Правотворчество. Субъекты и виды правотворчества

Изначально человечество представляло собой разрозненную массу, которая существовала на примитивном уровне. Со временем люди начали объединяться в специфические формации. Это повлияло на их уровень развития, ведь в группе человек быстрее учится и нарабатывает определенный опыт. Но родоплеменные общины, которые являлись наиболее ранними структурами, очень скоро показали свою неэффективность в процесс координации общества. Стало понятно, что необходимо создание более совершенной и саморегулируемой системы. Таковыми стали государства. На сегодняшний день существует огромное количество стран. Все они функционируют путем регулирования социума. Эта деятельность осуществляется при помощи такого универсального координатора, как право. Сама по себе данная категория вызывает у многих ученых интерес. Но еще большее любопытство вызывают официальные государственные акты, в положениях которых право фактически существует. Нормативные акты государства появляются путем реализации особой процедуры, которая имеет название "правотворчество". Субъекты данного процесса - далеко не все существующие органы власти. Поэтому мы попытаемся рассмотреть все особенности правотворчества с учетом исключительной значимости данного вида деятельности.

Понятие категории

Прежде чем выделить доктринальную трактовку правотворчества, необходимо определиться с самой сутью категории. Стоит отметить тот факт, что она представляет собой определенную процедуру, которая производится в установленных действующим законодательством рамках. Главной целью правотворчества является создание новых юридических норм, которые регулируют определенные общественные отношения. Таким образом, правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов, направленная на создание правовых положений путем издания официальных нормативных актов. При этом указанный процесс представляет собой комплексное явление, которое имеет своих субъектов, формы, признаки и т. п. Иными словами, правотворчество можно изучать как целостную структуру.

Функции правотворчества

Представленная категория, как уже указывалось ранее, является деятельностью специфического характера. То есть её цель - реализация определенных функций. Они представляют собой основное направление работы категории. Функции доказывают системность явления правотворчества и его важность в отдельной сфере деятельности. На сегодняшний день ученые выделяют несколько основополагающих функций правотворчества.

  1. Обновление нормативной базы государства – это направление деятельности, которое отвечает за пополнение национальной законодательной системы новыми официальными документами, регулирующими правоотношения в той или иной сфере.
  2. Еще одной важной функцией является восполнение юридических пробелов. Суть в том, что далеко не все возникающие отношения в обществе регулируются официальными государственными актами. Это связано с быстрой эволюцией всех сфер жизнедеятельности социума. Поэтому субъекты правотворчества в процессе осуществления данной деятельности обязаны учитывать данный фактор и всячески заполнять образующиеся в законодательстве пробелы.
  3. Все государственные акты должны находиться в строгой иерархичной структуре. В противном случае может возникнуть дисбаланс существующих НПА, который может вызвать кризис нормативного управления.
  4. Конечно, основной функцией правотворчества является создание законов и подзаконной базы. Ведь именно с помощью данных категорий происходит регулирование общественной деятельности.

Таким образом, правотворчество является целенаправленной деятельностью, наделенной рядом функций. Но, как мы понимаем, любая деятельность исходит от каких-либо субъектов. Правотворчество не является исключением. Поэтому для изучения категории нужно разобраться в структуре её субъектов.

Понятие субъектов правотворчества

Главной особенностью любой деятельности является состав лиц, которые её непосредственно реализовывают. Таким образом, функциональные аспекты упомянутой в статье категории необходимо изучать через призму её действенных сторон. В данном случае субъектами правотворчества являются:

  • государство;
  • судебные органы;
  • должностные лица;
  • органы местного самоуправления;
  • организации общественного характера;
  • непосредственно народ.

Все без исключения субъекты правотворчества в процессе своей деятельности реализуют присущие им полномочия. Их существование показывает специфику правового режима сторон всего процесса.

Таким образом, состав сторон, участвующих в реализации категории, играет достаточно значимую роль. С его помощью можно выделить виды правотворчества по субъектам. Иными словами, каждая сторона реализует процесс по-своему, что наглядно проявляется при анализе их полномочий. Поэтому формы и субъекты правотворчества, или же виды данного процесса, - это неразрывные понятия, которые взаимно дополняют друг друга.

