Обучение в педагогике

Обучение в педагогике – это социально обусловленный процесс, который необходим для воспроизводства человека как личности, готовой быть вовлеченной в общественные отношения. Поэтому все педагогические методы обучения направлены на формирование личности, соответствующей главным требованиям социума.

Обучение в педагогике организуется как процесс взаимодействия ученика и педагога, результатом которого является формирование у учащегося определенных умений, знаний и навыков на основе его собственной активности. В свою очередь учитель создает условия для активности обучаемого, контролирует, направляет, обеспечивает необходимой информацией и средствами.

Обучение в педагогике нацелено на формирование у учащихся способностей к самостоятельной деятельности. Для этого и организуется целенаправленный процесс учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, развитию творческих способностей, нравственно-эстетических и мировоззрения взглядов.

Процесс обучения характеризуется такими свойствами, как двусторонний характер, руководство со стороны учителя, совместная деятельность обучающих и учащихся, целостность и единство, планомерная организация, соответствие закономерностям возраста учащихся, последовательное управление, управление развитием учащихся и их воспитанием.

Задачами, которые решает обучение в педагогике, являются: стимулирование учебной и познавательной деятельности обучаемых; развитие памяти, мышления, творческих способностей; совершенствование приобретаемых навыков и умений; организация деятельности по приобретению научных знаний и умений; выработка нравственно-эстетической культуры и научного мировоззрения.

В основе всего учебного процесса лежат методы обучения, под которыми понимают способы взаимосвязанной деятельности обучающих и обучаемых, которые направлены на решение комплекса задач процесса обучения. Методы обучения классифицируются по различным критериями.

Некоторые авторы (Е.Перовский, Е.Голант) разделяют их по характеру восприятия и источнику передачи информации на пассивное восприятие (лекция, объяснение, рассказ, демонстрация) и активное (работа с наглядными источниками, лабораторная работа). Другие (М.Данилов, Б.Есипов.) классифицируют их по дидактической задаче: приобретение знаний; применение знаний; формирование навыков, умений; закрепление; творческая деятельность; проверки знаний и навыков.

М.Скаткин, И.Лернер разделяют методы по типу познавательной деятельности, выделяя объяснительно-иллюстративный; проблемного изложения; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский. Еще одна группа методистов во главе с Ю.Бабанским выделяет такие группы, как методы организации познавательной деятельности (репродуктивные, наглядные, словесные, практические и проблемно-поисковые); развития интереса к учению; контроля эффективности учебной деятельности. Также существуют и другие классификации. Современные педагогические технологии обучения, как правило, базируются на сочетании различных подходов, опираясь на наиболее соответствующие каждому этапу обучения.

Сегодня основными законами обучения называют следующие.

  1. Обучение – это четырехсторонний процесс, в котором взаимосвязаны цели, обучающая и обучаемая сторона, процесс образования.
  2. Закон педагогической гармонии подразумевает правильное сочетание всех его атрибутов: содержания, форм, средств, методов, организации управления.
  3. Обучение воспитывает личность, всесторонне развивая ее.

Главными аксиомами обучения считают такие. Для эффективности обучения ученик всегда должен быть более активной стороной, чем учитель. Обязательная часть любого обучения – это повторение. Учащиеся должны учиться, активно помогая друг другу осваивать знания, поскольку так сами лучше понимают их суть.

Комментарии