Алексин Анатолий Георгиевич, "А тем временем где-то...": краткое содержание, главные герои, проблема

Третьего августа 1924 года в Москве родился прекрасный писатель, особенно полюбившийся читателям детского и подросткового возраста. Однако и драматургия, и публицистика, которыми тоже занимался А. Г. Алексин, были ничуть не хуже его прозы. Подрастающие поколения как в Советском Союзе, так и теперь, в постсоветское время, всё ещё живо интересуются книгами Анатолия Алексина. Вопросы, которые поднимаются в его произведениях, вечны. Здесь будет рассматриваться повесть, одна из многих такого же прекрасного качества, - "А тем временем где-то...". Краткое содержание тоже будет представлено. В сборнике под первой редакцией рядом с этой повестью находились настолько же интересные и знаменитые "Мой брат играет на кларнете", "Действующие лица и исполнители", "Поздний ребенок", "Очень страшная история", "Позавчера и послезавтра" и другие.

Об авторе

А. Г. Алексин - псевдоним, в жизни он был Анатолием Георгиевичем Гоберманом. Так трепетно и в любом возрасте юно любить жизнь дано не каждому. Анатолий Алексин многое пережил, прочувствовал и обдумал в своём детстве, именно поэтому ему так близок и понятен строй мыслей именно этого возраста. Его отец, Георгий Платонович, делавший Октябрьскую Революцию и воевавший в Гражданскую журналист, был репрессирован в 1937 году, но матушка писателя сумела остаться не только умной, мужественной и справедливой, но и очень доброй.

Почти все лирические героини Алексина снабжены теми или иными деталями характера, привычек, словечек, которые были присущи его матери - Марии Михайловне. Это видно и в повести "А тем временем где-то...", краткое содержание которой доносит главное качество героини - Нины Георгиевны. И это, конечно же, доброта. Будучи школьником, Анатолий Алексин уже много публиковался (журнал "Пионер", газета "Пионерская правда", сборник "Флажок"). Затем наступила война, и писателю пришлось быстро повзрослеть.

Творчество

Эвакуированный из столицы на Урал, Алексин уже в шестнадцать лет стал сначала литературным сотрудником ежедневной газеты "Крепость обороны", а через короткое время - ответственным секретарём этого органа строящегося алюминиевого гиганта. Помимо многотиражной газеты, с её ежедневной сумасшедшей деловой текучкой, писатель работал и над собственными будущими произведениями. "Запомни это лицо", "Ивашов", "В тылу как в тылу" и многие другие рассказы и повести содержат богатейший автобиографический материал. В 1947 году писатель уже принял участие в Первом всесоюзном совещании молодых писателей.

В 1951-м он окончил знаменитый Институт Востоковедения в Москве и выпустил первую большую книгу. Константин Паустовский, высоко оценивший талант и доброе сердце молодого писателя Алексина, стал его первым редактором. Эта большая повесть называлась "Тридцать один день или дневник пионера Саши Василькова". С лёгкой руки Паустовского книга стала популярной, а автор её - одним из любимейших писателей в стране детства и юношества. До 1966 года Алексин писал для детей, и делал это превосходно. Кто не бывал на страницах "В стране вечных каникул"? Его повести "Саша и Шура", "Коля пишет Оле", "Необычайные похождения Севы Котлова" зачитывались в библиотеках буквально до дыр. Но уже тогда писатель задумывался о проблемах воспитания юношества. И скоро эти мысли воплотились в строках повести "А тем временем где-то...". Краткое содержание уже показывает, насколько поднятые писателем проблемы стали обширнее и серьёзнее.

Новый этап

Вышли во второй половине 60-х и в 70-х годах прошлого века пьесы, повести, рассказы, сделавшие Алексина знаменитым и в среде взрослых читателей. Здесь прежде всего повести сыграли решающую роль: "Очень страшная история", "Звоните и приезжайте", "Третий в пятом ряду", "Мой брат играет на кларнете", "Безумная Евдокия" и, конечно же, "А тем временем где-то...". Краткое содержание этой повести будет изложено ниже. Трилогию "В тылу как в тылу" писатель сделал свидетельством каждодневного почти незаметного с линии фронта, но огромного народного подвига в великой войне. "Сердечная недостаточность" и "Раздел имущества" хорошо показывают высокие качества советского человека в самых обыкновенных бытовых условиях.

Восьмидесятые годы принесли читателям новые повести Анатолия Алексина: "Домашний совет", "Дневник жениха", "Сигнальщики и горнисты", "Здоровые и больные", "Прости меня, мама", "Игрушка" и многие другие, неизменно восторженно и с огромной любовью воспринимаемые читателями. Тогда же по роману Фадеева Алексиным была написана пьеса "Молодая гвардия", несколько киносценариев и много других работ в области драматургии, например: "Пойдём в кино", "Десятиклассники", "Обратный адрес".

