Анализ ассортимента продукции
Высокий уровень продаж - это одна из основных целей любого предприятия, которое занимается производством. Но для того чтобы уверенно чувствовать себя в условиях современного рынка, необходимо предложить покупателям не только качество, но и широкий выбор актуальных позиций. Эту цель поможет достичь постоянный анализ ассортимента и структуры продукции. Причем подобная методика будет актуальна не только для крупных производителей, но также и для представителей малого бизнеса.
Что такое ассортимент
Итак, выполнение плана по ассортименту является одним из ключевых условий полноценного удовлетворения потребностей покупателей. Сам же этот термин используется для определения перечня наименований продукции, которую выпускает конкретное предприятие. При этом указывается объем товара с разграничением по видам.
Ассортимент может быть групповым, внутригрупповым и полным. Суть анализа при этом сводится преимущественно к определению степени устаревания продукции и ее параметров однородности.
В рамках данной темы стоит вспомнить и о номенклатуре, которая является перечнем наименования товаров, выпускаемых компанией, а также их кодов. Последние устанавливаются для каждого конкретного вида изделий согласно ОКПП (общероссийский классификатор промышленной продукции).
Почему необходимо оценивать ассортимент
Аналитика в сфере производства нужна для получения среднего числа видов выпускаемого товара. Анализ ассортимента и структуры продукции позволяет грамотно организовать процесс расширения перечня изделий, от которого в итоге зависит лояльность к бренду со стороны покупателей, имеющих разные предпочтения.
Одним из результатов упомянутого выше анализа является дифференциация (разделение) одного вида продукции в соответствии с различными вкусами целевой аудитории. Речь идет о производстве товаров, близких по своим потребительским качествам и способных заменить друг друга, но все же имеющих определенные отличия. Такой подход позволяет получить преимущество на рынке в условиях активной конкуренции.
Таким образом, для того чтобы процесс дифференциации был эффективен, необходим грамотный анализ ассортимента продукции.
Товарная номенклатура
Чтобы лучше понять суть работы с номенклатурой, есть смысл обратить внимание на особенности товарной линии. Этот термин используется для определения ассортиментного ряда. Фактически речь идет о группе товаров, которые тесно связаны между собой по причине близких областей использования и, как следствие, предназначены для одной целевой аудитории. Торговые предприятия, используемые для их реализации (магазины, салоны сети), также являются однотипными. Для ассортиментного ряда используется один диапазон цен.
Именно из различных линий выпускаемой продукции и состоит товарная номенклатура. Соответственно, без понимания того, из чего формируется ассортимент и как он характеризуется, проводить его анализ будет крайне непросто.
Характеристики товарной номенклатуры
Если попытаться изучить любую группу различных ассортиментный линий, то можно будет обнаружить, что она обладает определенными характеристиками: насыщенностью, широтой, гармоничностью и глубиной.
Насыщенность товарной номенклатуры - это не что иное, как общее количество отдельных товаров, из которых она состоит.
Широта - это следующая характеристика, без которой трудно будет выполнить анализ ассортимента продукции, и означает она общую численность товарных групп, которые производит конкретное предприятие. В качестве примера можно привести магазин, торгующий, скажем, продуктами питания, но при этом предлагающий покупателям разные виды товаров: хлебобулочные изделия, мясопродукты и др.
Под гармоничностью товарной номенклатуры стоит понимать близость формы конечного использования продукции, принадлежащей к различным ассортиментным группам. Схожими могут быть также каналы распределения, требования к организации производства и другие показатели. Здесь опять уместен пример продовольственного магазина, в котором можно купить все нужные ингредиенты для приготовления, скажем, первого блюда.
Рассматривая анализ ассортимента, нельзя обойти вниманием глубину товарной группы. В этом случае речь идет о различных вариантах предложения отдельных товаров, которые находятся в одной группе.
Стоимость
Анализируя ассортимент товаров, цену необходимо брать в учет всегда, ведь от нее во многом зависит уровень продаж конкретного изделия. При этом в рамках производства стоимость готовых изделий может отображаться в двух формах: товарная продукция и валовая.
Если рассматривать валовую, то к ней нужно отнести готовый товар, выпущенный всеми подразделениями конкретного предприятия для использования в рамках самой компании (собственные непромышленные подразделения, капитальное строительство и др.).
В качестве примера можно привести полуфабрикаты собственного производства, которые впоследствии отпускаются на сторону для своего капитального строительства или отдается подразделениям компании непромышленного типа.
Товарная продукция, в отличие от валовой, включает только незавершенный продукт. Стоимость таких изделий учитывается на тех предприятиях, где производственный цикл не превышает 12 месяцев. Это условие является важным, так как в тех случаях, когда выпуск готовой продукции длится более года, еще невыпущенный товар может подвергаться значительным ценовым колебаниям.
Структура продукции
Анализ ассортимента предприятия не будет полноценным без учета этого фактора. Под структурой товаров стоит понимать соотношение разных видов готовых изделий на фоне общего объема их производства.
Выполнение плана по структуре продукции означает, что изначально запланированное соотношение ее видов в готовом выпуске товара было сохранено. Если план будет выполнен неравномерно, то это приведет к ощутимому отклонению от плановой структуры ассортимента, что, в свою очередь, нарушит условия, которые учитываются при сопоставлении экономических показателей предприятия.
Чтобы устранить структурные сдвиги, их нужно уметь вычислить и рассчитать. Наиболее подходящим для достижения такой цели является метод прямого счета по всем товарам, а также методика средних цен. Используя такой подход можно избежать влияния нежелательных изменений в структуре ассортимента на экономические показатели.
Анализ ассортимента товаров
Непосредственно сам процесс анализа начинается с изучения того факта, как изменяется динамика товарной и валовой продукции, при этом фиксируется прирост и рассчитывается индекс.
