Ст. 497 ГК РФ. Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

Положениями гражданского законодательства регламентируется продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара. Данные виды сделок различаются между собой спецификой предоставления информации о предлагаемой продукции. Ключевые положения, регламентирующие возникновение указанных правоотношений, содержит ст. 497 ГК РФ. Рассмотрим ее подробно.

Общая характеристика сделок

Договор розничной купли-продажи допускается заключать на основании ознакомления потребителя с примерами изделий, выставленных в месте их реализации. Этот способ существует достаточно давно и успешно практикуется в России. С развитием рыночных отношений возник еще один вариант совершения таких сделок. Он в настоящее время закреплен законодательно. Так, действующими сегодня нормами допускается заключать договор розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с описанием изделий посредством буклетов, каталогов, фотоснимков, проспектов, средств связи или другими методами, не предусматривающими возможность непосредственного изучения примера продукции при оформлении сделки.

Исполнение условий

О них сказано в п. 3 ст. 497 ГК РФ. В норме, в частности, указывается, что в случае если другое не устанавливается в нормативных актах или соглашении, сделка, заключенная на условиях, приведенных выше, считается исполненной с момента доставки изделия по адресу, указанному в оформленных документах. Однако не всегда такая информация присутствует в бумагах. В этом случае сделка будет считаться исполненной в момент доставки изделия по адресу потребителя (гражданина либо организации). В п. 4 ст. 497 ГК РФ закреплены отдельные права и обязанности приобретателя. Если другое не устанавливается в нормативных актах, то до передачи продукции потребитель имеет право отказаться от выполнения условий сделки, возместив поставщику необходимые расходы, которые были им понесены в связи с осуществлением действий по соглашению.

Ст. 497 ГК РФ с комментариями

Специфической чертой сделок, совершаемых с участием потребителя, выступает в необходимости предоставления ему информации об изделии. В соответствии со способом ознакомления с описанием продукта, различают два типа договора. В первую очередь это сделки, совершаемые при реализации изделий по их примерам. Вторым видом является продажа дистанционным способом. В первом случае приобретатель может лично ознакомиться с продуктом. Он вправе осмотреть изделие, проверить его характеристики. Особенности дистанционного способа продажи товаров состоят в том, что у приобретателя отсутствуют указанные выше возможности. В этом случае потребитель получает необходимую ему информацию письменно, устно, в электронном виде. Соответственно, формирование воли приобретателя во многом обуславливается поведением субъекта, осуществляющего реализацию. При этом немаловажное значение имеет объем информации, предоставляемой лицу, а также степень ее доступности и наглядности.

Сложность правоотношений

Учитывая специфику сделок второго типа, возникла необходимость установить достаточно жесткие правила продажи товаров дистанционным способом. Это обуславливается требованием обеспечения повышенной защиты интересов и прав потребителей. Реализация изделий без возможности непосредственного с ними ознакомления носит достаточно сложный характер. Разработанные правила продажи товаров дистанционным способом регламентируют не только собственно сам процесс совершения сделки, но и вопросы по доставке продукции приобретателю. В соответствии с действующими положениями, субъект, реализующий изделия, обязан предложить транспортировку заказа по адресу потребителя. Это может осуществляться путем пересылки по почте или перевозки с указанием вида ТС и варианта доставки. При этом, в соответствии со ст. 16 Закона, регламентирующего защиту потребительских прав, лицо, реализующее изделие, не должно без согласия приобретателя осуществлять дополнительные возмездные мероприятия. Покупатель может отказаться от оплаты этих услуг. Если же он уже перечислил за них деньги, то он вправе требовать возврата средств.

Нормативное регулирование

Рассматриваемые сделки регламентируются не только ст. 497 ГК РФ и иными положениями Кодекса. Нормативное регулирование осуществляется Законом о защите потребительских прав, правовыми актами, определяющими порядок осуществления действий сторонами указанных правоотношений. При использовании указанных положений на практике необходимо принимать во внимание существующую специфику содержания сделок. В частности, это относится к использованию соответствующей терминологии, согласно Закону о защите потребительских прав.