"Что" и "Как"

Сам автор неоднократно объяснял в своих интервью понимание отличия литературы для юношества и литературы для детей. Детям очень важно - КАК написано, им свойственно ярко чувствовать образность, красоту языка, ясность стилистики, именно тогда они воспринимают то, ЧТО в произведении хотел сказать автор. А юношество ценит литературу именно за проблематику, которая волнует ещё не взрослых, но уже и не детей. Все произведения Алексина отличаются остротой и актуальностью (актуальностью в вечности!) проблематики, вопросами нравственности. Мастер слова Алексин дал нам массу превосходных афоризмов, с которыми гораздо легче найти правильный путь в жизни. С добром надо поспешить, чтобы оно не осталось без адресата. Дети плачут не только над своей разбитой коленкой, но и когда она болит у другого. Нет более мудрого подхода к воспитанию чувств.

Здесь и в огромном количестве других строк предельно сгущено само слово, писатель умел вкладывать максимум информации с помощью художественности в самое минимальное количество букв. При всём этом ни грамма сухой дидактичности у Алексина нет. Здесь постоянно сочетание драматизма и напряжённости с абсолютно музыкальным лиризмом и юмором, а композиция построена по веками проверенным принципам переклички мотивов или варьирования темы. Нет впечатления повтора, хотя зачастую используется тот же способ построения, поднимается та же проблема. "А тем временем где-то..." - повесть, целиком и полностью отвечающая этим признакам. По объёму она так же невелика, зато информативно - огромна, нравственная высота этого произведения никого не оставит равнодушным.

Теперь

Писатель Анатолий Алексин известен не только в России и странах бывшего СССР. Его повести и пьесы были переведены на огромное количество языков, включая бенгальский, персидский и хинди. Алексина охотно переиздают в Англии, Италии, Франции, Испании, очень любят в Японии. Во всех произведениях Анатолия Алексина бьётся его доброе сердце. Не напрасно писатель - лауреат премий не только советских, но и международных, в том числе имени Ганса Христиана Андерсена. Многие помнят телевизионную передачу, где Алексин был ведущим - "Лица друзей". Также много работал в Союзе писателей, в редколлегии журнала "Юность", в комитете защиты мира. С 1982 года Алексин - учёный-педагог, член-корреспондент АПН СССР.

А в 1993 году он страну покинул, живёт в Израиле, пишет абсолютно "взрослые" книги. И сам материал, и тематическая составляющая сильно изменились. В 1994 году вышла "Сага о Певзнерах" - о терроре, антисемитизме, фашизме, которые калечат человечество, в данном случае это рассматривается на примере одной семьи. Через три года увидел свет роман Алексина "Смертный грех" и мемуары "Перелистывая годы". На этих страницах словно иссяк неизбывный оптимизм автора, вера в будущее человечества, уверенность в завтрашнем дне, которыми всегда наполнял своё творчество Анатолий Алексин.

"А тем временем где-то..."

Впервые эту повесть читатели нашли в декабрьском журнале "Юность" 1966 года. Впоследствии данное произведение Анатолия Алексина неоднократно переиздавалось в составе разнообразных сборников, антологий. Это издания 1975, 1977, 1982, 1990, 2000 годов (только крупные столичные издательства, в общей сложности переизданий было гораздо больше).

В этом произведении для молодёжи и взрослых раскрывается мир юности, где главные герои проявляют мужество при встрече с трудностями, они полны доброты, бескомпромиссности, готовы к борьбе. Драматизм, переплетающийся с добрым и очень лирическим юмором - отличительная черта "А тем временем где-то...". Жанр повести помогает раскрывать самые взрослые и часто драматические аспекты жизни, решать такие непростые вопросы, как правильный выбор, понимание себя и людей, ощущение себя в мире сильным, зрелым и вообще хорошим человеком.

Главные герои

Сергей Емельянов в этой повести не один. Это имя и эту фамилию носят и отец, и сын, потому вокруг этого совпадения и построилось стройное здание сюжета. Семья в полном смысле слова - образцовая. Сергей Емельянов старший - достойный пример для подражания и отец, которым нельзя не гордиться. Вместе со своей женой - матерью Сергея Емельянова младшего - он активно занимается спортом, учит самостоятельно английский язык, пропагандирует здоровый образ жизни.

А кроме того, они вместе проектируют заводы, то есть делают для страны максимально полезное дело. Но самое главное, семья Емельяновых - очень красивые и безупречно обязательные люди. По долгу службы часто бывая в длительных командировках, они пишут сыну письма - конкретные, точные, правильно оформленные, с датой и временем написания. Сын, выходя из дома на учёбу, каждое утро достаёт из почтового ящика очередное послание. Но однажды посланий оказалось два.

