Оптинский монастырь: расположение, адрес, история основания, фото
В жизненной суете люди устают от бесконечной погони за счастьем. Счастье каждый видит по-своему: много денег, здоровье, семья, дети, любимый человек – продолжать можно долго. Но измучившись в попытке достичь горизонта, человек останавливается и начинает искать в другом направлении – в религии. И в каждой из них есть примеры духовного прозрения, отрешения и подвига, который привлекает отчаявшиеся души. Старцы Оптинского монастыря – одни из почитаемых святых в православной Руси. Они получили славу целителей душ, и поэтому каждый день в их обитель приезжают паломники для общения со святыней.
Как доехать?
Оптинская пустынь, где находится монастырь, располагается под Москвой, в Калужской области, в пяти километрах от города Козельска. Для посещения святой обители можно записаться в паломническую группу, которую собирают из прихожан и всех желающих при многих православных храмах. Можно самостоятельно доехать до монастыря Оптинской пустыни - как на автобусе, так и на поезде.
Автобусы отправляются с Московской автостанции «Теплый стан», которая находится на одноименной станции метро. По направлениям Москва - Козельск, Москва - Сосенский автобусы отправляются ежедневно по расписанию. Перерывы между отправкой автобусов составляют от 15 до 40 минут. Направление Москва – Сосенский – самое удобное, т. к. автобус заезжает прямо на стоянку Оптинского монастыря. Кроме того, до Козельска можно добраться из Калуги и Воронежа, а также путникам могут помочь транзитные маршруты через Калугу: Москва – Брянск, Москва – Воронеж, Москва – Орел, Москва – Смоленск, Москва – Тула, Москва – Киров и др.
Если паломники выбирают поезда, то они могут добраться на них до Калуги, а далее автобусом до Козельска. Кстати, железнодорожный вокзал Калуга-1 находится рядом с автостанцией. Также из Москвы с Киевского вокзала до Калуги ежедневно ходят электрички.
Паломникам, которые решили путешествовать на личном автомобиле, необходимо добраться до трассы Калуга – Козельск. Из Москвы ведут Киевское и Калужское шоссе, а также маршрут, пролегающий через город Подольск. С южных регионов необходимо ехать в московском направлении, повернуть на Тулу, а далее Тула – Калуга, Калуга – Козельск. С Белорусского направления доезжают до Вязьмы в Смоленской области, а затем до Калуги, где по мосту через Оку выезжают на трассу Калуга – Козельск.
Зачем люди едут в Оптинскую пустынь?
К Богу обращаются четыре типа людей: те, кто в беде; искренне ищущие; желающие разбогатеть; любознательные.
Человек, попавший в беду, ищет помощи и поддержки от сильных мира сего, от родственников и друзей, а когда не получил того, что ожидал, он обращается к Богу. В состоянии немощи и отчаяния душа способна открыться навстречу духовному. Поэтому некоторые люди благословляют испытания, выпадающие на их долю, т. к. через них легче предаваться Господу.
Искренне ищущие - это те люди, которые хотят найти Бога ради Него Самого, т. е. Всевышний нужен не для решения житейских проблем, не для богатства, а для того, чтобы познать Его, полюбить Его, предаться и служить Ему.
Следующая категория верующих – это те, кто хочет разбогатеть в этом мире, и поэтому поклоняется Богу. Этот мотив во многих религиях не приветствуется, считая его меркантильным и далеким от духовности. И мало кто признается в нем, но когда дела идут в гору и человек получает материальный достаток, он рад и благодарен Богу за это. В индуизме, например, этот мотив не является постыдным, и многие индусы поклоняются Шиве или Его сыну Ганеше в надежде на материальные блага.
Любознательные – это люди, обратившиеся к Богу из любопытства. Так много говорят и спорят о Нем, столько войн произошло из-за Него... Вызывает интерес и материальный мир, созданный Им, поэтому возникает желание узнать о Нем больше.
Исходя из основных мотивов обращения к Богу можно сказать, что эти же мотивы определяют причины паломничества по святым местам. Верующие и любопытные приезжают в Оптинский монастырь, где находятся мощи святых старцев, чтобы помолиться о своих бедах, попросить помощи, напитаться Божьей благодатью или просто на экскурсию.
