Статья 264 УК РФ с комментариями. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Статья 264 УК РФ (в новой редакции) предусматривает ответственность за нарушение ПДД субъектом, управляющим механическим ТС, если оно по неосторожности повлекло тяжкий ущерб здоровью. Рассмотрим далее норму подробнее.
Статья 264 УК РФ: наказание
За нарушение ПДД или порядка эксплуатации ТС лицом, управляющим трамваем, автомобилем и прочим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности тяжкий ущерб здоровью, предполагается:
- Не менее 3 лет ограничения свободы.
- Принудительные работы до 2 лет. В дополнение суд может наложить запрет на выполнение определенной деятельности либо пребывание на конкретных постах не меньше 3 лет.
- Арест до полугода.
- Тюремное заключение на период до 3 лет. В дополнение суд может установить запрет на занятие конкретной деятельностью либо нахождение на определенных постах на такой же срок.
Отягчающие обстоятельства
Статья 264 УК РФ (часть вторая) устанавливает ответственность за указанные выше деяния, совершенные субъектом в состоянии опьянения. В этом случае виновному грозит одно из наказаний:
- Принудительные работы до 3 лет.
- Тюремное заключение до 4 лет.
Дополнительно к каждому из указанных выше наказаний добавляется запрет на занятие конкретной деятельностью или пребывание на некоторых постах до 3 лет.
Квалифицирующие составы
Статья 264, часть 3, УК РФ определяет ответственность за неисполнение ПДД либо порядка эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности гибель человека. За указанное деяние виновному назначается:
- Принудительные работы до 4 лет.
- До 5 лет тюрьмы.
Дополнительно за это деяние ч. 3 статьи 264 УК РФ устанавливает запрет на занятие конкретной деятельностью или пребывание на некоторых постах на период до 3 лет. В том случае, если смерть одного человека стала следствием нарушения ПДД или порядка эксплуатации ТС, совершенного субъектом в состоянии опьянения, гражданину грозит тюремное заключение на 2-7 лет. При этом дополнительно ему будет запрещено осуществлять некоторые виды деятельности или находиться на конкретных постах до 3 лет. В случае гибели 2 и более лиц назначается:
- До 5 лет принудительных работ.
- До 7 лет тюрьмы.
К указанным наказаниям дополнительно вменяется запрет на нахождение на определенных постах либо выполнение конкретной деятельности на протяжении 3 лет. Если смерть 2 и более лиц стала следствием нарушений, допущенных в состоянии опьянения, виновному назначается тюремное заключение до 9 лет. Дополнительно вменяется запрет на осуществление деятельности определенных видов или пребывание на конкретных постах на протяжении 3 лет.
Примечания
Под прочими механическими средствами рассматриваемая норма и статья 264.1 УК РФ предусматривает самоходные дорожно-строительные и другие машины, трактора, а также иные ТС, для управления которыми предоставляются специальные права. В качестве субъекта, пребывающего в состоянии опьянения, выступает лицо, если в отношении него установлен факт употребления им спиртосодержащих веществ. Наличие их в организме определяется присутствием абсолютного этилового спирта в количестве, превышающем возможную общую погрешность измерений, предусмотренную законодательством. Субъект также признается находящимся в состоянии опьянения, если будет установлен факт принятия им психотропных/наркотических веществ, или если лицо отказалось от прохождения медосвидетельствования на основаниях и в порядке, определенных нормами.
Статья 264 УК РФ с комментариями
Общие вопросы, связанные с квалификацией рассматриваемого преступления, разъясняются Постановлением Пленума ВС № 25 от 09.12.2008 г. Деяние, ответственность за которое устанавливает статья 264 УК РФ, направлено на безопасность при использовании ТС. В качестве дополнительного объекта выступает жизнь и здоровье физлиц.
Предмет преступления
Им является механическое ТС. Оно должно быть самоходным, то есть оснащаться автономным двигателем. Статья 264 УК РФ указывает на некоторые виды ТС. К ним, в частности, относят трамваи, автомобили. Транспортным средством для целей рассматриваемой нормы признаются и иные ТС, выполняющие не только непосредственно транспортные, но и прочие функции. К ним, в частности, относят сельскохозяйственные (комбайны, к примеру), дорожные (асфальтоукладчики, автогрейдеры и проч.), погрузочные (автокраны и др.) машины. Не относят к указанной категории ТС мопеды и иные машины, приводимые в движение мотором, рабочий объем которого не больше 50 см3, и максимальная конструктивная скорость – не больше 50 км/ч, а также велосипеды, оборудованные подвесным двигателем и иные средства с подобными характеристиками.
