Кинематограф Индии: история создания и развития
Даже если вы никогда не видели индийские фильмы, слово «Болливуд» сразу вызывает в воображении образы великолепных, ярких и цветных кинокартин, снятых в экзотических местах, где все выразительно танцуют и поют. Но какова же история создания и развития индийского кино? И как эта отрасль растет, чтобы стать одной из самых мощных и финансово прибыльных в промышленности страны?
Введение
Многие специалисты расходятся во мнениях относительно точного определения термина «Болливуд». Но все же схожесть в терминах есть: «Болливуд» - это мощная киноиндустрия в Мумбаи, где снимают фильмы в первую очередь на языке хинди, с восхитительными танцевальными сценами с песнями. Он не охватывает весь кинематограф Индии, только лишь 20% от общего объема кинопроизводства страны. Болливуд – это не один жанр фильма, это отрасль со множеством направлений.
История индийского кино берет свое начало еще в девятнадцатом веке. В 1896 году первые фильмы были сняты братьями Люмьер и показаны в Мумбаи (Бомбей).
Важно отметить, что когда Харишчандра Сакхарам, известный как «неподвижный фотограф», заказал камеру из Англии, то снял фильм «Борцы» в висящих садах Мумбаи. Это была простая запись поединка, которую вскоре показали в 1899 году и начали считать первой «движущейся» кинокартиной в индийской киноиндустрии.
Кинематограф Индии: история создания
Отцом индийского кино принято считать Дадасахеда Фалке, который выпустил первый в мире полнометражный художественный фильм «Раджа Харисчандра» в 1913 году. Это первый индийский фильм, показанный в Лондоне в 1914 году. Безмолвная картина имела ошеломительный коммерческий успех.
Дадасахед был не только продюсером, но и режиссером, сценаристом, оператором, редактором и даже визажистом. В период с 1913 по 1918 года он осуществлял контроль и управление над съемками 23 фильмов.
Изначально развитие индийского кино происходило не так стремительно, как в Голливуде. Новые кинопроизводственные компании стали появляться в 1920 годах. Картины, основанные на мифологических и исторических фактах с эпизодами из Махабхараты и Рамаяны, начали доминировать в 20-х годах. Но индийские зрители больше приветствовали боевики.
Конец «немой эпохи»
Первый звуковой индийский фильм «Алам Ара» был показан в Бомбее в 1931 году. Музыкальным руководителем на съемках этой картины был Хироз Шах, которому удалось записать первую песню «Де-де Худа», в исполнении ВМ Хана. Кинематограф Индии «вступил» в новую эру.
После этого несколько кинокомпаний начали стремиться к увеличению производства индийских фильмов. 328 картин было снято в 1931 году. Это в три раза больше, чем в 1927 году – 107 премьер. За это время также увеличилось количество кинозалов и аудиторий.
С 1930 по 1940 года на сцене появляются многие видные деятели индийского кино: Дебаки Бозе, Четан Ананд, Васан, Нитин Бозе и другие.
Региональные фильмы
В этот период были популярны не только фильмы хинди. Региональная киноиндустрия также имела свою собственную марку. Первый бенгальский художественный фильм «Нал Дамьянти» с итальянскими актерами в главных ролях зрители увидели в 1917 году. Картина была сфотографирована Джайотиш Саркару.
В 1919 году был показан немой южно-индийский художественный фильм под названием «Кечака Вадхам».
В картине «Калия Мардан» дочь известного Дадасахеда Фалке стала первым ребенком «звезды», которая сыграла роль дитя Кришны в 1919 году.
Звуковой фильм на бенгальском языке «Джамай Шашти» был показан в 1931 году (произведен компанией «Мадан Театры»).
Помимо бенгали и южно-индийских языков, региональные фильмы были также сделаны и на других наречиях: ория, пенджаби, маратхи, ассамский и другие. «Аетхеджа Раджа» стал первым маратхи фильмом, снятым в 1932 году. Эта картина была сделана и на хинди, чтобы привлечь большее количество людей к просмотру.