Как и почему именно это место стало обителью святых людей? Как все зарождалось?
Как все начиналось
По историческим данным, в конце 14 века разбойник по имени Опта сильно раскаялся в своих грехах и решил жить монашеской жизнью: в уединении, постах и молитвах. Для этого он уходит в глухой лес и на берегу реки Жиздры устраивает себе келью. Вокруг него собираются несколько монахов, и в этом месте организуется мужской монастырь. В монашеском постриге Опта принимает имя Макария, и до 17 века Оптинский монастырь именовался Макарьевской пустынью.
Из-за тяжелого финансового положения в 1724 году монастырь по высочайшему повелению расформировывается, но уже в 1726 году по указу Екатерины I он вновь открывается. С 1741 до 1854 год Оптинская пустынь активно строится. Появляются храмы, надворные постройки, библиотека и скит, где проживают пустынники - монахи, ведущие затворнический образ жизни.
Взлеты и падения
Всей духовной жизнью ведают старцы, благодаря которым в святой обители устанавливается высоко духовная жизнь. В Оптину пустынь, где находился Оптинский монастырь, со всех краев потянулись паломники. Так она вплоть до Октябрьской революции 1917 года была духовным центром России.
В 1918 году Оптинская обитель была упразднена, а монастырь еще пять лет продержался под видом сельхозартели, которую закрыли в 1923 году. С этого момента на протяжении всего периода советской власти Оптина пустынь претерпевала множество изменений. Сначала территория святой обители была музеем, затем домом отдыха имени Горького, далее из нее сделали концлагерь для поляков «Козельск-1». С 1941 по 1944 год здесь располагался госпиталь, а после - лагерь для людей, вернувшихся из плена. В послевоенные годы на территории монастыря располагалась воинская часть. Православной церкви Оптина была возвращена в 1987 году. С тех пор Оптинская пустынь, где находится монастырь, трудами монахов полностью восстановилась.
Кто такие старцы
Старец – это особый вид монашества, который заключался в поклонении Богу в уединении, в пустыни. Начало старчества берет со времен Иоанна Предтечи и является в православном христианстве одной из основных форм поклонения. Уединенный образ жизни вдали от мирской суеты позволяет полностью погрузиться в молитву и богослужение. Старчество является «плодом безмолвия и Богосозерцания». В результате своих подвижнических трудов старцы обладали даром духовного предвидения и исцеления. Ф. М. Достоевский говорил:
Старец – это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением. Этот искус, эту страшную школу жизни обрекающий себя принимает добровольно, в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог наконец достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли. Изобретение это, то есть старчество, – не теоретическое, а выведено на Востоке из практики, в наше время уже тысячелетней.
Старцы, несмотря на свой образ жизни, всегда помогали всем страждущим: духовным советом, поддержанием во времена духовного упадка, лечили душу и тело.
В России возрождение старчества после некоторого упадка связано с именем Паисия Величковского (1722-1794), который написал труды об умной молитве и сделал множество переводов святоотечественных творений. Паисий Величковский и его ученики вдохнули новую жизнь в монашество на Руси. Один из его учеников - схимонах Феодор - наставлял иеромонаха Леонида (Л. В. Наголкина), который стал первым старцем Оптинского монастыря под именем преподобного Льва Оптинского.
Оптинские старцы
Старец отличается от эрудированного в святых писаниях богослова, мудреца и священника тем, что обладает особой божественной благодатью, прозорливостью и ясновидением. Этим отличались и старцы монастыря Оптинской пустыни.
За столетнюю историю монашества с 1820 по 1923 год в Оптине сменилось 14 старцев:
- иеросхимонах Лев (Наголкин, 1768-1841);
- иеросхимонах Макарий (Иванов, 1788-1860);
- схиархимандрит Моисей (Путилов, 1782-1862);
- схиигумен Антоний (Путилов, 1795-1865);
- иеросхимонах Иларион (Пономарев, 1805-1873);
- иеросхимонах Амвросий (Гренков, 1812-1891);
- иеросхимонах Анатолий (Зерцалов, 1824-1894);
- схиархимандрит Исаакий (Антимонов, 1810-1894);
- иеросхимонах Иосиф (Литовкин, 1834-1911);
- схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, 1845-1913);
- иеросхимонах Анатолий (Потапов, 1855-1922);
- иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853-1928);
- иеромонах Никон (Беляев, 1888-1931);
- архимандрит Исаакий II (Бобраков,1865-1938).
