Преподобный Макарий Оптинский
В Калужской области, недалеко от старинного города Козельска, находится Оптина пустынь – монастырь, который по праву именуется наиболее ярким светильником Православной Руси XIX и XX веков. Своей славой он обязан богомудрым старцам, которые, сменяя друг друга, стали духовными наставниками нескольких поколений россиян. Преподобный Макарий Оптинский был одним из них.
Обитель среди дремучих лесов
Время создания Оптиной пустыни точно неизвестно. По одной версии, эта честь принадлежит боголюбивому князю Владимиру Храброму, почившему в начале XV века, а по другой, и более популярной в народе, основателем монастыря стал некий раскаявшийся в своих злодеяниях разбойник по имени Опта, живший столетием позже.
Однако, по всей видимости, это лишь красивая легенда, так как в давние времена словом «опта» назывались обители, общие для мужчин и женщин (было и такое на православной Руси). Основателями же монастыря, вероятно, стали отшельники, желавшие уединиться в лесной глуши, для свершения иноческого подвига.
И затерялось бы в истории эта святая обитель среди тысяч подобных монастырей, если бы не слава, которую принесли ей богомудрые старцы. Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, следует остановиться на том явлении религиозной жизни, которое принято обозначать словом "старчество".
Старчество как форма духовного служения
Возникло оно в Египте на заре христианства и оттуда распространилось по всему миру, обретя для себя в России благодатную почву. Старец – это прежде всего наставник своих духовных чад, которых у него может быть великое множество. В силу Благодати Божьей, щедро излитой на него Создателем, старец обретает дары богомудрия и прозорливости.
Эти уникальные качества позволяют ему оказывать помощь людям, обращающимся к нему в тяжёлых жизненных ситуациях, или жаждущим услышать слово Божией Правды. Старец – это далеко не всегда пожилой человек, поскольку сам термин означает не возрастную характеристику, а форму духовного служения.
Оптиной пустыне на протяжении всей её истории Господь послал четырнадцать таких старцев, первым из которых был преподобный Лев, подвизавшийся в ней с 1797 года. Преподобный Макарий Оптинский, о котором пойдёт речь в нашей статье, стал его учеником и преемником.
Детство и юность раба Божьего Михаила
Старец Макарий Оптинский в миру звался Михаилом Николаевичем. Родился он 3 декабря 1788 года в благочестивой и набожной семье дворян из Орловской губернии. Его родители – отец, коллежский асессор Николай Михайлович Иванов и мать Елизавета Алексеевна, были людьми обеспеченными, и владели несколькими поместьями. Кроме него, в семье было ещё четверо детей.
Как он рассказывал потом, многие его детские воспоминания связаны с находившимся неподалёку от них Одринским монастырём, куда родители часто совершали паломничества. Большое влияние на формирование его характера в те годы оказал настоятель обители архимандрит Феофан, прививший мальчику любовь к церковным службам.
В девятилетнем возрасте Миша Иванов пережил первое в жизни несчастье – смерть матери, скончавшейся от туберкулёза. Это произошло в Москве, куда вся семья переехала специально, чтобы обеспечить Елизавете Алексеевне надлежащую медицинскую помощь. Вернувшись на родину после столь трагического события, он вместе с двумя братьями поселился в имении своей тётки, родной сестры отца – Дарьи Михайловны Передельской.
Молодой и подающий надежды чиновник
В лице этой женщины подростки нашли не только заботливую родственницу, старавшуюся во всём, что в её силах, заменить сиротам мать, но и наставника, взявшего на себя труды, а также расходы, связанные с их образованием. Ряд дисциплин она преподавала сама, а там, где её познания были недостаточны, нанимала учителей.
Кажется невероятным, но будущий старец Макарий Оптинский с детства был настолько одарён разумом, что в четырнадцатилетнем возрасте его приняли на службу в уездное казначейство на должность бухгалтера. В качестве помощников были зачислены также и его братья. Однако этот факт имеет документальное подтверждение, потому сомневаться в его достоверности не приходится.
