«Смерть Сарданапала» - изображение языческой смерти
В неге и роскоши вел безобразную в своем беспутстве жизнь легендарный царь Ассирии и Ниневии Сарданапал. Это происходило в седьмом веке до н. э. Мидяне, древний индоевропейский народ, осаждали его столицу в течение двух лет. Видя, что он не выдержит более осады и погибнет, царь решил, что врагам ничего не должно достаться. Как он хочет поступить? Очень просто. Он сам примет яд, а все остальное приказано сжечь.
Смерть Сарданапала – апофеоз языческого восприятия мира. Языческие обряды у всех народов были примерно одинаковы. Погибает господин, и за ним в подземное царство должны последовать жены, наложницы, кони, слуги, утварь, чтобы он вел и после смерти столь же блистательное существование.
История создания картины Эжена Делакруа
Через шесть лет после опубликования Байроном драмы «Сарданапал» Эжен Делакруа создает в 1827 году грандиозное по размерам (392 х 496 см) полотно «Смерть Сарданапала». По легенде, тиран был царем Ниневии и Ассирии. Он правил Вавилоном (иначе Баб-Эль, что на всех семитских языках означает «Врата бога») по просьбе своего брата Ашурбанипала. Эпизод, когда осажденный город вот-вот падет, решил написать романтик Делакруа.
Что изображено на полотне
Бестрепетного и безжалостного тирана, который, чтобы не испытывать мучений, уже решил принять яд, написал художник, который до этого путешествовал по Востоку и проникся видением этого мира. На первый план живописец вынес массовое убийство обнаженных женщин, лошадей, евнухов. Все это действие происходит во дворце, в котором должны сгореть люди, животные, царские одежды, золото и серебро. Смерть Сарданапала должна запомниться в веках.
Яркое и впечатляющее действие стремится изобразить Делакруа. Критики его времени отвергли полотно «Смерть Сарданапала». Описание картины дано выше. Им не понравилась жестокость и отказ от прекрасного, которое тогда торжествовало на полотнах Энгра. Оценили его должным образом только В. Гюго и позже Ш. Бодлер.
Композиция
Все действие развивается по освещенной диагонали сверху вниз слева направо. Композиция состоит из многих фигур.
Контраст света и цвета
В картине доминирует красный цвет огня и крови. Фон же темный, по сравнению с основным алым и светом, заливающим центральную диагональ, на которой белеют многочисленные женские тела. Все обрамлено золотом разбросанной драгоценной утвари. Теплый колорит картины подчеркивает близость грозящего всем пожара. Так выглядит при ближайшем рассмотрении «Смерть Сарданапала». Анализ картины говорит, что угасание жизни – это движущая сила произведения. Картина была воспринята неоднозначно.
Самое романтическое полотно Э. Делакруа «Смерть Сарданапала» было надолго забыто и приобретено Лувром только в 1921 году.