Духовная преемственность осуществлялась благодаря благожелательной любви, послушанию младших и заботе старших. Старчество в Оптинском монастыре строилось на трех правилах:
- Изучение святых писаний, писаний святых отцов и применение знаний в жизни.
- Старец управлял внутренней и внешней жизнью монастыря.
- Помощь и бескорыстное служение всем страждущим.
Эти правила действуют и в настоящее время.
Оптинские родоначальники старчества
До прихода иеромонаха Льва (Наголкина) монахи в Оптиной пустыни усердствовали во внешней монашеской деятельности (чтение псалмов, бдение, молитва с поклонами, пост) и пренебрегали внутренней жизнью. Каждый оставался при своем мнении и жил по своим понятиям. Никто в Оптине, кроме братьев Путиловых преподобных Моисея и Антония, не знали о старчестве, о трудах монахов-подвижников, о необходимости духовного наставничества опытного старца.
Преподобный Лев Оптинский в духовной практике монахов начинает делать упор на укрепление духа и борьбы со страстями. Для этого, кроме обязательного чтения святых писаний и трудов святых отцов, вводится исповедь инока своему духовному наставнику. Исповедь подразумевала открытие своего сердца, признание во всех постыдных мыслях и делах. Духовное наставничество заключалось в доброжелательном анализе старца пороков и слабостях инока и наставлениях по их преодолению. Обязательное послушание младших старшим и любовная забота старших о младших стали залогом успеха и процветания старчества в Оптиной пустыни. Но не все с радостью приняли новые правила.
Некоторые монахи, привыкшие за долгие годы к внешней обрядовой деятельности и не понимавшие важности внутренней жизни, негативно восприняли нововведения. В вышестоящие инстанции посыпались письма с жалобами на преподобного Льва Оптинского. Он с должным смирением и пониманием вынес все гонения на себя и со стороны начальства, и от монахов, но не отступился от своего дела, продолжив внедрение старческой жизни в Оптине.
Особенность Оптиной пустыни
Стараниями преподобного Льва Оптинского и его последователей иеросхимонаха Макария (Иванова), схиархимандрита Моисея (Путилова), схиигумена Антония (Путилова) и др. только в Оптине установилась атмосфера высоко духовной жизни, где не один или два старца обладали божественными качествами, но вся братия была единым целым.
Оптинская пустынь знаменита тем, что привлекала к себе самые образованные умы России того времени. Многие писатели - Гоголь, Достоевский и другие - приезжали в Оптинский монастырь, где находились старцы, за духовными наставлениями и помощью. В свою очередь писатели оказывали посильную помощь в переводе и печатании книг святых отцов-подвижников. Благодаря стараниям старцев на протяжении всего периода расцвета Оптиной пустыни издавались святоотеческие труды, и духовное слово через книги благодатно распространялось по России.
Отец Амвросий
Нельзя выделить луч солнца и сказать, что он самый лучший и солнечный. Так и среди старцев нельзя выделить кого-то и сказать, что он был лучше остальных. Каждый из них оказывал духовную помощь и монашествующему люду, и мирянам. Однако невозможно не упомянуть о преподобном Амвросии Оптинском. В монастырь Оптиной пустыни он прибыл, будучи молодым человеком, по благословению калужского старца Илариона.
Вся его последующая жизнь – это пример смирения на основе Божественной любви. Отец Амвросий долгие годы был келейником преподобного Льва Оптинского, который из особого расположения к нему и в воспитательных целях был очень строг к послушнику. Многие монахи заступались за отца Амвросия, когда старец прилюдно ругал его и мог выгнать из кельи. Но потом говорил оставшимся посетителям: «Великий будет человек».
