Ромская национальность, ее представители

Ромы, цыгане, рома – это традиционно странствующий народ родом из Северной Индии, распространившийся по всему миру, главным образом по Европе.

Язык и происхождение

Большинство ромов говорит на одной из форм цыганского, тесно связанного с современными индоевропейскими языками Северной Индии, а также на основном языке страны, в которой они живут. Принято считать, что группы ромов многократно покидали Индию, и к XI веку они уже были в Персии, в начале XIV в. – в Юго-Восточной Европе, а в XV в. достигли Западной Европы. Ко второй половине ХХ в. они распространились по всем обитаемым континентам.

Лица ромской национальности называют себя одним общим названием «ром» (что означает «человек» или «муж»), а всех нецыган – термином "гаджо" или "гаджё" (слово с уничижительной коннотацией, которое означает «деревенщина» или «варвар»). Многие ромы считают название «цыгане» оскорбительным.

Демография

Из-за своего кочевого образа жизни, отсутствия в официальных данных переписи, а также их смешения с другими кочевыми группами, оценка общего мирового количества ромов находится в диапазоне от двух до пяти миллионов человек. Никаких достоверных статистических данных на основании спорадической отчетности в разных странах получить невозможно. Большинство ромов по-прежнему живет в Европе, особенно в славяноговорящих государствах Центральной Европы и Балкан. Много их живет в Чехии и Словакии, Венгрии, странах бывшей Югославии и соседних Болгарии и Румынии.

Вечные мигранты

Стереотипное представление о кочевых цыганах часто противоречит тому факту, что все меньше и меньше их по-настоящему постоянно мигрирует. Однако их переезды носят ограниченный характер. Все кочевые представители ромской национальности мигрируют по установленным маршрутам, которые игнорируют национальные границы. Они также следуют по цепочке родственных или племенных связей.

Предрасположенность цыган к кочевому образу жизни вызвана насильственными высылками или депортациями. Спустя 80 лет после их первого появления в Западной Европе в 15-м веке их изгоняли почти изо всех стран Западной Европы. Несмотря на то что ромская национальность становилась причиной систематических преследований и вывоза за границу, цыгане, однако, продолжали появляться в том или другом виде в странах, которые они покинули.

Объекты преследования

Все неоседлые группы, живущие среди оседлых народов, кажется, становятся удобными козлами отпущения. Так же обстоит дело и с ромами, которых местное население регулярно обвиняло во многих злодеяниях, что было прелюдией к дальнейшим официальным и юридическим преследованиям. Их отношения с властями страны пребывания были отмечены последовательными противоречиями. Официальные указы были часто направлены на их ассимиляцию или принуждение к оседлому образу жизни, но местные власти систематически отказывали им в праве разбить свой лагерь.

Во время Холокоста единственной виной цыган была их ромская национальность. Это привело к убийству нацистами 400 000 ромов.

Французские законы в наше время запрещают им стоять табором и сделали их объектом полицейского надзора, обложили их налогом и призвали на военную службу, как обычных граждан.

Испания и Уэльс – две страны, которые часто приводятся в качестве примера государств, где цыгане стали оседлыми, если не полностью ассимилировались.

В недавнее время страны социалистического лагеря Восточной Европы пытались воплотить в жизнь программы принудительного поселения, призванные покончить с их кочевым образом жизни.

Цыганские профессии

Традиционно ромы занимались работами, которые позволяли им сохранить кочевой образ жизни, на периферии оседлого общества. Мужчины были торговцами скотом, дрессировщиками и артистами, лудильщиками, кузнецами, мастерами по ремонту кухонной утвари и музыкантами; женщины гадали, продавали зелья, просили милостыню и развлекали публику.

До появления ветеринарной медицины многие фермеры искали цыган, чтобы посоветоваться с ними по вопросам животноводства и здоровья стада.

Современная жизнь ромов отражает «прогресс» мира гаджо. Поездки теперь совершаются на караванах автомобилей, грузовиков и прицепов, а торговля домашним скотом сменилась продажей подержанных автомобилей и прицепов. Хотя массовое производство кухонной утвари и оставило лудильщиков без работы, некоторые городские цыгане стали автомеханиками и ремонтируют кузова автомобилей. Если одни люди ромской национальности по-прежнему ведут кочевой образ жизни, то многие осели, практикуя свое мастерство или работая чернорабочими. Передвижные цирки и луна-парки также обеспечивают работой современных цыган в качестве дрессировщиков, киоскеров и гадалок.

Семья

Классическая семья ромов состоит из супружеской пары, их не состоящих в браке детей и по меньшей мере одного женатого сына, его жены и их детей. После вступления в брак молодая пара, как правило, живет с родителями мужа, пока молодая жена не узнает уклад жизни семьи ее супруга. В идеале, к тому времени, когда старший сын будет готов уйти вместе со своей семьей, младший сын женится и приведет в семью свою новую жену. Раньше браки традиционно организовывали старейшины семьи или группы для укрепления политических и родственных связей с другими семьями, группами или, изредка, конфедерациями, хотя в конце ХХ века эта практика значительно сократились. Главной особенностью брачных союзов ромов была выплата калыма родителям невесты родителями жениха.