Также производится оперативная аналитика, для которой используются данные за неделю, десять дней, месяц и, соответственно, квартал. Наряду с этим в процесс работы с товарными линиями входит анализ выполнения плана по самому ассортименту и номенклатуре.
Стоит напомнить, что под номенклатурой нужно понимать перечень наименований различных изделий, а также их кодов, которые устанавливаются согласно классификатору промышленной продукции.
Изучая анализ ассортимента товаров, нужно помнить следующее: когда оценивается степень выполнения плана, сравнивается запланированный объем выпуска различных товаров и фактический результат. Таким образом, выполненным план можно считать только тогда, когда все составляющие ассортимента были произведены в нужном объеме.
Если же нужные показатели не были достигнуты, выявляются факторы, ставшие причиной такого результата. К слову, они могут быть как внутренними, так и внешними.
К первым можно отнести недочеты в организации и последующем управлении процессом производства , состояние оборудования и др. Вторая группа причин сводится к изменению спроса на некоторые виды товаров, конъюнктуры рынка и запоздалому запуску производственных мощностей.
Метод проведения анализа
Начинается анализ ассортимента и его структуры с оценки того, насколько выполнен план по выпуску различных товарных линий. Как и писалось выше, данный показатель определяется путем сопоставления фактического выпуска товаров (в учет берутся основные виды) и того, который был запланирован.
Выполнить эту задачу - грамотную оценку - помогают несколько проверенных методик:
- расчет коэффициента выполнения плана по выпуску нужных видов продукции;
- способ наименьшего процента;
- определение удельного веса в общем перечне товаров, на основании которого выполнялся производственный план.
Эти способы позволят провести грамотный анализ ассортимента и, соответственно, сделают производство «заточенным» под актуальные позиции.
Формирование товарных линий
По сути, аналитика оказывает непосредственное влияние на тот факт, каким будет ассортимент. Именно для грамотного формирования товарных линий и рассматривается степень актуальности различных видов продукции, а также необходимость их диверсификации.
Актуальность таких процессов обуславливается необходимостью предоставления со стороны производителя нужной потребителям совокупности товаров, причем своевременно, иначе конкуренты получат ощутимое преимущество.
На фоне таких целей анализ структуры ассортимента должен включать распределение продукции на такие категории, как старая и новая. Также важен учет и других характеристик, имеющих непосредственное отношение к готовым изделиям: серийное и единичное производство, лицензия, ноу-хау, обычные товары и наукоемкие.
Перед тем как формировать ассортимент, компания, как правило, занимается разработкой концепции, которая позволит оптимизировать производство конкретной товарной линии. Тот факт, что концепция необходима, очевиден, поскольку она предназначена для определения товаров, максимально соответствующих разнообразию и структуре спроса покупателей. На выпуск именно этих изделий и будет впоследствии ориентировано предприятие.
Как формируется концепция
Для того чтобы разработать актуальную концепцию, проводится анализ нескольких показателей:
- уровень цен на конкретную ассортиментную группу;
- соотношение стоимости товаров;
- частота обновления и уровень ассортимента.
В большинстве случае прогноз ориентирован лишь на определение тенденции развития различных товарных линий. Под тенденцией стоит понимать изменение ассортиментной структуры спроса и, как следствие, товарного предложения.
На фоне этой информации нужно отметить, что анализ ассортимента, его планирование, формирование и управление им - это комплекс процессов, которые никогда не останавливаются. То есть работа с ассортиментом ведется всегда и остановиться может лишь в том случае, если конкретная товарная группа будет изъята из производства.
Принципы формирования
Если рассматривать анализ ассортимента и структуры продукции на примере предприятия, относящегося к крупным производителям, то стоит обратить внимание на распространенный алгоритм действий, используемый такими компаниями. Суть его сводится к нескольким ключевым этапам аналитики.
Прежде всего производится оценка существующего спроса на выпускаемые изделия. Затем следует организация наиболее эффективного использования ресурсов компании (технологические, финансовые, сырьевые, трудовые и технические).
Далее наступает этап формирования ассортимента, который включает выполнение четырех задач:
- выявление перспективных и текущих потребностей покупателей;
- определение того, насколько конкурентоспособными являются выпускаемые товары и планируемое производство;
- изучение жизненного цикла товаров на рынке и принятие таких мер, как введение новых более актуальных позиций, а также ликвидация устаревших товарных линий;
- в завершение проводится оценка возможных последствий произведенных изменений (оценивается уровень риска и экономическая эффективность).
Анализ ассортимента магазина производится по более упрощенному алгоритму (не берутся во внимание вопросы, связанные с производственным процессом).
Качество
Для того чтобы продукция соответствовала потребностям покупателей необходимо не только разнообразие товаров, но и достойный уровень качества.
Для проверки данного показателя производится оценка индивидуальных качеств различных товарных линий. Внимание в этом случае обращается на следующие характеристики изделия:
- надежность (ремонтопригодность, долговечность, безотказность);
- эстетичность (дизайн, внешний вид, эргономичность);
- полезность (содержание железа в руде, жирность молока и т. п.);
- технологичность (энергоемкость и трудоемкость).
Анализ качества ассортимента, посредством оценки этих характеристик позволяет получить представление о том, насколько ассортимент соответствует рыночным ожиданиям. Без такой аналитики производство в итоге может оказаться неэффективным.
Итоги
Анализ ассортимента и структуры продукции на примере крупных и мелких предприятий позволяет сделать вывод об очевидной актуальности данного этапа работы с производством. Без грамотной оценки различных показателей, связанных с товарными линиями, занять уверенную позицию в конкретном сегменте рынка будет непросто.