Кто такой битмейкер? Музыкальное сопровождение устами человеческими
Вот слушаете рэп, а там речитатив идёт под некий чёткий ритм. И не получается угадать, что за инструмент его даёт. Может, это барабаны? А нет! Это человек, умеющий обыгрывать основную музыкальную тему посредством собственных губ, рук и чувства такта. Как назвать такого умельца? Это настоящий битмейкер! А кто такой битмейкер? Это виртуоз, совмещающий функции композитора и аранжировщика. Он чувствует музыку на глубинном уровне и может интересно обыграть даже примитивный речитатив.
С самого начала
Перевод термина с английского языка достаточно прост: в слове два корня (beat и maker), означающие понятия ритма и изготовителя. То есть под словом "бит" прячется "мелодия", а для "битмейкер" - значение варьируется от пафосного композитора до аранжировщика-любителя. Рэперы зачитывают свои тексты под упрощённый ритм, который потом можно и нужно разнообразить музыкой. Сегодня создание битов - это настоящее искусство в жанрах рэпа и хип-хопа. Чаще всего работа профессионального битмейкера строится таким образом: он вырезает понравившуюся часть мелодии некоего трека, а после пишет под неё ритмическую часть из ударных и басов.
Почему это может быть ваша атмосфера?
Теперь понятно, кто такой битмейкер, но вот нужны ли они? Может быть, они - всего лишь дань моде? А на деле это бесталанные люди с отсутствием музыкального слуха? Многие профессиональные композиторы поначалу серьёзно сомневались в искусстве создавать биты, но их мнение радикально поменялось всего за пару-тройку лет. Попробуем вспомнить и представить себе атмосферу любого ночного клуба. Музыка рвёт динамики, льётся рекой алкоголь, а танцевать хочется до самого утра. На сцене появляются ведущие вечера. И именно они могут так завести зал, как не под силу ни одному коктейлю. В их власти сделать обычный "медляк" источником позитива и энергии, заставить пуститься в пляс меланхолика, убить тоску и "прокачать" аудиторию. Если вам нравится создавать музыку, доводить до совершенства уже созданные треки, давать эмоции, не говоря ни звука, то ваша сфера – это отличная дискотека. Диджей-битмейкер в таком случае – это ваше призвание!
За кем двигаться?
Хорошо бы знать, кто такой битмейкер высшего класса? Есть ли в наше время те люди, которых можно считать виртуозами? Чьему примеру можно следовать? В США это, безусловно, Доктор Дрэ, Канье Уэст, Фаррел Уильямс и легендарный Тимбалэнд. Конечно, только рэпом они не ограничиваются, а со временем превращаются в акул шоу-бизнесса, продюсируя треки исполнителей своих лейблов. В России давно делает отличные биты Карандаш, Баста и Ноггано, представленный Василием Вакуленко. Нельзя обойти вниманием группу "Каста" и конкретно её фронтмена Владислава Лешкевича. Битмейкеры сегодня должны ладить с компьютером, так как он открывает необъятный простор для работы. Существует множество программ, способных облегчить жизнь музыканту такой специфики. Если нет тяги к компьютеру, то сегодня вряд ли получится стать гением в создании битов. Придётся сочинять музыку по старинке!
Как приходят к этому делу?
Изначально битмейкинг кажется эфемерным занятием, скорее развлечением, нежели работой. Эта точка зрения быстро превращается в фикцию. Даже первый софт для начинающего способен отпугнуть, так как возможности кажутся безграничными, но воплотить их в жизнь почему то никак не выходит. Многие подростки отказываются от создания битов уже на этапе знакомства с базовыми программами. Другие же познают, кто такой битмейкер по этапам. Пригодятся видеоуроки, советы бывалых и полезные ресурсы в Сети. Бросать нельзя – это не велосипед, и можно просто не "поехать" вновь. Часто первые серьёзные произведения выходят «из-под пера» битмейкера только через 4-5 лет после начала работы. Так что нетерпеливым в этой сфере делать нечего. Нужно либо быть дарованием и от природы делать всё замечательно, либо упорно трудиться.
Профессиональный рост
Со временем становится другим каждый битмейкер. Уличный дэнсер перерастает в человека с определённым багажом знаний. Чаще всего написание битов уходит на второй план и музыкант стремится в полноценные артисты. Если требуется собрать трек, то он делает это быстро, как конструктор. Остаются хорошие привычки, вроде выбора только качественной аппаратуры и пристрастия к правильной музыке.
По-другому музыканты смотрят на своих коллег, могут с лёгкостью вычислить того, кто занимается плагиатом. Битмейкинг по-прежнему считается хлебным делом, так как он не устаревает, пользуется популярностью на концертах, в клубах или на промо-акциях. К тому же битмейкер привыкает делать всё превосходно. Он знает, как превратить любой трек в конфетку, дать ему огня, убрать «проходные» нудноватые кусочки и сделать истинную бомбу, способную разорвать танцпол в клочья. В России талантливых потенциальных артистов много, причём, даже по мнению западных профессионалов, но они пока получают мало внимания и, соответственно, не видят смысла особенно стараться.