Рождение «новой эры»
История кино Индии практически не развивалась во время Второй мировой войны. Рождение современной индийской киноиндустрии прошло с 1947 года. Данный период отмечен значительными и выдающимися трансформациями в съемках фильмов. Известные кинематографисты Сатьят Рай и Бимал Рой сделали картины, которые были сосредоточены на проблемах выживания и ежедневных страданиях людей низшего класса.
Исторические и мифологические сюжеты отошли на задний план, а социальные фильмы стали доминировать в отрасли. Они основывались на такие темы, как проституция, полигамия и другие противозаконные деяния, которые были широко распространены в стране Индия. Кинематограф это отображал и осуждал такие действия.
В 1960 годы режиссеры Ритвик Чатак, Мринал Сена и другие сосредоточились на реальных проблемах простого человека. Несколько известных фильмов были сняты на эти темы, что позволило «вырезать специальную нишу» в индийском кинематографе.
Середина двадцатого века считается «золотым временем» в истории индийского кино. Именно в это время начала расти популярность таких актеров: Гуру Датт, Радж Капур, Дилип Кумар, Миной Кумари, Мадхубала, Наргис, Нутан, Дев Ананд, Вахида Рехман и других.
Болливуд – пионер фильмов «масала»
В 1970 годы в Болливуде появилось кино «масала». Зрители были очарованы и загипнотизированы аурой таких актеров, как Раджеш Кханна, Дармендра, Санджив Кумар, Хема Малини. Считается, что основателем создания масала-фильмов был известный и успешный режиссер Манмохан Десаи. Он часто утверждал, что очень хочет, чтобы люди забыли о своем страдании и отправились в мир мечты, где нет нищеты.
«Шолай» - новаторский фильм режиссера Рамеша Сиппи, не только получил международное признание, но и сделал Амитабха Баччана «суперзвездой».
Несколько женщин-режиссеров (Меера Наир, Апарна Сена) продемонстрировали свои таланты в 1980 годах. Как можно забыть о необыкновенном и безупречном кинотворце Рекхой, которая сняла удивительный фильм «Умрао Яан» в 1981 году?
В 1990 годы стали популярными такие актеры: Шах Рух Хан, Салман Хан, Мадхури Дикшит, Амира Хана, Чавла, Чирандживи и другие. Эти профессионалы искали новые пути, чтобы был еще более развит кинематограф Индии. История не забудет 2008 год, который стал знаменательным для Болливуда – Рахман получил две премии Оскар за лучший саундтрек из фильма «Миллионер из трущоб».
Национализм
Продолжив знакомство с индийским кино, стоит отметить, что есть четыре основных аспекта, которые помогают в большей степени представить взаимосвязь "Индия - кинематограф": национализм, цензура, музыка и жанры. Рассмотрим эти темы подробнее.
На ранней стадии развития отрасли многими великими деятелями Болливуда был сделан выбор по использованию языка хинди как основного в индийских фильмах. Почему так? Ведь в Индии разговаривают на сотне языков, и хинди не является даже самым распространенным из них. Он стал «главным», поскольку хинди – это торговый диалект, который понимала большая часть населения.
Другой характерной чертой единой индийской нации в фильмах Болливуда является эклектичность музыки. С самого начала, мелодии, созданные для кинолент, включали стили различных регионов страны.
Третья характеристика – это «мир» фильмов Индии, в которых могут вступать в брак мусульмане с индусами или с христианами, а люди из разных социальных классов добиваются большого успеха в жизни. Важно сказать, что многие основатели индийских фильмов считали, что коренная индийская киноиндустрия стала ключом к будущей свободе страны от британцев.
Цензура
Когда кинематограф Индии еще находился под руководством англичан, то невозможно было сказать о включении определенных тем в фильмы. Но после того как страна получила независимость от Великобритании, цензура стала играть определяющую роль в стилистике кинокартин.