Противоречие в нормах

В Правилах, регламентирующих реализацию изделий по примерам и по описанию, есть ряд спорных моментов. Противоречие состоит в следующем. В соответствии со ст. 497 ГК РФ, виды сделок четко разграничены между собой. Эта дифференциация подтверждается и Законом о защите потребительских прав. В ранее действующей редакции ст. 497 ГК РФ виды рассматриваемых сделок формально не различались. В этой связи в действующем Порядке осуществления реализации изделий при непосредственном участии приобретателя, принятом в 1997 г. сохранилась прежняя терминология. В частности, под определение продажи продукции по образцам подпадает и реализация дистанционным способом. Между тем в 2007 г. был принят Порядок совершения сделок без непосредственного участия потребителя. В пункте втором Правил дистанционной продажи в качестве нее признается реализация, осуществляемая путем ознакомления приобретателя с описанием изделия, присутствующего в буклетах, проспектах, иных печатных материалах, посредством предоставления информации с использованием общедоступных средств связи либо прочими методами, исключающими возможность личного изучения качеств продукта. Возникшее противоречие должно, по мнению экспертов, разрешаться в соответствии с пунктом третьим ст. 497 ГК РФ и ст. 26.1 Закона, регламентирующего защиту потребительских прав. Если приобретатель при совершении сделки имеет возможность ознакомиться с примером изделия, предложенным реализатором, то должен применяться Порядок, принятый в 1997 г. Если же таких условий нет, то используются Правила дистанционной торговли от 2007 г.

Специфика предоставления информации

В первом и втором пунктах рассматриваемой нормы закреплены особенности совершения сделок при реализации продукции дистанционно и по предложенным примерам. Данная специфика, как выше уже отмечалось, обусловлена характером процесса предоставления информации. Она заключается в том, что сведения об изделии приобретатель получает при заключении соглашения в рамках такой процедуры, как "оферта-акцепт". Информация может предоставляться разными методами. При реализации по образцам товар демонстрируется в присутствии потребителя. Кроме этого, дополнительно показ может сопровождаться устным описанием характеристики. При продаже дистанционно информацию приобретатель получает письменно или в ином виде. При этом у него нет возможности осуществить непосредственное ознакомление с примером.

Состав сведений

Потребитель должен получить информацию об основных характеристиках продукции, адресе нахождения продавца, месте создания изделия, полном наименовании предприятия, осуществляющего реализацию. К сведениям, обязательным для предоставления приобретателю, также относят данные о стоимости и условиях покупки, сроке службы, доставке, сроке эксплуатации, гарантийном периоде, порядке оплаты. В оферте указывается дата, до которой она действует.

Дополнительные данные

Кроме указанной выше информации, продавец сообщает покупателю о:

  1. Необходимости привлечения квалифицированных специалистов для подключения, наладки, пуску в эксплуатацию технически сложного изделия, которые не могут в соответствии с их спецификой запускаться приобретателем самостоятельно. Данное положение присутствует в пункте третьем Правил реализации продукции дистанционно.
  2. Том, что изделие уже находилось в использовании или из него был устранен дефект.
  3. Сроке, на протяжении которого будет действовать предложение о приобретении товара дистанционно.

Требования к оферте

При заключении договоров розничной купли-продажи, условия предложения регламентируются в первую очередь общими положениями гражданского законодательства. Учитывая же специфику предоставления информации об изделиях, дополнительно применяются требования, касающиеся реализации прав покупателя на получение сведений, предусмотренных в нормативном акте о защите потребительских прав. Оферта может являться обычной или публичной. Если говорить о дистанционной продаже, то состав информации, включаемой в предложение, определены в статьях 8-11 Закона о защите потребительских прав. Детализируется он в ст. 26.1, п. 2.

Акцепт

Данный документ оформляется в соответствии с общими положениями гражданского законодательства. Дополнительно, ввиду специфики сделок, на него распространяются указанные выше Правила. В соответствии с порядком реализации изделий по описанию, приобретатель, принимающий предложение, передает субъекту, осуществляющему реализацию, сообщение об этом. В этом извещении указываются:

  1. Полное наименование и адрес продавца, Ф. И. О. покупателя, место, в которое необходимо доставить изделие.
  2. Название продукции, марка, артикул, количество единиц, разновидность, стоимость.
  3. Вид услуги (при ее оказании), время и цена исполнения.
  4. Обязательства приобретателя.

С указанным сообщением Правила продажи продукции дистанционно связывают важное юридическое последствие. Оно состоит в том, что обязательства субъекта, осуществляющего реализацию, по исполнению условий сделки наступают в момент получения акцепта.

Комментарии