Специфика
Новая статья УК РФ 264 устанавливает, что субъекты, управлявшие приведенными выше ТС и допустившие нарушения ПДД либо правил их эксплуатации, повлекшие по неосторожности нанесение тяжкого ущерба здоровью либо гибель человека, при наличии соответствующих оснований несут ответственность по ч. 1 или 3 ст. 268. Данное положение установлено пунктом вторым пленарного постановления №25. Если мотор машины вышел из строя, и она перемещается вручную, то предмет деяния отсутствует. По факту преступление может квалифицироваться как нарушение действующих правил по безопасной работе транспорта (статья 268). Машина может находиться на буксире у другого ТС и перемещаться им. В этом случае при нарушении водителем транспортируемого автомобиля установленных правил наступает ответственность по рассматриваемой норме.
Особенности обвинительного заключения
Органы предварительного расследования и суд должны указать конкретные пункты ПДД или правил эксплуатации, которые были нарушены субъектом, и в чем конкретно состояли действия лица. Если в заключении содержатся отдельные пункты, невыполнение которых не соответствует реальным обстоятельствам дела, установленным на заседании, в соответствии с положениями ст. 237 УПК, судья по собственной инициативе либо по ходатайству стороны может вернуть дело прокурору для оформления обвинения надлежащим образом. При этом данная процедура не должна быть связана с восполнением неполноты проведенного дознания либо предварительного расследования и не должна ухудшать положение обвиняемого.
Объективная часть
Статья 264 УК РФ определяет ответственность за нарушение порядка эксплуатации ТС или ПДД, нанесение тяжкого ущерба здоровью, смерть одного или нескольких лиц. Вождение транспортного средства – управление машиной в процессе ее движения. Оно начинается с момента, когда ТС трогается с места, и завершается остановкой всей ходовой части. Нарушение порядка вождения может выражаться, например, в превышении скорости, невыполнении порядка проезда через перекрестки, неправильном обгоне и проч. Эксплуатацией называют комплекс технических и организационных процедур по безопасному использованию ТС в соответствии с его характеристиками и предназначением. Нарушение этих мероприятий может выражаться, к примеру, в перевозке негабаритного груза, стоянке в неположенном месте, буксировке на слабом тросе, передаче управления средством ненадлежащему лицу, перевозке пассажиров на неоснащенной для этого машине и проч.
Причинная связь
Статья 264 УК РФ действует в том случае, если нарушения виновного повлекли соответствующие последствия. Причинная связь исключена, если несоблюдения правил не было. К примеру, пешеход по своей неосторожности попал под заднее колесо или сознательно бросился под автомобиль. Присутствие физического взаимодействия между перемещающимся транспортом и потерпевшим не указывает на наличие причинной связи. Она имеется в преступлениях, ответственность за которые устанавливает статья 264 УК РФ. Нормативный характер обуславливает причинную связь в случаях отсутствия физического взаимодействия. К примеру, водитель будет отвечать за нанесение ущерба в ситуации, когда собственными неправильными действиями он создал помехи движению, вследствие чего остальные участники были вынуждены причинить вред другим субъектам. Так, гражданин, выехавший на встречку, должен понести наказание за последствия, если им были созданы препятствия для водителя, управляющего встречным транспортом, который не имел возможности предотвратить столкновение и остановиться, выехал на тротуар и сбил пешехода. Действия последнего будут квалифицироваться как крайняя необходимость или невиновное нанесение ущерба.
Техническая возможность предупреждения происшествия
В ПДД устанавливаются требования, направленные на блокирование нарушений. Так, в них указывается порядок реагирования водителя на неправомерные действия, допускаемые иными субъектами, а также на возникновение различных препятствий для нормального движения. Например, к гражданину, ослепленному светом от встречной машины и не остановившему ТС, совершившему наезд на пешехода вследствие этого, применяется статья 264 УК РФ. При решении вопроса, касающегося причинной связи, определяется наличие у субъекта технической возможности предотвратить последствия. Если ее не было, и будет установлено, что авария была спровоцирована не им, а другими участниками движения, ответственность исключается. При определении возможности предупредить происшествие необходимо исходить из дорожной обстановки, которая предшествовала аварии. Опасность для движения считается возникшей в момент, когда у субъекта была объективная возможность обнаружить ее.
Субъективная часть
Преступление по рассматриваемой статье относится к категории неосторожных. При умышленном нанесении вреда (к примеру, наезд на гражданина из мести) определяется посягательство на личность. В качестве субъекта по комментируемой статье выступает вменяемое физлицо с 16 лет, управляющее ТС, предназначенным для транспортировки грузов, установленных на нем, или людей. Виновным может признаваться не только водитель, который сдал необходимые экзамены и получил удостоверение, но и иное лицо, в том числе то, у которого данный документ был изъят за допущенные ранее нарушения. В связи с этим при рассмотрении обстоятельств необходимо установить, не был ли гражданин лишен прав на управление транспортом по ст. 12.8 КоАП за факт нахождения за рулем в состоянии опьянения. Если он подтвердится, то отбытый им срок по указанной статье засчитывается в период дополнительного наказания по уголовному делу в виде запрета на осуществление деятельности определенных видов. В частности, речь идет о лишении права управлять транспортом.