Стратегический менеджмент: виды целей
Считается, что каждая организация существует на рынке для выполнения ряда определенных задач и удовлетворения неких потребностей.
Для того чтобы понять, о каких именно задачах может идти речь в стратегическом менеджменте, и каких целей какого вида хочет достичь определенная организация, необходимо разобраться в понятии самой цели как таковой.
Понятие цели, что это такое
Цель – это промежуточный этап на пути к миссии, которую ставит перед собой организация. Однако если миссия – это лишь ориентир для движения, конечное состояние, то цель – это шаг на пути в миссии.
Единым для любого предприятия является понятие цели. Виды целей при этом у каждой организации различаются.
Понятие миссии - что это такое
Миссия – достаточно широкое понятие. Так, у каждой отдельной организации имеется своя миссия. Например, производственное предприятие своей миссией может считать выпуск большого объема качественной продукции по минимальной цене. У торгово-посреднического предприятия миссией может считаться скупка товаров для более выгодной перепродажи. Виды целей организации в этих двух случаях разнятся.
Цель – точное понятие. Она отвечает на такие вопросы, как:
что конкретно нужно делать;
для чего делать;
кто будет ответственным за достижение цели;
кто будет исполнителем цели;
в какие сроки необходимо уложиться.
Цель ставится перед предприятием для достижения миссии. Так, для того чтобы производственное предприятие могло выпускать качественную продукцию по
минимальной цене (не в убыток), необходимо выполнить ряд задач, например, таких как:
изучение рынка;
исследование аналогичных предложений среди конкурентов;
минимизация себестоимости продукции при сохранении её качества;
поиск новых поставщиков, готовых предложить более выгодные условия.
Для торгово-посреднического предприятия буду целесообразны другие цели:
поиск партнеров, готовых предложить выгодные условия;
скупка наиболее дешевого сырья и материалов (продуктов, товаров);
изучение рынка с целью поиска новых клиентов (покупателей);
перепродажа товара по цене, превышающей стоимость закупки.
И хотя цели у каждой организации разные, есть некоторая общепринятая классификация, по которой виды целей деятельности удалось сгруппировать.
Основные виды целей, классификация по времени
Разделить на группы виды целей можно по схожим признакам.
Так, классифицировать их можно по временному признаку на:
краткосрочные (на достижение цели отводится менее 12 месяцев);
среднесрочные (срок выполнения – до 5 лет);
долгосрочные (на достижение цели выделяется более 5 лет).
Долгосрочная цель звучит четко. Так, долгосрочной целью предприятия может быть желание войти в тройку лидеров по производству шоколада. Для того чтобы выполнить задание, руководство предприятия будет выдвигать краткосрочные цели (назначить ответственное лицо для возведения дополнительного здания под цеха; увеличить качество выпускаемой продукции).
Также могут быть созданы и промежуточные (среднесрочные) цели. Например, построение отдельного крыла нового цеха; выпуск наиболее популярного среди покупателей товара в двойном объеме.
Краткосрочные цели носят «текущий» характер и могут быть изменены, если это будет обусловлено определенными обстоятельствами. Долгосрочные цели должны быть точными.
Классификация по содержанию
По содержанию цели разделяют на:
экономические (увеличение прибыли, составление годовой бухгалтерской отчетности, поиск новых инвесторов, увеличение стоимости акции);
административные (усовершенствование системы управления персоналом);
производственные (выпуск продукции определенного объема, повышение качества выпускаемой продукции);
маркетинговые (продвижение продуктов компании, рекламные акции, поиск новых клиентов, расширение клиентской базы);
технологические (установка программы 1С, смена компьютерной техники в отделе обслуживания клиентов);
социальные (повышение квалификации работников, обеспечение своих сотрудников жильем, устройство по трудовому кодексу, полный социальный пакет).
Все вышеуказанные цели носят кратковременный характер (на их исполнение потребуется не более 12 месяцев).
Классификация по источникам
В зависимости от источников, цели бывают:
внешние (широкое понятие, охватывающее работу организации за её пределами, например борьба с конкурентами);
внутренние (цели, достижение которых возможно лишь в рамках организации, например введение новой системы мотивации).
Внешняя и внутренняя среда организации связаны друг с другом. Так, организация не сможет стать лидером, если внутри компании не будет налажена система управления.
Классификация по степени комплексности
По степени сложности достижения выделяют цели:
- сложные (включают в себя структурированную цель);
простые (односложные цели).
Так, простая цель может звучать следующим образом: повысить работников отдела маркетинга. Выполнение такой цели возможно в одно действие.
Сложная цель будет содержать в себе несколько более маленьких целей. Предположим, задача – увеличить доход от продажи продукции. Достигнуть результата получится, если разделить более масштабную цель на несколько небольших задач: пополнить штаб компании новыми сотрудниками, ввести новую систему мотивации, разработать новую программу для продажи продукта (акции, скидки).
Система целей внутри организации
На любом предприятии существует своя система целей. Принято выделять три основные системы:
- Древо. Корень дерева – это основная миссия организации. Ветви – отдельные цели, исполнение которых приводит к конечному результату. Количество ветвей может исчисляться в тысячах. Так, большая ветвь – важная цель. Маленький сучок – односложная задача.
- Иерархия. Переход от миссии к менее важным целям. И так до бесконечности, до самой легкой задачи.
- Ранжирование. Деление основной миссии на две/три объемные цели. Каждая цель, в свою очередь, будет делиться на более мелкие задачи. Таким образом, выполнение некоторого количества попутных более мелких задач ведут к исполнению единой цели.
В организациях сейчас достаточно популярна система ранжирования. На крупных предприятиях такую систему могут именовать как учет по центрам ответственности, где у каждого отдельного участка свои цели и своя степень ответственности.
Виды предложений по цели
Виды предложений зависят от отправной точки и от результата, которого необходимо достичь. В таблице ниже можно ознакомиться с разновидностями предложений.
Спрос на продукт | Цель | Действие |
Отрицательный спрос | Повысить спрос на продукцию | Привлечь внимание потребителя, изменив качество продукта и снизив цену |
Отсутствует спрос | Поднять спрос | Изучить рынок, разведать обстановку на стороне конкурентов, предложить покупателю более выгодные условия, чем предлагают другие организации |
Нерегулярный спрос (сезонный) | Поиск способов для постоянного увеличения спроса | Установить гибкие цены на продукцию |
Положительный | Поддерживать интерес со стороны покупателей | Изменять упаковку продукта, незначительно менять цену на товар |
Большой спрос | Несколько понизить спрос на товар или заняться расширением предприятия | Снизить цену на продукцию или разработать план для расширения организации |
Спрос действительно порождает предложение. Иными словами, в зависимости от того насколько заинтересован потребитель в продукции предприятия, руководством могут приниматься разные решения по поводу усовершенствования деятельности организации.
Условия для постановки целей
Любая цель должна соответствовать определенным условиям, среди которых:
ясность, прозрачность, очевидность (трактовка цели не должна звучать двусмысленно);
согласованность (цель не может противоречить другой цели);
соизмеримость (на достижение любой цели отводится определенное количество времени);
четкость (задача должна быть предельно точной);
направленность (должна быть поставлена для достижения определенного результата);
специфичность (составляется с учетом специфики деятельности предприятия).
Все условия должны выполняться одновременно, а не обособленно друг от друга.
Основной же целью коммерческого предприятия принято считать получение максимальной прибыли при минимальных затратах. На самом же деле, предприятия зачастую такую цель, как увеличение доходов, составляя план на год, указывают в последнюю очередь, выдвигая на более высокую ступень задачи, которые помогут удовлетворить потребность потребители.