Так и случилось. Отец Амвросий в молодом возрасте потерял здоровье, и все духовное возрождение проходило на фоне преодоления физической немощи и боли. Его в 36 лет по состоянию здоровья освободили от монастырского послушания и богослужений. Долгие годы боролся отец Амвросий с недугом, при этом оказывая духовную помощь всем страждущим.
Под его руководством (а был он тогда уже в преклонном возрасте) в деревне Шамордино был основан Оптинский женский монастырь. Он тоже был особенным. В России того времени было принято, что в женские монастыри уходили женщины, которые могли оплатить свое пребывание там или внести первоначальный взнос на нужды монастыря. Женщины из простого сословия, не имеющие средств, но желающие посвятить свою жизнь Богу, не имели такой возможности. Монастырь в Шамордино по благословению отца Амвросия принимал находившихся в крайней бедности вдов, сирот и больных. Вместе с ними в обители проживали высокообразованные и состоятельные насельницы. Под покровительством отца Амвросия в Шамординском женском монастыре проживало до 500 человек.
Дар старчества
Отец Амвросий обладал даром прозорливости, всеведения и исцеления. Каждый день к нему шли паломники со своими проблемами и болезнями. И никому святой старец не отказывал, даже если дело касалось житейских вопросов. Известен случай, когда один из прихожан завел разговор о водопроводе для яблонь. Отец Арсений вдохновенно рассказал об устройстве такого водопровода, о котором он как будто услышал от кого-то. Прихожанин сделал все так, как описал старец, и получил богатый урожай яблок, в то время как у соседей урожай практически погиб. Позже выяснилось, что старец рассказал о самом прогрессивном методе устройства водопровода.
Исцелял старец как бы между прочим: молитву прочтет, крестом осенит, а порой просто стукнет - и боль проходит, больше не возвращаясь. Очень не любил отец Амвросий, когда говорили, что он исцеляет людей, порой даже серчал. На такие восхваления в свой адрес он неизменно отвечал, что это не он лечит, а Пресвятая Божья Матерь.
За духовными наставлениями к старцу приезжали со всей России. Каждый день с утра и до вечера, несмотря на свою физическую немощь, принимал и духовно окормлял отец Амвросий жаждущие души. В его наставлениях виден глубокий духовный опыт, примерное смирение и благодатная любовь:
Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований — смирение, — это прочнее.
Если кто тебя обидит, не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон, или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, — обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим.
Чудодейственные молитвы
Старцы оставили богатое наследие духовных наставлений, среди которого особенно выделяются молитвы Оптинского монастыря.
Молитва оптинских старцев на начало дня:
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Оптинская пустынь сегодня
В Оптиной пустыни и сегодня сумели возродить и сохранить дух старчества. Это произошло благодаря старцу Илию, который обладает даром прозорливости, целительства и большой духовной силой. На его духовный свет съезжаются тысячи паломников со всего мира. Отец Илий также является духовным наставником российского патриарха Кирилла.
Молитва старца обладает чудодейственной силой. Был такой случай с раненым в Чечне рядовым. Пуля засела в миллиметрах от сердца, а сам боец был без сознания. Врачи не решались оперировать его в таком состоянии. Благодаря молитве старца больной пришел в себя, а врачи получили уверенность. Операция прошла успешно, и боец поправился.
Кроме того, в 1991 году храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге становится подворьем Оптинского монастыря. Параллельно с восстановлением храма возрождалось и монашеское служение. Сейчас на подворье действует крупнейшая библиотека духовной литературы, институт религиоведения и церковных искусств. При храме также есть мастерские, где обучают иконописи, церковному пению и др. В 1996 году был организован при подворье Оптинского монастыря хор из профессиональных певчих, закончивших Санкт-Петербургскую консерваторию. Мужской хор «Оптина пустынь» возрождает древние традиции церковного песнопения.
Все, кто приезжает в святую обитель, отмечают особую благодатную и умиротворяющую атмосферу монастыря. Простота и покой, общение со святыми – это то, к чему стремится душа в Оптинской пустыни. Монастырь дает паломникам то, что они ищут, поэтому не иссякает поток людей, стремящихся посетить святое место.