Армейская авиация России: история, сравнение с зарубежными аналогами
Военно-воздушные силы России делятся на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную, специальную и транспортную авиацию. Каждое из этих подразделений имеет своё, сугубо определённое назначение. Кроме того, в их состав входят дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. Именно о ней и пойдёт речь в данной статье.
История зарождения нового рода войск
Принято считать, что история армейской авиации России берёт своё начало с создания в 1948 году в Серпухове первой вертолётной эскадрильи. Однако было бы ошибкой игнорировать боевой путь, пройденный российской и советской военной авиацией в период предшествующих войн.
Известно, что ещё в 1909 году на вооружении царской армии появилось несколько летательных аппаратов зарубежного производства. Своё боевое крещение они получили в годы Первой мировой войны. Тогда же в России были созданы первые частные предприятия, выпускавшие самолёты и авиационные двигатели. К 1917 году их было уже около двадцати.
Несмотря на то что боевые машины использовались главным образом для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов, многое из опыта тех лет легло в основу последующего создания армейской авиации. В основном же необходимость её появления стала очевидной в ходе боёв Великой Отечественной войны.
Задачи, стоящие перед армейской авиацией
Современная армейская авиация служит для решения самого широкого спектра оперативно-тактических задач. В ходе боевых операций она наносит удары, поражая живую силу противника, а также танки, противотанковые средства и бронетехнику. Кроме того, с её помощью осуществляется огневая поддержка наземных войск и ведётся разведка.
Благодаря той роли, которую армейская авиация играет в ходе боевых действий, общевойсковые подразделения, части и соединения имеют возможность значительно повысить свою оперативную мобильность. Особое же значение она приобретает для обеспечения связи и управления действиями наземных войск, а также при минировании, эвакуации, поиске и спасении раненых.
Бригады армейской авиации находят применение и в борьбе с определённой категорией военно-воздушных сил противника. Практика показывает, что их использование особенно эффективно при выполнении задач, связанных с уничтожением низколетящих самолётов и вертолётов. Незаменимы они и для подавления средств ПВО.
Назначение ударных боевых вертолётов
Армейская авиация России имеет в своей основе подразделения, укомплектованные вертолётами всевозможных типов и модификаций. По своему назначению они делятся на три категории: военно-транспортные, транспортно-боевые и боевые. Остановимся подробнее на каждой из них.
Боевые, или, как их ещё называют, ударные вертолёты, укомплектованы различными видами вооружения и выполняют широкий спектр оперативных задач. На них возлагается, в частности, борьба с бронированными машинами, а также танками противника и поражение малоразмерных наземных объектов. Они же в ходе операций наносят удары с воздуха по войсковым подразделениям, сопровождают военно-транспортные вертолёты и в случае появления воздушного противника ведут с ним борьбу.
Важной областью применения боевых вертолётов является воздушная разведка и наблюдение, при которых данные о местонахождении целей передаются наземным огневым средствам, а также бомбардировщикам или самолётам-штурмовикам.
Подразделения транспортно-боевых машин
Следующая категория вертолётов, входящая в состав армейской авиации России, – это транспортно-боевые машины. Они предназначены для обеспечения всем необходимым наземных войск, доставки и высадки десанта, а также проведения разного рода спасательных операций и эвакуации раненых. Кроме того, в их задачу может входить установка минных заграждений и поражение наземных целей.
Что такое военно-транспортные вертолёты?
И, наконец, последнюю группу составляют военно-транспортные вертолёты. Это, как правило, средние и тяжёлые машины, предназначенные для переброски в заданные районы подразделений личного состава, а также доставки вооружения, боеприпасов. Перевозимые грузы могут размещаться как внутри вертолёта, так и с помощью наружной подвески. Машины этого типа также используются для высадки десанта и различных поисково-спасательных операций.
Модернизация армейской авиации в постсоветский период
Как следует из данных, публикуемых военными обозревателями, большая часть вертолётного парка ВВС России была создана ещё до распада СССР и перешла в сегодняшнюю армию по наследству. Сюда входят прекрасно зарекомендовавшие себя в локальных военных конфликтах ударные вертолёты Ми-24, тяжёлые транспортные машины Ми-26 и ряд других летательных аппаратов, превосходящих свои зарубежные аналоги по целому ряду технических характеристик.
Начало широкомасштабной модернизации боевой техники, в которую была вовлечена и армейская авиация РФ, начался в 2000 году. Кроме того, что в этот период появилось большое количество новых модификаций машин, ранее находившихся на вооружении, было запущено в производство несколько принципиально новых моделей. Среди них особое место заняли ударные многоцелевые вертолёты Ка-52, а также МИ-28Н. В настоящее время они вошли в число боевых машин, составляющих основу мощи российской армейской авиации.
Высокая боеготовность лётных частей
Боеспособность этого рода войск, проявившаяся в тяжёлые годы афганского конфликта, не снизилась также и в девяностые, несмотря на все экономические сложности. Экипажи вертолётов ВВС России с честью исполняли свой долг во время операций, проводимых в Чечне, а также в целом ряде иных «горячих точек». Всюду они демонстрировали пример высокого профессионализма и готовности выполнить любую поставленную перед ними боевую задачу.
В начале 2000-х обозначилась тенденция к повсеместному снижению напряжённости, вызывавшей локальные конфликты, нередко перераставшие в военные столкновения. Это позволило приложить усилия к перевооружению лётных частей и повышению мастерства их личного состава. По всей стране начали регулярно проводиться широкомасштабные военные учения, в которых принимала участие и армейская авиация. Фото таких тренировочных полётов приведены в статье.
Операция в Сирии, ставшая боевым экзаменом
Реальной проверкой боевой выучки стало участие российских лётчиков в широкомасштабной антитеррористической операции, начатой в Сирии. Несмотря на то что действия ведутся не в отношении регулярной армии, а против разрозненных бандформирований, они сопряжены с крайним риском и требуют от всех участников высокой выучки и слаженности действий.
Особая сложность создаётся качественно выросшим уровнем средств противовоздушной обороны противника и сложными климатическими условиями, в которых приходится решать поставленные задачи. Именно эти факторы стали причиной потерь среди личного состава российских подразделений.
Армейская авиация зарубежных государств
Аналогичное применение получили вертолёты и в вооружённых силах иных крупных государств мира. Например, в США создан специальный Корпус армейской авиации, на вооружении которого, кроме обычных машин, имеются также беспилотные летательные аппараты. Его назначение заключается в ведении совместных боевых действий с пехотными, бронетанковыми и воздушно-десантными соединениями.
По официальным данным, опубликованным в 2007 году, вертолётный парк армейской авиации Америки насчитывал порядка 4200 боевых машин. В настоящее время эта информация, безусловно, устаревшая, но и она даёт представление о том значении, которое придают этому роду войск за океаном. То же можно сказать и о вооружённых силах Германии и Англии, где наряду с многоцелевыми вертолётами используются транспортные самолёты различных типов.