Борис Эйфман и его балет «Роден»
Балет «Роден» - хореографическое воплощение истории несчастной страсти величайшего Мастера и его студентки. Застывшие движения скульптур оживают под сопровождение мелодий. Впрочем, обо всем по порядку.
История создания «Театра балета» Бориса Эйфмана
«Театр балета» берет свое начало в 1977 году, когда молодой фанат хореографии эмоций Борис Эйфман решился на безумную идею. Мечтой хореографа было создание особого союза талантливых людей, которые смогли бы при помощи сочетания классических и авангардных па выразить любое настроение или затею. Путем тщательного отбора танцоров-единомышленников была создана первооснова театра - балетная студия оригинальной хореографии. Воспитанные в лучших традициях русской классической балетной школы исполнители поначалу с трудом осваивали новую пластику. Но упорство и трудолюбие коллектива привело к превращению простого ансамбля балета в величественный «Театр балета».
Вскоре детище Эйфмана благодаря уникальным постановкам и зарисовкам приобрело огромную популярность не только на родине, но и за рубежом. Авангардная хореография заставляла по-новому взглянуть на известную с детства литературную классику – «Анну Каренину», «Евгения Онегина», «Чайку», которой отдавал предпочтение постановщик Борис Эйфман.
Балет «Роден» – хореографический памятник легендарному скульптору
«Театр балета» специализируется в основном на постановках классических произведений. Благодаря неожиданным пластическим приемам эмоции и чувства героев окрашены в новые, острые тона. Исключением по сюжету является балет «Роден» в Большом театре. Представление – настоящий хореографический памятник величайшему Мастеру своей эпохи, а точнее – олицетворение его непростой связи со своей последовательницей и любимой натурщицей Камиллой Клодель. Преданная ученица сопровождала Мастера долгих 15 лет и была его неизменной музой. Роковая страсть стоила душевного равновесия молодой женщине, которая закончила свои дни в заточении в лечебнице для умалишенных. Скульптор до последнего вздоха помнил любимую, воплощая ее образ в своих произведениях.
Короткое либретто спектакля
Это очередная хореографическая постановка о ярких моментах жизнедеятельности Родена. При помощи пластической лексики зрителю представлены непростые отношения Мастера с его возлюбленной Камиллой Клодель. Продолжительность балета «Роден» - это два действия, каждое из которых является отдельной историей.
Первый акт включает картины последнего пристанища Камиллы – больницы для душевнобольных и воспоминания стареющего Родена о светлой минувшей страсти. С последней страстью Мастера с трудом мирилась его законная жена Роза. Сумасшествие соперницы и заточение ее в желтый дом приносят невыносимое облегчение супруге. Но скульптор остается холоден к ласкам и заботе Розы, все чаще вспоминая вдохновительницу и колдунью Камиллу.
Второе действие балета начинается со сцены ваяния легендарного пантеона Родена «Врата ада». Процесс созидания шедевра переплетен с амбивалентностью чувств скульптора. Безмерная верность жены борется с роковой страстью к юной натурщице. Потеря рассудка мадемуазель Клодель и вечное душевное одиночество гения – результат этой беспощадной борьбы.
Последние сцены спектакля воплощают путь в никуда пациентов лечебницы и вечный триумф таланта Гения.
Место и время премьеры спектакля «Роден»
Представление Бориса Эйфмана уникально не только по своему сценическому решению. В спектакле используется музыка известных сочинителей 19-го века - Жюля Массне, Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса. Главные партии – самого Огюста Родена, его жены Розы Бёре и Камиллы Клодель - исполняют молодые таланты «Театра балета» Олег Габышев, Нина Змиевец и Любовь Андреева.
Первый спектакль балета «Роден» состоялся 22 ноября 2011 года на сцене Александрийского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Чуть позже постановка была представлена жителям столицы на сцене Большого театра в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» (середина мая 2012 года).
Популярность балета распространилась не только по городам России, но и за ее пределами. На протяжении нескольких лет постановка пользуется успехом в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Шанхае и других городах мира.
Согласно отзывам, балет Эйфмана «Роден» стал истинным прорывом нестандартной хореографической мысли.