Рыночный спрос и факторы, на него влияющие
На каждом рынке присутствуют два основных субъекта: продавец и покупатель. От них зависит размер спроса и предложения на любой товар (услугу). Рыночный спрос представляет собой объем изделий, благ, который потребители купят при определенной цене в конкретную единицу времени. Предложение – количество товаров (услуг), которое производители готовы предоставить в этот же момент по данной стоимости.
На рыночный спрос влияет множество факторов. Главным из них является стоимость. Так, при высокой цене уровень спроса будет значительно меньше, чем при низкой. Обратная зависимость наблюдается у предложения. То есть при высокой стоимости производители готовы предоставить на рынок больше товаров (услуг).
Рыночный спрос формируется не только под влиянием цен. Рассмотрим другие факторы, воздействующие на покупательскую способность. Это, прежде всего, доходы потребителей. Чем больше денег имеют люди в своем распоряжении, тем выше уровень спроса.
Существенно на покупки влияют потребительские ожидания. Если люди считают, что в ближайшее время поднимутся цены на те или иные товары, то спрос на эти изделия может значительно вырасти. Потребители просто сделают запас на будущее. Соответственно, через небольшой промежуток времени объем продаж снова снизится.
Спрос и предложение в рыночной экономике значительно зависит от моды. Если одежда, обувь и аксессуары соответствуют современным веяниям, то молодежь старается их скупить. При этом модные товары могут стоить довольно дорого. Но через 1-2 сезона эти модели будут стоить в 3-5 раз дешевле, при этом потребности в них практически не наблюдается.
На рыночный спрос также влияет реклама. Если продавец не жалеет средств на распространение информации о своем продукте в СМИ, то покупатели даже ради интереса берут попробовать новинку. Если товар им нравится, то спрос впоследствии лишь растет.
Следующим фактором является качество изделия (услуги). Потребители, конечно, отдадут предпочтения продукции более высокого качества. Особенно этот показатель важен для состоятельных людей. Они в первую очередь ценят в вещах комфорт и надежность.
Важный неценовой фактор – традиции, обычаи в семье, группе людей, народности, стране. Например, в преддверии праздника, который отмечается только в определенном государстве, возрастет спрос на подарки. В других же странах такой ситуации наблюдаться не будет.
Влияет на спрос также уровень дохода населения. Увеличение заработной платы, выдача тринадцатой зарплаты, премии и т.п. значительно повышают покупательский спрос. Люди готовы потратить больше денежных средств на получение благ. Соответственно возникновение кризисных ситуаций вызывает сильный спад объема продаж.
Спрос делится на эластичный и неэластичный. Первый вид касается изделий, которые имеют несколько аналогов. То есть если товар с эластичным спросом вдруг поднимется в цене, а подобное изделие другой марки у конкурента будет продаваться немного дешевле, то покупатель купит за меньшую стоимость. Это относится к одежде, обуви, ряду продуктов питания. Неэластичный спрос имеют товары первой необходимости, например, хлеб, молоко, крупы и т.п.
Ситуация отложенного спроса связана с тем, что на многие изделия начинается ажиотаж в определенный временной период, сезон. Например, на теплую одежду и обувь люди тратят большие суммы в начале осени, весны, а также зимой. Спрос на сахар повышается в период созревания ягод. А куриные яйца потребители берут в большом количестве перед таким праздником, как Пасха.
Мы рассмотрели понятие «рыночный спрос» и его факторы. Выяснили, что на действия покупателей влияет не только стоимость товаров и услуг, но и множество неценовых причин.