Старожиловский конный завод: адрес, телефон

Старожиловский конный завод является одним из самых интересных объектов культурного наследия Рязанского региона. Построен этот комплекс был в конце XIX века по проекту архитектора Шехтеля. Финансировал же возведение комплекса младший сын известного строителя железных дорог в России барона Павла фон Дервиза.

Адрес завода

Найти этот исторический комплекс в Рязанской области при желании совершенно не сложно. Село Старожилово является районным центром. Из Рязани до конезавода можно добраться, двигаясь по Рязанскому шоссе. Примерно через 37 км, в селе Акулово, следует свернуть направо. Пропустить величественное здание конезавода у села Старожилово будет попросту невозможно. Размеры комплекс имеет значительные, поэтому заметен издалека.

Несложно добраться до конезавода и на общественном транспорте. Для этого на городском автовокзале следует просто сесть на любой автобус, маршрут которого проходит мимо деревни Старожилово. Некоторые любители старины приезжают в эту деревню и на электричке. Билеты можно брать на поезд «Рязань-Чемодановка». Из самого села совершенно не трудно будет найти хорошо заметный Старожиловский конный завод. Адрес этого комплекса следующий: Рязанская область, Старожилово р. п., ул. Конезаводская, д. 1А.

История основания завода

Строительство этого хозяйственно-исторического объекта было начато в 1891 г. и продолжалось до 1897 г. Однако годом открытия Старожиловского конезавода считается 1893-й. Земли в этом районе были куплены отцом Павла фон Дервиза в середине XIX века. В то время мимо села Старожилово прокладывалась Рязано-Козловская железная дорога, строительством которой и руководил барон фон Дервиз. Участок с селом он выкупил у статс-дамы Ольги Орловой.

После смерти барон оставил жене и сыну около 1 млн рублей. Поэтому свое желание о постройке конного завода его наследник воплотил в жизнь довольно-таки быстро — всего за каких-то шесть лет.

Особенности комплекса

Первоначально Старожиловский конный завод фон Дервиза включал в себя 12 построек. Помимо помещений для животных здесь располагались жилые здания, каретная, кузница, коровник, манеж, молокозавод и т. д. К сожалению, сегодня на территории комплекса сохранились только конюшня, несколько подсобных помещений и одно жилое здание. Другие постройки время не пощадило. Стены и фундаменты многих дореволюционных сооружений сохранились, но все они по большей мере представляют собой живописные руины.

Разработавший проект комплекса Ф. О. Шехтель архитектором, по сути, не являлся. Образование он получил как художник, а потому при строительстве конюшни каких-либо архитектурных канонов не придерживался. По мнению многих знатоков конца XIX века, в конечном итоге здание получилось слишком вычурным. Однако в лошадях толк Шехтель знал. Поэтому собственно для содержания животных комплекс вышел очень удобным.

Рабочие и кавалерийские лошади Старожиловского конного завода

Первоначально барон фон Дервиз решил разводить и улучшать на новом заводе рязанскую рабочую лошадь. Для этого им были закуплены рысаки орловской породы, три брабансона и несколько арденских маток. В результате были получены помеси тяжеловесного типа, имевшие отличные характеристики.

Несколько позднее на Старожиловском конезаводе было создано ремонтное отделение, предназначенное для разведения кавалерийских лошадей. В качестве производителей барон фон Дервиз решил использовать арабских, орлово-ростопчинских и чистокровных английских скакунов. Еще через некоторое время было открыто и отделение рысаков. К 1897 г. на Старожиловском заводе содержалось уже более 2700 лошадей.

Завод после революции

После 1917 года предприятие барона Дервиза было, конечно же, национализировано. От забвения и разрушения Старожиловский конный завод впоследствии спасло то, что новой власти очень нужны были лошади. Во время Гражданской войны на территории комплекса выращивали коней для Красной Армии.

В 20-е годы в помещениях завода были организованы рязанские кавалерийские курсы. Одним из учеников этой школы стал Г. К. Жуков, будущий маршал, выигравший ВОВ. Также эти курсы часто посещал Буденный.

Завод во время ВОВ

Во время Второй мировой войны Старожиловский конный завод, к сожалению, пришел в полный упадок. При подходе немцев к селу его жители попытались эвакуировать лошадей. Но во время переправы через реку Оку все стадо погибло. Некоторые историки полагают, что произошло это не случайно. Возможно, работники завода специально утопили лошадей, чтобы не оставлять их врагу.

Интересен тот факт, что на само Старожилово во время окружения не упало ни одной бомбы. Возможно, это чистая случайность, а может, роль в данном случае сыграла немецкая фамилия бывшего владельца. После того как немцы были отброшены, в Старожилово своим ходом пригнали лошадей со Смоленского конного завода. Здесь животные находились до конца войны.

60-70-е годы

Сразу же после окончания ВОВ в Старожилово поступила еще одна партия тяжеловозов и рысаков. Однако новая эпоха диктовала свои условия, и большинство заводов перешло на выращивание не военных или рабочих пород, а спортивных верховых. То же самое было сделано и в Старожилово. Производящий состав на заводе начал комплектоваться купленными в Польше тракененскими лошадьми. За 16 лет работы поголовье Старожиловского конного завода выросло с 39 до 300 голов.

В конце 70-х годов тракененские лошади были возвращены на историческую родину — в Калининградский регион. На Старожиловском же заводе занялись разведением и улучшение русской верховой породы. Впервые со времен первого владельца на территорию комплекса вернулись орловские лошади. К сожалению, к тому времени русская верховая порода практически выродилась. С большим трудом руководителям завода удалось разыскать 21 кобылу. И результаты не заставили себя ждать. Уже через несколько лет на заводе были выращены такие выдающиеся русские верховые лошади, как многократный чемпион СССР Барин, серебряный призер Кубка мира Диксон, знаменитые Долг, Герцог и Диалог.

В наши дни

Сегодня Старожиловский завод переживает, к сожалению, не лучшие времена. Содержится здесь не более двух десятков лошадей. Здание, не ремонтировавшееся с 90-х годов прошлого века, постепенно ветшает и становится даже небезопасным. Работники предприятия стараются поддерживать его в сносном состоянии, однако крыша конюшни уже готова обвалиться, а полы постоянно проваливаются. Отопления в здании нет, поэтому зимой лошади постоянно простывают.

Жители Рязанской области собирают подписи с просьбой к властям обратить внимание на завод. Однако особых результатов им добиться пока не удалось.

Старожиловский конный завод: телефон администрации

Хотя бы немного продержаться на плаву заводу помогают и многочисленные туристы, желающие осмотреть комплекс и лошадей. Приобрести экскурсию можно в Рязани, в компании соответствующей специализации или непосредственно в администрации комплекса.

По телефону +8 (960) 571-48-67 предоставляется вся необходимая информация желающим осмотреть Старожиловский конный завод. Экскурсия обычно предполагает посещение самого здания, а также осмотр лошадей в открытом загоне.

Продажа лошадей

Разумеется, занимается завод и реализацией своих подопечных. Приобрести лошадей русской или тракененской породы можно, обратившись по номеру, указанному выше. Кроме того, у завода имеется свой сайт, где можно посмотреть на фото реализуемых животных. Также ведет и свою группу "ВКонтакте" Старожиловский конный завод. Лошади на продажу выставляются здесь регулярно.

Комментарии