Яснов Михаил: биография и произведения
Яснов Михаил Давидович – замечательный петербургский поэт, стихи которого в большинстве своем написаны для детей и о детях.
Михаил Яснов: стихи для детей
Герои увлекательных произведений поэта – обычные ребятишки, живущие рядом с нами. Ласковые, непоседливые, наблюдательные и веселые, они знакомятся с внешним миром, совершают интересные открытия, пытаются делать самостоятельные шаги и ищут свой собственный жизненный путь.
«Я расту», «Я учу котенка», «Я помогаю на кухне», «Я мою руки», «Я рисую грозу» - названия стихотворений Михаила Яснова словно говорят голосами ребят, с которыми автор слит воедино. Поэт, словно фокусник, превращает разнообразные жизненные сюжеты в веселую непредсказуемую игру, захватывающую читателя в свой водоворот.
Детство и юность автора
А началось все с 8 января 1946 года, когда в городе Ленинграде появился на свет Яснов Михаил Давидович. Будущий автор вырос на произведениях Корнея Чуковского и Самуила Маршака, с интересом слушал уроки поэтического языка детского поэта Александра Александровича Шибаева.
Главным событием в своей судьбе Яснов Михаил считает знакомство и дружбу с известным детским писателем Валентином Берестовым – человеком, показавшим ему дорогу в светлый мир Детства.
Начало творческого пути
В школьные годы Яснов Михаил достаточно активно посещал литературный клуб городского Дворца пионеров, где с удовольствием, как и многие ровесники, познавал тонкости русского языка и учился быть внимательным к слову: писал эпиграммы и пародии, играл в слова. Незаметно проявившаяся любовь к поэзии определила выбор жизненного пути Михаила.
Профессиональным литераторством Михаил Давидович стал заниматься после окончания филологического факультета ЛГУ. Особенно легко удаются автору художественные переводы, занимающие в его творчестве особо трепетную нишу. Ленинградский писатель виртуозно излагает на русский язык французских авторов: Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, Г. Аполлинера, а также стихи и сказки для юных читателей.
Книги Михаила Яснова
Первая книга для детей «Лекарство от зевоты» была выпущена в 1979 году. Далее свет увидели «Я учусь писать», «Восьмое марта», «Праздник букваря», «Щечка, щечка – два мешочка», «В гостях у Свинозавтра», «Носомот с бегерогом», «Чудетство», «Щенячья азбука», Чучело мяучело», «Игры для щенка», «В гостях у Сегезьяны». Книга для взрослой публики была опубликована в 1986 году.
Откуда автор берет темы для стихов? Как происходит творческий процесс? Что рождается сначала: рифмы или тема? Огромное количество вопросов.
Все происходит по-разному. Бывает одно неожиданное словечко, произнесенное детскими устами, либо обрывок фразы, услышанный совершенно случайно, сразу «просится» в стихи. Либо основой для рифмованных строк становится определенный сюжет, подсказанный подрастающим поколением. Рифмованные строки поэта превратились во множество детских песен, музыка к которым большей частью была написана композитором и другом по совместительству – Григорием Гладковым. Было выпущено большое количество пластинок, компакт-дисков со стихами и детскими песнями.
Откуда берутся строки?
Михаил Яснов, книги которого были переведены на несколько языков (польский, французский, английский, румынский, латышский, эстонский), с 1991 года на радио ведет различные детские передачи: «Сверчок», «Поэтический букварь», которые обязательно были связаны со стихами. Любовь к организации поэтического процесса привела Михаила в редакторы, где он в полной мере наслаждается любимой работой: редактирует в газетах и журналах детские странички, пишет про детские книги, встречается с читателями.
Встречи с детской аудиторией давным-давно стали важной частью его жизни. Выступление с собственными произведениями в данном случае для автора превращается в совместную «работу над ошибками»: одни стихи схватываются аудиторией на лету, вторые – требуют определенной доработки, третьи – попросту исчезают в тени. К тому же, такие встречи несут огромную пользу подрастающему поколению, ведь учат искренности, доброте, любви к ближнему. С 1995 года Яснов Михаил тесно работает с литературно одаренными детьми и поддерживает их участие в различных международных конкурсах.