Гипотеза о рациональном поведении потребителя является весьма интересной и занятной. Она может пригодиться и рядовому человеку, и предпринимателю.
Общая информация
Сейчас сложно найти человека, который бы не верил, что в экономике всё вертится вокруг потребителя. Это норма развития хозяйственного сектора. Считается, что каждый отдельный человек сам знает, что ему необходимо. Когда экономика удовлетворяет его потребности, то она действует лучше всего. В конечном счёте именно решения отдельных людей о покупке того или другого товара и формируют
рыночный спрос. Таким образом, мы влияем на объем реальных продаж и уровень
равновесных цен. В экономической науке для обозначения этого процесса используется такое словосочетание, как рациональное экономическое поведение потребителя.
В чём же суть?
Когда потребитель выходит на рынок, он старается максимально удовлетворить свои потребности и получить наивысший уровень полезности при использовании определённого блага. Здесь следует отметить, что и отдельный человек, и производитель не являются абсолютно свободными в своем выборе. Приходится учитывать не только имеющиеся
личные предпочтения, но и доход, который есть в распоряжении. Также своё влияние оказывают и услуги, и товары, и иные факторы конкуренции. Поэтому рациональное поведение потребителя и производителя направлено на то, чтобы в ограниченных условиях получить максимально возможную полезность.
Принципы
Теория рационального поведения потребителя является составляющей микроэкономики. В анализе предполагается, что поведение индивида является рациональным, то есть достигается максимальное удовлетворение при ограниченном бюджете. Наиболее важным в этом является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора. Небольшое терминологическое уточнение: полезность – это способность определённого блага удовлетворять конкретные потребности общества или отдельного индивидума. Она напрямую связана с их характеристиками, среди которых наибольшую роль играет качество. Кроме него, значительное влияние имеет ещё долговечность, внешний вид, легкость использования, комфорт, роскошь и тому подобное. Другим важным принципом, которые влияет на рациональное поведение потребителя, является суверенность человека. То есть насколько он не подвержен внешнему влиянию. Так, каждый человек должен хорошо питаться, чтобы быть здоровым и активным. Допустим, что на рынке появился сенсорный телефон, который многие считают статусным. И у человека есть выбор: купить дорогую и не шибко нужную вещь и потом полгода питаться абы как или же обойтись без такой вещицы и деньги потратить на еду и прочие полезности. Если он выберет первый вариант, то тогда не приходится говорить про рациональное поведение потребителя. Примеры такого отношения весьма многочисленны, и этими людьми занимаются специалисты по рекламе.
Теоретическая составляющая
Существует два основных подхода:
- Кардиналистская теория полезности. Известна ещё как количественный подход. Выдвигает гипотезу о возможности соизмерения полезности благ. Основную ставку делает на количество (в штуках, литрах, килограммах и так далее).
- Ординалистская теория полезности. Также известна как порядковый подход. Отстаивает точку зрения, согласно которой можно ранжировать полезности человека. Обычно используется система исчисления от лучшего к худшему. При этом количественное соизмерение полезности благ отвергается. В основе такого анализа находится определённый набор небольшого количества начальных гипотез, на основании которых и строят кривые безразличия и вычисляют оптимум потребителя.
Общие черты
Гипотеза рационального поведения возможна благодаря наличию объединяющей основы для всех людей. Например:
- Наличие у среднего потребителя системы предпочтений.
- На спрос значительное влияние оказывает присутствие/отсутствие сопряженных товаров.
- Каждый человек желает максимизации своей полезности.
- Спрос конкретного потребителя зависит от его уровня доходов.
Эффекты
Нас интересует рациональное поведение потребителя. План действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно из-за эффектов потребительного взаимовлияния. Давайте рассмотрим, какие же их виды существуют:
- Эффект сноба. В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение.
- Эффект Веблена. Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно высокую цену и не доступны большинству людей.
- Эффект предположительного качества. Это обозначение ситуации, когда товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам.
- Эффект присоединения к большинству. Является выражением желания ни в чём не уступать другим людям, которые являются более «успешными».
- Нерациональный спрос. Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.
- Спекулятивный спрос. Возникает тогда, когда есть дефицит товаров.
О производителях замолвим слово
Их успех и провал полностью зависят от суммарного поведения всех потребителей. Таким образом, мы можем воздействовать даже на большие предприятия. Рассмотрим такой пример. Появилась фирма, выпускающая качественную продукцию. Со временем она буквально «захватывает» рынок, поскольку её товары имеют очень высокие показатели. Когда у неё буквально монопольное положение, она решает понизить качество изготовляемой продукции, оставив при этом неизменённой цену. Со временем потребители поймут, что что-то не так, и перестанут покупать товары этой марки. И они начнут переключаться на продукцию других производителей, которые предлагают лучший баланс цена/качество. Каждый человек в такой ситуации голосует своим кошельком. При массовых таких явлениях происходит излом ситуации на рынке, и на нём поднимаются новые игроки.
Заключение
Одним из довольно существенных недостатков рассмотренной гипотезы является то, что во главу угла поставлено предположение, что человек будет действовать рационально. Увы, это не всегда так. Часто мы тратим деньги на различные мелочи, откладывая на будущее важные события в нашей жизни. Конечно, это нехорошо. Чтобы избежать такого положения дел, следует обдумывать каждый важный шаг.