В 1805 году труды молодого чиновника были по достоинству оценены губернским начальством, и он получил повышение в должности и в чине. Следуя традициям, установленным в дворянском обществе того времени, Михаил Николаевич вёл обычную в таких случаях светскую жизнь. Часто посещал дома местной аристократии, среди которой был радушно принят, а также участвовал во всех увеселительных мероприятиях.
По воспоминаниям современников, его главными увлечениями тех лет были музыка и литература. Мало кто знает, но преподобный Макарий Оптинский в молодые годы прекрасно играл на скрипке и пел романсы несильным, но весьма приятным баритоном.
Пробуждение религиозных чувств
Год спустя Михаила Николаевича постиг новый удар – скоропостижно скончался его отец. На семейном совете было решено, что имения, принадлежащие семье, должны перейти ему, как старшему из детей, но доход с них будет их общим капиталом. Это накладывало определённую ответственность, и послужило причиной того, что в 1805 году Михаил оставил службу и, поселившись в деревне Щепятино, занялся хозяйством. Всё свободное время он, как и прежде, уделял чтению и музыке.
В этот период жизни, проведённый на лоне деревенской тишины и уединения, зёрна религиозности, которые были посеяны когда-то в его душе, дали обильные всходы. Михаил Николаевич, по его собственным воспоминаниям, всё чаще стал погружаться в размышления о спасении души и чтение Библии. Однажды, побывав на ярмарке, он привёз оттуда множество книг, содержавших труды святых отцов, которые полностью завладели его мыслями.
Напрасно заботливые родственники пытались женить молодого помещика, подыскав ему хорошую невесту. Воспользовавшись благовидным предлогом, он уклонился от навязываемого ему брака, поскольку всё прочнее укреплялся в желании посвятить свою жизнь Богу.
Решение оставить мир не было спонтанным и вызревало постепенно. Об этом свидетельствуют его письма, сохранившиеся с тех давних лет, а также воспоминания современников, хорошо знавших Михаила Николаевича в те годы. Решающий же шаг, определивший всю дальнейшую жизнь, будущий старец Макарий Оптинский совершил 6 октября 1806 года, отправившись на богомолье в Площанскую пустынь, весьма удалённую от его села.
Послушник Михаил
Домой он так и не вернулся, но через некоторое время братья получили письмо. В нём Михаил Николаевич извещал, что остаётся в монастыре послушником, а имение и всё прочее имущество передаёт им в полную собственность. Так, неожиданно для всех, в возрасте двадцати двух лет, он навсегда оставил мир.
Богородицкий Площанский монастырь, в котором святой Макарий Оптинский начинал путь служения Богу, как нельзя лучше соответствовал его намерениям. Удалённый на значительное расстояние от населённых пунктов и окружённый со всех сторон лесами, он идеально подходил для иноческого уединения. Не получая сколько-нибудь серьёзной материальной помощи от Святейшего синода и епархиального управления, братия, насчитывавшая в ту пору пятьдесят душ, ни в чём не нуждалась, добывая кусок хлеба собственным трудом.
Согласно Церковному уставу, каждый новоприбывший до принятия монашеского пострига обязан пройти определённое испытание, в период которого он именуется послушником и при желании может в любой момент покинуть обитель. Срок этого периода заранее не устанавливается и зависит лишь от воли настоятеля. Такое установление служит для проверки серьёзности намерений будущего инока.
Как и каждый послушник, прп. Макарий Оптинский начинал свою монастырскую жизнь с выполнения самых тяжёлых и малоприятных работ. Ему – дворянину - приходилось зимой заниматься заготовкой дров и приготовлением пищи на монастырской кухне, а летом уборкой сена, огородничеством и прочими крестьянскими делами. В результате подобная практика стала для него великой школой смирения, без которого немыслима иноческая жизнь.
