Театр Бориса Эйфмана: репертуар и отзывы

Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана – вот официальное название феномена, родившегося в 1977 году и ставшего явлением по тем временам уникальным. Однако тут были и свои трудности. Авторский театр одного хореографа так же, как авторское кино, с трудом мог существовать в советской реальности. Однако он возник вопреки всем преградам. И с этого момента началась история нового балетного искусства. Не имея постоянных репетиционных точек и реквизита, с маленькой труппой энтузиастов, которая сначала называлась просто ансамблем балета, Эйфман сумел с первым же спектаклем добиться того, на что у признанных режиссёров уходили многие годы.

Балет «Двухголосие» до сих пор вспоминают в театральной среде как настоящее потрясение. Затем последовали другие постановки, направленные на молодёжную аудиторию. Смелые хореографические решения, свободные от клише, сопровождались музыкой Pink Floyd, Д. Маклафлина, Гершвина, Шнитке, что привело к диссидентскому ореолу вокруг фигуры хореографа. И это же привлекло в театр Бориса Эйфмана широкие массы зрителей, прежде равнодушных к искусству балета.

Особенности хореографии Эйфмана

Благодаря врождённому чувству движения и инстинкту к сочинительству Борис Эйфман создал совершенно новый танцевальный стиль, который в зарубежной прессе не раз называли «балетом будущего». Сочетание авангардистских пластических приёмов с традициями русской классики, на которой вырос хореограф, вызывает оглушительный успех. Это не просто балет – это микс свободного танца, классики и дионисийских мистерий, истории и современности…

Театр для Эйфмана не просто место работы. Это главное дело его жизни, к которому режиссёр относится с соответствующей серьёзностью. «Это мое земное предназначение», – утверждает Борис Эйфман.

Сюжеты и идеи

Узнаваемые сюжеты – визитная карточка, которой за долгие годы сумел обзавестись театр Бориса Эйфмана. Большинство его постановок сюжетны, и часто основой балета становятся литературные произведения и биографии людей искусства. Эйфман трактует знакомые истории по-новому, и они открываются зрителю с совершенно неожиданной стороны. «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дон Кихот», «Братья Карамазовы» (балет «По ту сторону греха») – художник взрывает рамки знакомых со школьной скамьи произведений, вырываясь в область неизведанного, превращая хрестоматийный сюжет в модернистское произведение искусства. Его балеты рассказывают о сегодняшнем дне, а не о минувшем.

Хореограф-психоаналитик

Со свойственным ему психологизмом Эйфман берётся за трактовку биографий гениальных творцов и просто выдающихся исторических деятелей. Поставлены балеты по мотивам жизни Чайковского, Родена, балерины Ольги Спесивцевой («Красная Жизель»), Павла Первого. Архетипические черты героев вытаскиваются наружу и зачастую возводятся в абсолют.

Художник исследует проблемы власти и человечности, борьбы и подчинения, проводит сюрреалистические эксперименты, возводящие элементы обыденной жизни в ранг высокого искусства. Каждый раз Эйфман обращается в своих балетах к течению самой жизни – концепция «искусства для искусства» чужда ему. Бориса Эйфмана называют хореографом-философом и даже хореографом-психоаналитиком – так точно он препарирует порывы человеческой души, преобразуя их в движения тела.

Репертуар

За годы своего существования театр балета Бориса Эйфмана представил публике более сорока постановок. Стоит рассказать о некоторых из них, ставших наиболее значимыми ступенями творческого развития художника.

  • 1997 год – «Красная Жизель» – балет, увековечивший трагическую историю русской балерины Ольги Спесивцевой, затянутой в водоворот революционного террора и прошедшей через одиночество эмиграции. Постановка отличается необычайно выразительной экспрессивной пластикой. Эйфман отмечает важность этого балета в его творческом восхождении.
  • 1998 год – «Мой Иерусалим» – театральное действо, затрагивающее вечные темы человеческого бытия. В отличие от большинства эйфмановских постановок, балет не имеет чёткой сюжетной линии. Зритель отмечает, что особенность его в том, что в нём используется современная техно-музыка (еврейская, христианская, мусульманская религиозная), а также этно-музыка и отрывки из Моцарта.
  • 2005 год – «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Балет сосредоточен лишь на одной сюжетной линии романа – любовном треугольнике, что, по мнению театралов, позволило Эйфману добиться максимального психологизма и мощного эмоционального воздействия.