Этнические группы

Отличительные черты представителя ромской национальности определяются территориальными различиями, усиленными определенными культурными и диалектными особенностями. Выделяют три основные ветви, или нации, цыган:

  • Кэлдэрары – котляры-лудильщики, пришедшие с Балкан, а затем из Центральной Европы, являющиеся наиболее многочисленными.
  • Иберийские цыгане, или житанос, – ромская национальность, представители которой проживают в основном на Пиренейском полуострове, в Северной Африке и на юге Франции. Сильны в искусстве развлечений.
  • Мануш (от французского manouche), также известные как синти, – ромская национальность, представители которой живут в основном в Эльзасе и в других регионах Франции и Германии. Среди них много путешествующих шоуменов и циркачей.

Каждая ромская национальность разделена на две или более подгрупп, отличающихся профессиональной специализацией или территориальным происхождением.

Политическая организация

Официально никогда не создавался ни один орган, конгресс и не избирался ни один «король», принятый всеми ромами, хотя «международные» съезды цыган проводились в Мюнхене, Москве, Бухаресте, Софии (в 1906 г.) и в польском городе Рувнэ (в 1936 г.). Тем не менее существование политических властей у ромов является установленным фактом. Те, кто получил благородные звания, такие как «герцог» или «граф», в своих ранних исторических отношениях с местным населением, вероятно, были не более чем атаманами групп, которые двигались в количестве от 10 до нескольких сотен домохозяйств. Эти вожди (воеводы) избирались пожизненно из числа выдающихся семей. Их сила и власть варьировалась в зависимости от численности объединения, традиций и взаимоотношений с другими образованиями в рамках конфедерации.

Воевода был казначеем для всей группы, определял маршрут ее миграции и участвовал в переговорах с местными муниципальными властями. Он руководил через совет старейшин, который также консультировался со старшей женщиной объединения. Влияние последней было сильным, особенно в отношении судьбы женщин и детей, и основывалось на очевидной способности зарабатывать и организовывать женщин в пределах группы.

Социальный контроль

Сильнейшим институтом социального контроля лиц ромской национальности был «крис» – нормы обычного права и справедливости, а также ритуал и трибунал группы. Основой кодекса цыган были всеобъемлющая верность, слаженность и взаимность в рамках признанной политической единицы. Высшей мерой наказания трибунала, которая касалась всех споров и нарушений кодекса, являлось отлучение от группы. Приговор остракизма мог исключить человека от участия в определенных мероприятиях и наказать его выполнением неквалифицированных работ. В некоторых случаях старейшины даровали реабилитацию, за которой следовал праздник примирения.

Социальная организация

Группы ромов состоят из виц, т. е. объединений расширенных семей с общим происхождением как по отцовской, так и по материнской линии, численностью не менее 200 человек. Большая вица может иметь своего собственного начальника и совет. На участие в вице можно претендовать в результате брака с членом рода. Лояльность и экономическое сотрудничество ожидается на уровне домашнего хозяйства, а не на уровне вицы. В цыганском языке отсутствует общий термин для домашнего хозяйства. Человек, вероятно, может рассчитывать на поддержку круга значимых сородичей, с которыми он физически близок и не находится в ссоре.

Духовные убеждения

Цыгане не имеют официальной веры, и в прошлом они, как правило, презирали организованную религию. Сегодня ромы часто обращаются в доминирующую религию страны, в которой они живут, и описывают себя как «множество звезд, рассеянных в глазах Бога». Некоторые группы являются католиками, мусульманами, пятидесятниками, протестантами, англиканцами и баптистами.

Цыгане соблюдают сложный набор правил, которые регулируют такие вещи, как опрятность, чистота, уважение, честь и справедливость. Эти правила называют «романо». Романо означает вести себя с достоинством и уважением, как человек рома. «Романипэ» – это цыганское название их мировоззрения.

Хранители традиций

Ромы являлись распространителями народных верований и практик в районах, где они обосновались (например, Румыния), сохраняя национальные обычаи, танцы и тому подобное, которые в значительной степени исчезли из сельской жизни на рубеже XXI века. Их музыкальное наследие огромно и включает, например, фламенко. Хотя цыгане имеют богатую устную традицию, их письменная литература относительно небогата.

В начале XXI века ромы продолжают бороться с противоречиями в своей культуре. Несмотря на то что они вынуждены реже защищать себя от преследования со стороны враждебного общества, некоторое недоверие и нетерпимость по-прежнему остались. Возможно, еще большей проблемой, с которой они столкнулись, стала эрозия их образа жизни под влиянием города в промышленно развитых обществах. Темы семейной и этнической лояльности, типичные в музыке ромов, помогли сохранить определенные понятия о том, что такое ромская национальность, но некоторые из более молодых и талантливых выразителей этой музыки под влиянием материального вознаграждения отдалились во внешний мир. Индивидуальное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с неромами стали более распространенным явлением.

Комментарии
Сама думаю, что ромы, но язык - цыганский
Хотела проконсультироваться у знающих людей: национальность ромы, а язык цыганский или ромский?