Антиохийская церковь: история, современное состояние
В настоящее время мировое православие включает в себя пятнадцать автокефальных (независимых) церквей. Среди них, согласно принятому в Русской Православной Церкви диптиху – порядку поминания за литургией их предстоятелей, третье место занимает Антиохийская церковь, являющаяся одной из древнейших в мире. Её история и проблемы современной жизни будут предметом нашего разговора.
Наследие святых апостолов
Согласно преданию, она была основана в 37 году святыми апостолами Петром и Павлом, посетившими город Антиохию, находившийся на территории Древней Сирии. Сегодня он называется Антакьей и входит в состав современной Турции. Следует отметить, что именно в этом городе последователи Иисуса Христа были впервые названы христианами. Об этом свидетельствуют строки 11-й главы новозаветной книги Деяния апостолов.
Как и все христиане первых веков, члены Антиохийской церкви сразу же после её основания подверглись жестоким гонениям со стороны язычников. Конец этому положили лишь соправители Римской империи - императоры Константин Великий и Лициний, в 313 году особым эдиктом узаконившие свободу вероисповедания на всех подвластных им территориях, в число которых входила и Антиохия.
Первые монахи-подвижники и начало патриаршества
Известно, что после того, как Антиохийская церковь вышла из подполья, в ней получило широкое распространение монашество, являвшееся по тем временам еще религиозным новшеством и существовавшее до той поры лишь в Египте. Но, в отличие монахов долины Нила, их сирийские собратья вели менее замкнутый и оторванный от внешнего мира образ жизни. В круг их обычных занятий входили миссионерство и благотворительность.
Эта картина существенно изменилась в следующем столетии, когда появилась целая плеяда вошедших в историю церкви отшельников, практиковавших такой вид аскетического подвига, как столпничество. Иноки, прославившиеся подобным образом, в течение длительного времени творили непрерывную молитву, избрав её местом открытую вершину башни, столпа или просто высокого камня. Основателем этого движения считается сирийский монах, канонизированный в лике преподобных, - Симеон Столпник.
Антиохийская православная церковь является одним из древнейших Патриархатов, то есть независимых поместных церквей, возглавляемых собственным патриархом. Первым её предстоятелем стал восшедший в 451 году на патриарший престол епископ Максим, остававшийся у власти в течение пяти лет.
Богословские разногласия, послужившие причиной раскола
На протяжении V и VII веков Антиохийская церковь переживала период острого противостояния между представителями двух враждующих между собой богословских направлений. Одну группу составляли последователи учения о двойственной природе Иисуса Христа, его Божественной и человеческой сущности, воплощённых в Нём не слитно и не раздельно. Они получили название диофизитов.
Их противники – миафизиты – придерживались иной точки зрения. По их мнению, природа Иисуса Христа была единой, но воплотившей в себе и Бога, и человека. Эта концепция была отвергнута и признана еретической на состоявшемся в 451 году Халкидонском соборе. Несмотря на то что её поддержал правивший в те годы император Юстин I, сторонники миафизитской доктрины со временем сумели объединиться и привлечь на свою сторону большинство жителей Сирии. В результате был образован параллельный патриархат, ставший впоследствии Сирийской православной церковью. Она и до настоящего времени остаётся миафизитской, а её прежние оппоненты вошли в состав греческой церкви.
Под властью арабских завоевателей
В мае 637 года Сирия была захвачена арабами, что стало настоящим бедствием для проживающих в ней греко-православных общин. Их положение ухудшалось тем, что завоеватели видели в них не только неверных, но ещё и потенциальных союзников своего главного врага – Византии.
В результате Антиохийские патриархи, начиная с Македония, покинувшего страну в 638 году, вынуждены были перенести свою кафедру в Константинополь, но после смерти Георгия в 702 году патриаршество и вовсе пресеклось. Антиохийская церковь вновь обрела своего предстоятеля лишь через сорок лет, когда правивший в те годы халиф Хишам дал разрешение на избрание нового патриарха, однако при этом установил жёсткий контроль над его лояльностью.