Со временем настоятель монастыря иеромонах отец Иоаникий заметил незаурядные музыкальные способности нового послушника, а также оценил его образованность и прилежание. Он дал возможность Михаилу Николаевичу изучать церковное пение, поставил его письмоводителем обители, а со временем поручил также руководство одним из отделений монастырского хора. По истечении же четырёх лет настоятель благословил трудолюбивого послушника на принятие пострига с именем Мельхиседека.
Четыре ступени монашеского восхождения
В православии существуют четыре степени монашества. О первой из них, при которой будущий монах имеет статус послушника, речь шла выше. Далее следует так называемый рясофор. При пострижении в него происходит перерождение мирского человека в монаха. Он получает новое имя, даёт особые обеты, которые не вправе нарушить, полностью порывает все родственные связи, и, под страхом анафемы, не имеет возможности возвратиться к прежнему образу жизни. За рясофором идут малая схима, называемая также мантийным монашеством и великая схима – ступени, ещё более отделяющие инока от суетного мира.
Продолжение иноческого служения
В 1814 году молодой монах Мельхиседек совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, посетив по дороге ряд других монастырей и внимательно изучив накопившийся в них опыт иноческой жизни. По возвращении же в свою обитель он был пострижен в следующую монашескую степень – мантию - и получил имя Макария в честь основателя восточного монашества преподобного Макария Великого.
Проведя безвыездно десять лет в стенах Площанского монастыря, инок Макарий отправился в Ростов, поклониться мощам святителя Димитрия Ростовского, и по дороге впервые посетил Оптину пустынь, с которой был впоследствии связан до конца дней. Но, этому предшествовал ещё один важный период, послуживший его становлению в качестве духовного наставника.
В 1827 году Макарий Оптинский был назначен духовником в Севский Троицкий женский монастырь и в возрасте сорока лет приступил к окормлению его сестёр. Неоценимую помощь в этом оказал ему иеромонах Лев – мудрый и богатый жизненным опытом старец, прибывший из Александро-Свирской обители. Своим руководством он завершил духовное совершенствование отца Макария.
В обители, указанной Богом
Выполняя возложенные на него впоследствии обязанности благочинного Площанской обители, отец Макарий был откомандирован в 1832 году в Санкт-Петербург и, возвращаясь, вновь посетил Оптину пустынь, но на этот раз не ограничился лишь поклонением её святыням, а подал прошение о переводе его в этот старинный монастырь. Ответ пришлось ожидать довольно долго, но, наконец, в январе 1834 года епархиальное руководство, удовлетворило его просьбу, и отец Макарий перешёл в Предтеченский скит Оптиной пустыни, где в непрестанных духовных подвигах подвязался до конца жизни.
С первых дней пребывания на новом месте Макарий Оптинский близко сошёлся со своим прежним знакомым духовником монастыря преподобным Львом, который был двадцатью годами старше его. Несмотря на связывавшую их дружбу, отец Макарий всегда относился к нему как ученик к учителю и беспрекословно вручил себя в полное повиновение его воле.
Эти два великих подвижника и аскета, по праву снискавшие славу богомудрых старцев, ежедневно принимали в своих кельях множество приезжавших к ним людей и за семь лет до кончины преподобного Льва сумели благотворно окормить не только братию монастыря, но и тысячи мирян.
Их совместными трудами вознёсся на высоту духовного величия и следующий старец пустыни, впоследствии ставший её главной святыней преподобный Амвросий Оптинский. Макарий и Лев, по выражению современников, «взростили его и, умудрив словом Божьим, сделали своим достойным преемником».