Ключевые правомочия субъектов

Итак, понятие субъектов правотворчества показывает, что лица, задействованные в этом процессе, имеют определенный спектр исключительных полномочий. В этом заключается сама суть и специфика деятельности, направленной на создание новых нормативных актов. Следует отметить, что существует множество подходов к рассмотрению системы полномочий субъектов правотворчества. Все они характеризуются разными доктринальными аспектами. Но, если проанализировать действующее законодательство и классический взгляд на теорию государственного устройства, субъекты, осуществляющие правотворчество, уполномочены:

  • создавать новые юридические акты;
  • рассматривать принятые проекты НПА;
  • вводить официальные акты в действие, то есть заниматься их легализацией.

Каждое представленное право субъекта правотворчества показывает свободу его непосредственной деятельности. Однако существование общих возможностей не говорит о тождественности всех без исключения лиц, участвующих в процессе. В данном случае мы говорим о существовании определённого правового неравенства между субъектами и механизмом осуществлениями ими своих функций. Поэтому нужно рассмотреть специфику работы каждого в отдельности участника правотворчества.

Деятельность государственных органов

Правотворчество, в зависимости от субъектов правотворчества, имеет двойственный характер. Взять, к примеру, деятельность органов государственной власти. Далеко не все они являются сторонами процесса правотворчества. Высший орган системы – Парламент Российской Федерации.

Представленный орган отвечает за принятие законов, которые имеют высшую юридическую силу после конституции государства. Однако парламент не является единственным органом, издающим официальные акты. Существуют также иные субъекты правотворчества. К ним можно отнести Правительство РФ, министерства, специальные государственные ведомства. Представленные органы создают подзаконную нормативную базу, которая регулирует конкретные, наиболее специфические правоотношения в той или иной сфере.

Правотворчество местных органов самоуправления

Созданием официальных государственных актов занимаются не только федеральные или же центральные ведомства власти. Правотворчество в субъектах Российской Федерации также осуществляется. Но деятельность на этом уровне имеет свою специфику. Все издаваемые официальные акты регулируют правоотношения, возникающие в сфере повседневной жизни определенного территориального формирования. Как правило, такими НПА решаются вопросы жилищно-бытового и коммунального характера. Таким образом, правотворчество субъектов федерации имеет ограниченный характер.

Специфика деятельности народа

Население Российской Федерации – это ключевой источник государственной власти в стране. В соответствии с этим народ имеет обширный круг полномочий. Функция правотворчества осуществляется населением через референдумы и плебисциты. Результаты данных процессов имеют высшую юридическую силу и обязательны для выполнения.

Однако итогом как референдумов, так и плебисцитов не является появление нормативного акта в том виде, в котором все его привыкли видеть. Правотворчество такого характера скорее создает правовую основу для её дальнейшего заполнения официальными документами.

Разница правотворчества и законотворчества

В юридической науке существует большое количество терминов, которые схожи по своим теоретическим аспектам, однако абсолютно тождественными не являются. Подобными категориями можно назвать правотворчество и законотворчество. Следует отметить, что оба процесса имеют одну юридическую природу, но различные функциональные задачи. Правотворчество, как уже указывалось ранее, является деятельностью, направленной на создание официальных нормативных актов и правовых основ, если мы говорим, к примеру, о референдуме. То есть речь идет непосредственно о легализации правил поведения в сфере регулирования тех или иных общественных отношений. Законотворчество в данном случае – это деятельность, целью которой является исключительно создание законов, высших по своей юридической силе НПА после Конституции РФ.

Вывод

Таким образом, мы попытались выяснить, что собой представляют субъекты правотворчества. В заключение следует отметить: подобные лица выполняют крайне важные государственные функции. Поэтому их работу необходимо повсеместно реформировать, чтобы в будущем правовая система наполнялась необходимыми нормативными актами.

Комментарии