Вико Джамбаттиста: биография и труды
Основоположнику изучения исторического процесса, итальянскому философу второй половины шестнадцатого и первой - семнадцатого века посвящена эта статья. Вико Джамбаттиста характеризовал течение истории как провиденциальный и объективный процесс, где каждая нация развивается циклично по трём эпохам - божественной (когда государства ещё нет, вся власть у жрецов), героической (когда государство в руках аристократов) и человеческой (когда появляются либо представительная монархия, либо демократическая республика).
Биография
Неаполитанский философ и учёный Вико Джамбаттиста родился в июне 1668 года в многодетной семье. Отец торговал книгами, поэтому приобщился к наукам мальчик довольно рано, ещё до поступления в иезуитскую школу. Немудрено, что уровень обучения там его не устроил. Вико Джамбаттиста настолько упорно занимался самообразованием, что сам уклад школы этому занятию мешал, потому пришлось её оставить. Знания он приобрёл быстро, причём самые обширные, разносторонние и глубокие.
Среди его занятий были не только древние языки: помимо латыни и итальянского Вико Джамбаттиста изучал литературу, право, философию, историю, свободно жил в стихии трудов Цицерона, Вергилия, Горация, Петрарки, Данте, Бокаччо и многих других. Настоящую славу в родном городе он снискал как адвокат и домашний учитель, но несмотря на это материальная стеснённость была его обычным состоянием. Поэтому великий человек не чурался писать на заказ статьи, речи, стихи и тому подобное.
Признание трудов
В тридцатилетнем возрасте Вико становится профессором риторики университета в Неаполе, в стенах которого трудится более чем полвека, а его произведения и филологическая учёность приобретают широчайшую известность. Джамбаттистой Вико был рождён целый ряд чисто научных сочинений об основах латинского языка, откуда появилось и древнее итальянское мировоззрение, о современном методе в науке, об Антонио Караффе - "Четыре книги", об основаниии цели всеобщего права, которые являются едиными, о законах и их постоянстве и много других досконально изученных тем нашли своё воплощение в книгах.
А в 1725 году вышел главный труд его жизни, до наших дней являющийся предметом изучения. Написал Вико Джамбаттиста "Основания Новой науки о природе наций", и этот труд мгновенно был раскуплен и буквально взапой прочитан широкой публикой, которая с огромным интересом обсуждала мировоззренческие посылы автора. Полемика была острой, да и тема эта считается животрепещущей до сих пор. Имя автора узнали в самых дальних уголках учёной Европы, однако многие коллеги не разделили мировоззрения, которых придерживался Джамбаттиста Вико. Источники прогрессивного развития человечества они находили в других местах.
Отстаивание взглядов
Джамбаттиста Вико является представителем науки, который от своих убеждений отказаться никак не может, а потому он пытался различными способами повлиять на мнение коллег, убедить их в своей правоте. А потому были подготовлены им два новых издания, где он постарался как можно более доходчиво развить идеи прежнего сочинения в виде полемики с критиками.
Затем Джамбаттиста Вико, концепция которого ничуть не поменялась во взглядах на природу наций, написал автобиографию, причём если не чисто научную, то, так скажем, интеллектуальную, где все его искания и находки в мире науки нашли своё отражение. В 1735 году ему было поручено место историографа всего Неаполитанского королевства и потому, наконец-то, материальный недостаток он ощущать перестал. Однако преподавательскую деятельность не бросил: латинской литературе и риторике он учил студентов у себя дома.
Основные идеи
Настоящими наставниками учёного, чьи идеи он считал более чем близкими, были Тацит, Платон, Фрэнсис Бэкон и Гуго Гроций. Джамбаттиста Вико является представителем области знания, в которой не обойтись без трудов Пико делла Мирандолы, Марсилио Фичино, Галилея и Джоржано Бруно, а также и Никколо Макиавелли оказал на мировоззрение учёного большое влияние.