  • 2011 год – «Роден» – масштабное высказывание о трагичности судьбы гениев, о том, что принесено в жертву ради создания великих шедевров. Снова и снова Эйфман обращается к борьбе, отчаянию и безумию, ещё ожидающему многих людей искусства. Оживший камень, окаменевшая плоть – всё смешалось на сцене театра.
  • 2014 год – «Реквием» (музыка Моцарта и Шостаковича). Это ещё один нетипичный для хореографа балет, создававшийся в два этапа. Один акт был поставлен в 1991 году. Он представлял собой философское размышление о человеческой жизни под музыку Моцарта. Но через двадцать три года Эйфман вернулся к балету, добавив в него ещё один акт – посвящение А. А. Ахматовой. Премьера обновлённого балета была приурочена к празднованию юбилея освобождения Ленинграда – празднику, знаменующему победу жизни над смертью.
  • 2015 год – Up & Down – пластическая интерпретация романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Именно в этой постановке психоаналитический талант Эйфмана достиг пика. Оригинальные сюрреалистические решения вытаскивают из глубин подсознания героев их страхи и мании, и всё это на фоне блистательных джазовых аранжировок.
  • 2016 год – «Чайковский. PRO et CONTRA» – итог многолетнего творческого осмысления личности композитора. Сложная сюжетная линия повествования передаёт предсмертные воспоминания Чайковского, перед глазами зрителя проносится вся его жизнь.

Отзывы

Все, кому выпало счастье побывать на балете Эйфмана, просто в восторге от него. Зрители отмечают, что «Красная Жизель» (обновлённая версия 2015 года) – это нечто совершенно новое и ранее невиданное. Пластическая трактовка трагедии и революционного террора потрясает, характеры персонажей невероятно живые, их можно любить и ненавидеть всё то время, пока представление не кончится и в зале не включат свет.

Ни один человек, побывавший на балете Эйфмана, не останется к нему равнодушен, о чём живо свидетельствуют отзывы в прессе и впечатления множества зрителей.

Гастроли

Этими постановками отнюдь не ограничивается богатый репертуар театра Бориса Эйфмана. В Петербурге, в Александринском театре, а также во множестве городов по всему миру многократно повторяются постановки прежних лет, нисколько не утратившие силы психологического воздействия. Язык пластики тела интернационален. Новаторские постановки Эйфмана по достоинству оценили за пределами России. Значительную часть года труппа проводит на гастролях за границей. Праздником для театралов Петербурга становится день, когда в город возвращается театр Бориса Эйфмана. Отзывы о постановках ходят самые восторженные, а билеты раскупаются задолго до дня спектакля.

Академия танца

Переулки Петроградской стороны скрывают от посторонних глаз настоящее сокровище – внутри небольшого скромного здания находится Академия танца Бориса Эйфмана, учебное заведение, всесторонне подготавливающее профессиональных танцоров балета. Студенты говорят, что это не просто школа – это творческая лаборатория, реализующая концепцию современного танца Эйфмана.

В ходе авторского обучения молодые таланты проходят не только физическую, но и духовную подготовку. Итогом становится не просто отличный танцор, но и всесторонне развитая гармоничная личность, способная на оригинальные творческие решения. Многие из бывших учеников продолжают свою работу с мастером, устраиваясь в театр Бориса Эйфмана, о котором отзываются исключительно в положительном ключе. Следует отметить, что в академию принимаются дети с семи лет, обучение производится на бесплатной основе.

Танец будущего

Теперь театр балета под руководством Бориса Эйфмана признан не только в художественной среде, он по праву почитается всеми. Эйфман – гениальный художник нашего времени. Кто знает, быть может, в будущем сам он займёт достойное место в череде великих творцов, и другой гениальный хореограф будет ставить балет о его творческом пути в этом удивительном мире.

Комментарии