Изображать секс было категорически запрещено, а также любые вопиющие физические контакты (даже поцелуи). Таким образом, «язык тела» персонажа полностью заменил эти вещи, что стало нормой. Допускается только легкое прикосновение плечами между двумя романтическими героями и удерживание лиц близко друг к другу, не касаясь. Диалог также отражает компенсацию недостающей сексуальности. Зрителям просто нужно привыкнуть к их пониманию.
Жанры
История кинематографа Индии (интересные факты о ней представлены ниже) показывает, что цензура также повлияла и на создание нескольких жанров, уникальных для Болливуда. В течение многих лет, когда была война между Индией и Пакистаном, в фильмах было запрещено об этом упоминать. Врагов нельзя было называть своими именами.
Огромное влияние на киноиндустрию оказывало правительство страны: оно считало, что публике нужно показывать только то, что будет влиять на ее политическое и социальное мировоззрение. К тому же принимались даже законы, в которых утверждалось, что для отображения характера персонажей в фильмах стоит использовать только классическую музыку Северной Индии.
Враждебность между правительством и киноиндустрией продолжалась до 1998 года, до принятия указа о самостоятельном развитии отрасли.
Музыка
Музыка – это то, что многие зрители называют определяющей характеристикой фильмов Болливуда. И это, безусловно, так! Музыкальные директора (так называют в Индии композиторов фильмов) на самом деле думают о необходимости песен в картинах не как об утверждении принципа, они рассматривают их как простое и бесспорное правило.
Музыка - такая же часть фильмов, как и костюмы. Важно отметить, что создатели композиций не стремятся популяризировать свои творения. Они нацелены на развитие художественного представления сюжета у зрителей.
Главная правда: актеры в кинокартинах не поют, а одни и те же исполнители могут озвучивать пение сразу нескольких персонажей. Тем не менее в Индии считается двойным удовольствием смотреть на лучшего актера и слушать любимого певца.
Самым сложным для создателей кино было снимать музыкальные сцены. Каждый режиссер старался по-разному экранизировать песни из фильма. Это стало настолько популярно, что даже сегодня 80% всех индийских фильмов снимают по принципу «воспроизведения и постановки музыки».
Интересные факты из истории индийского кино
Киноиндустрия в Индии – это уникальная отрасль. Поэтому в ней есть некоторые непонятные для нас аспекты. Рассмотрим их:
1. Расписание премьер. Многие популярные фильмы показывают по определенным критериям. Например, большие блокбастеры «выпускают» только в период большого праздника в честь окончания Рамадана, а во время крикет-сезона кинозалы как будто «вымирают».
2. «Все сводится к семье». Кинематограф Индии за всю историю своего существования достиг главной цели – поставил семью на первое место в судьбе каждого человека. Киноиндустрия Запада этим «похвалиться» не может.
3. Индийский «Оскар». В Болливуде есть своя версия премии – это Филмфар Эвордс, который не имеет никакой связи со вкусами зрителей. Что еще более важно - на церемонии вручают награду за «Лучшую игру».
4. «Параллельное кино». Многие любители индийских фильмов даже не подозревают, что в Индии снимают не только картины с песнями и танцами. Некоторые кинематографисты, известные как «параллельные режиссеры», занимаются съемками «серьезного кино». Например, в 1998 году вышел фильм «Дил Се», где главный герой рассуждает о сложной политической ситуации в мире.
Заключение
Кинематограф Индии (фото с лучшими сценами представлены выше) стал неотъемлемой частью в нашей повседневной жизни, будь то региональное кино или картина Болливуда. Он играет важную роль в нашем обществе. Несмотря на то что «развлечение» является ключевым словом индийского кино, сюжет благотворно влияет на ум и сознание зрителей.
В индийских фильмах история прогрессировала от улучшения камер до методов редактирования. Технологические достижения расширили творческий потенциал кинорежиссеров. Тем не менее прогресс не смог превзойти культурные ценности Индии. И это прекрасно!