Письмо

Завязка повести - письмо от незнакомой женщины, адресованное Сергею Емельянову, которое младший Сергей ничтоже сумняшеся вскрыл и прочёл, что навсегда перевернуло страницу его прежней жизни. Беззаботное детство кончилось. Слишком тонкие душевные изменения, происходящие с героем, трудно понять детям и отрочеству. Эта повесть явно для более взрослых людей написана. Даже авторские нежные подтрунивания над образцовостью семьи главных героев уже адресованы для скорее молодости, чем юности с её максимализмом и прямолинейностью. Идеальная ровность отношений родителей и даже как бы "слегка неправильное", но безоблачное отношение к старшему Емельянову тёщи, - всё это предстаёт перед мальчиком в свете прочитанного письма совсем не таким понятным и простым, как он это видел всю свою жизнь.

Детство кончилось вместе с горьким посланием незнакомой женщины, поменялась сама жизнь, взгляды, началось резкое взросление. Книга "А тем временем где-то..." показывает и сегодняшним молодым людям, насколько велика потребность в доброте, отзывчивости, сострадательности, - эти человеческие качества поистине никогда не потеряют значения. Не все люди способны быть добрыми - вот ещё один урок, который Серёжа Емельянов получает на страницах повести. Именно это и поставил во главе угла Анатолий Алексин. "А тем временем где-то..." - лакмусовая бумажка, которой и сегодня можно проверить личные качества человека. Жаль, что из современных школьных программ в России творчество Анатолия Алексина ушло. Его повести - незабываемые уроки нравственности, о которых всегда будут говорить, что они именно "про нас", - и через пятьдесят лет, и через двести пятьдесят. Во всяком случае, сегодня - точно всё ещё про нас.

Другая женщина

Если нужно защитить человека, разрешения не спрашивают... Такими маленькими постулатами наполнена вся ткань текста произведения. Что же было в этом письме, перевернувшем всю прежнюю жизнь Емельянова младшего? Оказывается, его образцово-показательный отец далеко не всегда был таким. Он был очень тяжело болен после ранения на фронте, и его выходила Нина Георгиевна, врач госпиталя, где он лечился. Именно она направила его в русло здорового образа жизни: страшные бессонницы, приступы, отсутствие аппетита и многие другие последствия ранения можно было преодолеть только жёстким режимом и занятиями спортом. Когда Емельянов-старший подлечился, полюбил другую и оставил Нину Георгиевну одну. Но в письме вовсе не об этом.

Она пишет, что всё простила, но сейчас ей неимоверно плохо, и она очень ждёт помощи. Что ей гораздо хуже, чем было тогда, после ухода Емельянова-старшего. Потому что потеря на сей раз не мужа, но сына. Шурик - приёмный ребёнок, которого она вырастила, внезапно нашёл настоящих родителей. И теперь он, уже взрослый, убежал, словно дитя, тихонько собрав вещи и не попрощавшись. Тут же Нина Георгиевна пишет, что и это можно понять. Сергей-младший решает навестить её, поскольку родители всё ещё в командировке. Вот люди спокойно живут, ходят в школу или на работу, гуляют, едят, ничего не подозревают, а тем временем где-то... Главные герои повести без малейшей прямолинейности, но и без обиняков всем своим поведением показывают, как губительно равнодушие окружающих.

Зачем нужна верность

Емельянов-младший в первые минуты встречи смотрел на Нину Георгиевну с некоторым подозрением и даже ревностью, но быстро поверил, почувствовал чужую боль и поделился теплом своей души. Навещая её, мальчик сам привязался к этой женщине и, конечно же, ей стал очень дорог. Они подружились. Пустота вокруг Нины Георгиевны заполнилась позитивом. Да и сам Сергей явно становился другим: взрослым, ответственным, способным дарить радость.

Анатолий Алексин заканчивает повесть тем, что Сергей Емельянов младший получает путёвку на море, которой родители наконец-то решили его поощрить. Долго он строил планы - всю зиму, каждый день своего отдыха продумал. Но тут пришло очередное письмо от Нины Георгиевны. Она не знала, о чём мечтал Сергей, а потому отказалась от своего отпуска, только бы видеться с ним. Мечта о море стала тускнеть и таять прямо на глазах. Сергей не может допустить, чтобы Нина Георгиевна ещё раз ощутила такую потерю, какими были две прежние. А то, что он ей так же, если не больше предыдущих потерь дорог, он знал наверняка. Сергей на море не поедет, не предаст. Он надёжен и верен, порядочен и отзывчив, с огромной душой и добрым сердцем.

Комментарии