«Волчок». Фильм, отзывы о котором заставляют задуматься

В 2009 году на отечественном кинофестивале «Московская премьера» состоялся дебютный показ драмы режиссера Василия Сигарева «Волчок». Фильм отзывы российских кинодеятелей и участников фестиваля нарекли «специальным событием».

Признание

В этом же году картина была отмечена внушительным количеством призов «Кинотавра» (главный приз и призами за лучший сценарий, женскую роль, кинокритиков РФ и Гильдии киноведов) и выбрана для участия в конкурсе, проводимом в Карловых Варах. Несмотря на недопонимание рядовых обывателей, фильм «Волчок» отзывы критиков получил восхищенные, его рейтинг составил IMDb: 7.20. Кинодеятели по достоинству оценили новый уровень авторского киноэкстремизма Сигарева.

Бытовая сказка

Ничто не бередит сердца соотечественников как национальные фильмы. «Волчок» хорошие отзывы, кроме всего прочего, получил за то, что без прикрас показал суровую российскую действительность.

Повествование начинается со сцены преследования. За беременной героиней по чистому полю, утопающему в сугробах, гонятся работники правоохранительных служб. Из-за совершенного ею преступления героиню приговаривают к тюремному сроку, а родившегося ребенка передают на воспитание бабушке. Дочь увидит беспутную мать спустя семь лет. Откупаясь от ребенка, женщина дарит малышке пару банок сгущенки, ежика, гематоген и деревянный волчок. После спешно уезжает с неизвестными мужчинами в неизвестном направлении.

У девочки есть масса причин превратиться в ощетинившегося волчонка, но безответное и беззаветное чувство любви к матери помогает ей социализироваться. А окружающую действительность воспринимать как волчок. Фильм отзывы имеет диаметрально противоположные. Отдельные киноведы-моралисты выражают свой протест демонстрации непотребных сцен с участием ребенка в повествовании.

Детская наррация

Фильм «Волчок», отзывы и рецензии тому подтверждение, по структуре повествования подобен «Русалке» Анны Меликян, в которой творящиеся на экране мерзости описываются ребенком. Но Сигарев преподносит «детскую наррацию» без заигрывания с достижениями цивилизации и гламуром. Помимо этого, закадровый голос девочки на самом деле принадлежит исполнительнице главной роли, по совместительству супруге постановщика Яне Трояновой. Что не может не натолкнуть любителя интеллектуального кино на мысль о замкнутости бытия, при которой дети от безысходности вынуждены повторять судьбу своих родителей.

Невзирая на любовь к своим персонажам, режиссер их не идеализирует, поэтому смотреть и воспринимать его постановку очень нелегко. Зрителям, собравшимся посмотреть детище Сигарева, следует подготовиться к восприятию достаточно мрачного сюжета и наличию в нем внушительного количества ненормативной лексики.

Главная героиня

Несмотря на то что повествование ведется от лица ребенка, главной героиней драмы является блудная (во всех смыслах) мать. Такая характерная роль стала настоящим подарком для блестящей актрисы Яны Трояновой. Исполнительница сделала героиню воплощением душевной подлости и слабости, персонаж получился по-настоящему отталкивающим, вызывающим отвращение и праведный гнев. Актрисе удалось продемонстрировать зрителю не только характер своей героини, но и его трансформацию. Просто потрясающая актерская работа!

Изобразительное решение и режиссура драмы «Волчок»

Фильм отзывы восторженные получил не только благодаря усилиям актеров, приглашенных к производству ленты. Эксперты изобразительное решение картины назвали великолепным, в чем непосредственная заслуга оператора-дебютанта Алексея Арсентьева. Благодаря его мастерству убогий провинциальный домишко выглядит странным, даже мистическим местом, как и воспринимает свое жилище маленькая героиня. Работа художника также замечательна: яркости внешнего мира противопоставлены серость интерьера бабушкиного дома, а броские тона в одежде персонажа Трояновой – сдержанным одеяниям ее сестры и матери. Однако успешность изобразительной системы не может сгладить неприятный осадок от моральной неоднозначности драмы «Волчок».

Фильм отзывы кинодеятелей всех мастей хвалят за то, что происходящее не лишено динамики, хотя большинство событий разворачивается в закрытом помещении. А когда появляется необходимость, действие переносится на простор, которого более чем достаточно. Добиться такого эффекта с первого раза удается не всем режиссерам, прежде занимавшимся театральными постановками.

О недостатках

Как и большинству экранизаций пьес, «Волчку» присущ один недостаток – переизбыток монологов и диалогов. Поскольку театральное действо ограничено сценой, его главным движущим фактором являются актеры. Даже самый обыкновенный текст в их исполнении звучит иначе, каждый раз меняясь в зависимости от настроения зрительской аудитории. Кинематограф в разы динамичнее, и многое может выразить при помощи визуального ряда образов, а не текста.

Комментарии