Дар прозорливости, ниспосланный свыше
После того как в 1841 году Господь призвал в Небесный Чертог преподобного Льва, все заботы об окормлении многочисленной паствы всецело легли на плечи отца Макария, и он с честью нёс возложенный на него крест. Поучения Макария Оптинского, обращённые в те годы ко многим, кто сподобился побывать в обители, не только передавались из уст в уста, но и в большинстве своём записывались, что позволило впоследствии выпустить их отдельной книгой, многократно переизданной, и не потерявшей актуальности в наши дни.
Господь щедро излил на отца Макария дар прозорливости. Многие посетители приходили в полное замешательство, когда он, обращаясь к ним, безошибочно называл их имена, которые не мог знать заранее. Известны также и более удивительные случаи. Например, окормляя своих чад не только при личном контакте, но и по переписке, он не раз посылал ответы на ещё не полученные вопросы. В результате писавший к нему человек получал их одновременно с отправкой своего послания.
Письма старца и чудеса исцелений
Вообще же переписка являлась одной из важнейших областей деятельности, которую вёл Макарий Оптинский. Душеполезные поучения, которыми были полны страницы его писем, стали результатом глубокого осмысления трудов святых отцов прошлого, помноженного на личный жизненный опыт. Они вошли в сокровищницу российской святоотеческой литературы.
Письма преподобного Макария Оптинского, которые он во множестве рассылал своим знакомым, а часто и незнакомым духовным чадам, несли в себе большую пользу. В них он затрагивал самые различные стороны бытия. Например, в одном из них, отправленном человеку, сетовавшему на постигшие его многочисленные скорби, он поучал, что всегдашнее счастье и благоденствие наносит душе человека вред, делая её уязвимой для грехов и соблазнов. Те же, кому Господь попускает в жизни страдания, переживая их, приближаются к Нему и тем легче обретают Царствие Небесное.
А вот ещё весьма интересная мысль, которую высказал Макарий Оптинский. Письма, адресованные ему одним из мирян, были полны сетований на то, что он, прилагая все усилия в борьбе с пороками и страстями, не видит положительного результата, и это приводит его в смущение и лишает покоя. Многомудрый старец отвечал ему, что такая реакция на отсутствие скорого воздаяния за труды, являясь следствием гордыни и самолюбия, лишь усугубляет положение, и он должен быть благодарен Господу, не попускающему ему увидеть себя безгрешным, не достигнув истинной праведности.
Широко известны также многочисленные случаи исцеления больных, а особенно бесноватых, наступавшие после того, как старец помазывал их маслом из неугасимой лампады, всегда теплящейся в его келье. Именно поэтому в наши дни молитва Макарию Оптинскому об избавлении от недугов имеет такую благодатную силу. Подобные факты не только известны, но и во множестве задокументированы.
Завершение жизненного пути, ставшего подвигом
Двадцать лет провёл в своей скромной келье, являвшейся одновременно спальней и приёмной, преподобный Макарий Оптинский. Икона Владимирской Божьей Матери, аналой, письменный стол и узкая койка – вот и всё убранство его жилища, единственным украшением которого были развешанные по стенам портреты подвижников и виды монастырей.
Прежде чем завершить свой земной путь и предстать пред Господом, старец Макарий принял великую схиму, являющуюся, как говорилось ранее, высшей ступенью монашеского подвига. Ещё за несколько недель он с поразительной точностью предсказал день и час своей кончины, после которой духовный факел из его рук принял другой подвижник веры и богомудрый наставник – Амвросий Оптинский. Макарий же тихо и безболезненно отошёл ко Господу ранним утром 20 сентября 1860 года.
Со дня похорон место его погребения стало пользоваться всеобщим почитанием, однако канонизирован в лике преподобных старец был лишь в 2000 году. Тогда были прославлены все четырнадцать старцев, подвязавшихся некогда в Предтеченском скиту, а вместе с ними и Макарий Оптинский, житие которого было составлено на основании записей многих современников, общавшихся с ним лично. Сегодня он является одним из наиболее известных и любимых в народе святых Православной церкви. День преподобного Макария Оптинского отмечается ежегодно 20 сентября.