко Христу. На дошедших до нас иконах Иоанна Златоуста этот великий архипастырь представлен как раз в пору высшего расцвета своей деятельности.

Суд над праведником

Однако недаром народная мудрость с горечью говорит, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Постепенно сгустились тучи и над головой святителя. Причиной этого стал гнев императорского двора, который он навлек на себя, обличая господствовавшую в нем распущенность нравов. Особенную же ненависть питала к нему императрица Евдоксия, не раз становившаяся объектом его критики.

Чтобы покарать дерзостного епископа, спешно созвали трибунал, состоявший из тех церковных иерархов, которые больше других возмущались жесткой дисциплиной, установленной им среди высшего духовенства. Суд был скорым и неправым. Иоанна Златоуста приговорили к смещению с занимаемой должности и за оскорбление царствующих особ — к смертной казни, которая, к счастью, была заменена вечной ссылкой.

Заступничество римского понтифика

Из документов, сохранившихся до наших дней, известно, что, желая восстановить справедливость и избежать несправедливого наказания, святитель Иоанн направил письмо Папе Римскому. В те времена еще не произошел окончательный раскол христианской церкви на католическую и православную, поэтому в лице понтифика он надеялся обрести поддержку.

Папа Римский не оставил его просьбу без внимания и направил в Константинополь своих легатов (представителей). Однако императрица Евдоксия вначале посадила их в тюрьму, затем попыталась подкупить, а не добившись успеха (не всегда и не все брали взятки), приказала депортировать из страны. В результате святитель Иоанн Богослов был вынужден отправиться в изгнание.

Священное Предание рассказывает о двух знамениях Божьих, связанных с изгнанием святого Иоанна. Первым из них стало землетрясение, обрушившееся на город в ближайшую ночь, после чего испуганная императрица повелела отменить приговор и вернуть его в столицу. Однако вскоре ее испуг прошел, и вновь созванный трибунал утвердил прежнее решение. На этот раз свидетельством Божьего гнева стал пожар, охвативший дворец и дома вельмож.

Находясь в ссылке в Армении, являвшейся в те времена отдаленной колонией Византийского государства, святитель не прерывал свои пастырских трудов, проповедуя среди местных жителей Слово Божье и продолжая работу над богословскими сочинениями. Не прерывал он общения и с теми иерархами, остававшимися его сторонниками, несмотря на все постигшие несчастья. До наших дней сохранилось 245 писем, которые святой адресовал епископам Европы, Азии и Африки, а также своим константинопольским и антиохийским друзьям.

Литургия, пережившая века

Принято считать, что в этот период им был составлен текст богослужения, известного как «Литургия св. Иоанна Златоуста» и совершаемого ныне во всех православных храмах. Она основана на традициях раннехристианской церкви и состоит из двух частей, первая из которых называется «Литургией оглашенных», а вторая — «Литургией верных».

Именно так, на заре новой веры, было принято разделять богослужение на две части. Участниками первой были все желающие, в том числе и те, кто только готовился к принятию крещения, проходя соответствующую подготовку (оглашение). Ко второй же части допускались только крещеные, или, иначе говоря, верные, члены общины.

Конец земной жизни святителя

Несмотря на то что святитель Иоанн отбывал ссылку вдали от столицы, его враги не унимались, и в 406 году пришло императорское повеление о переводе иерарха на самую окраину империи, в селенье Питиус, находившееся на территории нынешней Абхазии. Случилось так, что в это время он был болен, но не мог ослушаться высочайшего указа.

Истощенный недугом Иоанн в течение трех месяцев совершал свой путь, невзирая на холод и зной. Это был последний переход, завершивший его земную жизнь. В небольшом селе Коман силы оставили святителя, и он отдал Господу свою чистую душу. Его честные мощи в 438 году были перенесены в Константинополь, а в XI веке на месте кончины святого основали монастырь, где воздвигли храм Иоанна Златоуста. В более поздний период обитель разрушили, а на ее месте сохранилась лишь часть храмового фундамента и отдельные фрагменты стен. В 1986 году начались работы по восстановлению древней обители, а сегодня она входит в число главных духовных центров Абхазии.

Почитание Иоанна Златоуста в России

После установления православия на Руси святитель Иоанн наряду с двумя другими столпами христианской веры — Василием Великим и Григорием Богословом — вошел в число наиболее почитаемых святых. Об этом свидетельствует тот факт, что икона Иоанна Златоуста с давних пор является принадлежностью большинства российских храмов. В нашей статье приведены несколько фотографий этой бесценной святыни.

Согласно Церковному календарю, память святого отмечается четыре раза в год: 27 января, 30 января, 14 сентября и 13 ноября. В этот день во всех храмах страны исполняется написанный в его честь акафист, а также звучат молитвы Иоанну Златоусту, две из которых приводятся в статье.

Комментарии