Нашествие турок-сельджуков и вторжение крестоносцев
В XI веке Антиохия подверглась новому нашествию завоевателей. На этот раз ими оказались турки-сельджуки – одна из ветвей западных тюрков, получившая название по имени своего предводителя Селджука. Однако им не суждено было долго удерживать свои завоевания, поскольку уже через десяток лет они были выбиты появившимися в этих краях крестоносцами. И вновь Антиохийская церковь вынуждена была переживать крайне тяжёлые для неё времена, так как оказалась под властью католиков, везде пытавшихся установить господство своей конфессии.
С этой целью ими был изгнан правивший в те годы Патриарх Иоанн, а на его место поставлен римский прелат Бернард. Очень скоро и все православные епископы на территориях, оказавшихся под властью крестоносцев, были заменены католическими иерархами. В связи с этим Антиохийская православная кафедра вновь сместилась в Константинополь, где и находилась до 1261 года, когда положение европейских завоевателей сильно ослабло.
Переезд в Дамаск и османское иго
В конце XIII века крестоносцы были вынуждены покинуть свои последние владения на Востоке, но к этому времени православные, ещё двести лет назад составлявшие половину населения Сирии, были почти полностью истреблены и составляли лишь небольшие разрозненные группы. В 1342 году патриаршая кафедра Антиохийской церкви была перенесена в Дамаск. Там она размещается и в наши дни. Это, кстати, ответ на часто задаваемый вопрос по поводу того, где находится Антиохийская церковь сегодня.
В 1517 году Сирия была захвачена Османской империей, и вследствие этого Антиохийский патриарх оказался в подчинении у своего константинопольского собрата. Причина заключалась в том, что Византия уже давно находилась под турецким владычеством, и Константинопольский патриарх пользовался определённой протекцией властей. Несмотря на то что православная церковь была обложена значительными налогами, в положении её рядовых членов существенных ухудшений не произошло. Не отмечены также и попытки их насильственной исламизации.
Недалёкое прошлое и сегодняшний день
В период новейшей истории Антиохийская церковь пользовалась покровительством российского правительства. Именно при его поддержке в 1899 году патриарший престол занял православный араб Мелетий (Думани). Традиция выбора на эту должность арабов сохраняется и по сей день. В дальнейшем Николай I неоднократно снабжал церковь денежными субсидиями.
Сегодня Антиохийская православная церковь, возглавляемая сто шестьдесят седьмым по счёту патриархом Иоанном X (Язиджи), включает в себя двадцать две епархии, а численность прихожан, по разным оценкам, колеблется в пределах двух миллионов человек. Как было сказано выше, патриаршая резиденция находится в Дамаске.
Церковный конфликт на Ближнем Востоке
В 2013 году возник конфликт между двумя древнейшими церквями мира. Поводом для него послужили взаимные разногласия по поводу прав на конфессиональное присутствие в Катаре. Антиохийский Патриарх Иоанн X выразил недовольство своему Иерусалимскому коллеге по поводу его притязаний на епархии, находящиеся в этом ближневосточном эмирате. Ответ он получил в форме, не терпящей возражений. С тех пор конфликт Иерусалимской и Антиохийской церкви принял столь непримиримый характер, что между ними даже было прервано евхаристическое (богослужебное) общение.
Подобная ситуация, безусловно, наносит урон целостности и единству всего мирового православия. В связи с этим руководство Московского Патриархата не раз выражало надежду, что Антиохийская и Иерусалимская церкви сумеют преодолеть разногласия и найдут приемлемое решение.
Отказ от участия во Вселенском соборе
В этом году с 18 по 26 июня на Крите проходил Всеправославный (Вселенский) собор. Однако он состоялся без четырёх автокефальных поместных церквей, по разным причинам отклонившим приглашение в участии. Среди них была и Антиохийская церковь. Всеправославный собор готовился в обстановке острых дискуссий по многим вопросам, вызвавшим разногласия у его потенциальных участников.
Но в результате долгой и многоплановой работы, проведённой представителями церквей, так и не удалось достичь договорённости по большинству наиболее важных вопросов. В этом, в частности, заключается и причина отказа Антиохийской церкви от собора. Она была разъяснена в заявлении представителя их Синодального отдела, прозвучавшего в мае текущего года. Подобное решение было принято и руководством Болгарской, Грузинской и Русской православных церквей.