До определённого момента все труды Вико писал на латыни, затем понял, что сможет значительно расширить возможности и пределы родного языка, а потому сочинение Джамбаттиста Вико "Новая наука" было издано на итальянском. Вернее, это получился ещё не вполне итальянский - его ещё и не было на свете как единого национального языка, это был забавный и замысловатый неаполитанский диалект.
Новое в философии
Манера изложения и этой книги осталась прежней - она была сугубо научной, а потому запутанной и тёмной для понимания, а когда к вышеперечисленному приложился ещё и не всем территориям понятный язык Неаполя - далеко не каждый итальянец смог докопаться до тех идей, которые в книгу были заложены автором, и прочувствовать их.
Построена книга была с помощью аксиоматико-дедуктивного метода и как нормальный геометрический трактат, в котором Джамбаттиста Вико идеи свои развивал, яростно критикуя пристрастность и субъективизм, присущие не только отдельным людям, но и целым народам.
Не нравились ему также методы экстраполяции, которые в то время господствовали во всех гуманитарных знаниях. Вскрывал недостатки философии Декарта. Чрезмерный рационализм и субъективизм в идеях этого противника эмпиризма часто были объектами критики, которую учинял Джамбаттиста Вико.
Социология
Новую науку, обозначенную как историософия, автор определил как богословие, только рационализированное и светское. Джамбаттиста Вико о правовом прогрессе писал по тем временам неслыханные вещи.
Например, что общественные законы, конечно, установлены Богом (или Провидением), однако естественные внутренние причины часто разворачивают ход исторического процесса в другую сторону от божественных планов. Таков объективный характер этого явления.
Человеческая деятельность реализуется с естественным детерминизмом, то есть по законам всеобщей причинности, а исторические законы направляют и регулируют стихийность борьбы за людские интересы.
Общественный круговорот
Новатор Вико выявил принцип единства человечества с подчинением всех без исключения народов и стран общественному развитию по универсальным законам. Теорию общественного круговорота, очерченную Джамбаттистой, знают и теперь.
Народы развиваются циклично, словно проживая детство, молодость и зрелость, развиваясь по восходящей линии, где каждая стадия отрицает предыдущую, а сменой эпох бывают общественные перевороты, созданные за счёт социальных конфликтов. Причиной конфликтов же являются, как всегда, имущественные отношения.
Цикл всегда завершается кризисом общества, его распадом, и все клетки социального организма подвергаются деградации. Затем начинается новый цикл.
Три "века"
Вико показывает общественные процессы как целостность взаимодействия сторон. Каждая стадия - "век" - имеет собственное право и язык, нравы и религию, институты социальные и экономические. Фундаментом для своих обобщений Вико выбрал историю Рима. "Век богов" - первобытная дикость и звериная свобода без границ, отсутствие всякой государственности. Власть у богов (вернее - у жрецов). Миром правят благочестие и страх. Затем отцы семейств завязывают войну со слугами и домочадцами, для прекращения которой необходимо государство, при котором первые будут править, а вторые возделывать землю. В этот момент и начинается "век героев", когда из отцов семейств появляется знать, а из слуг и домочадцев - простой народ. Патриции и плебеи. Характер государства аристократический, феодалы пользуются силой и обманом, чтобы удержать власть. Время, когда сильный всегда прав.
Однако простой народ ждёт не дождётся своей очереди на победу. "Век героев" заканчивается с началом "века людей" - высшей стадии цикла. Простой народ побеждает и уничтожает феодалов. Республика или монархия с гражданским и политическим равенством отличается гуманным характером, торжествуют разум, совесть и долг. Право становится рациональным. Процветают науки, ремёсла, искусство, в первых периодах отсутствовавшие. Торговля объединяет народы, человечество получает единство, благоденствие. Но демократические свободы имеют свойство развиваться до размеров анархии, что приводит к разрушению всего общественного порядка. Наступает крах государства и начало нового "века богов".
Исключения
Однако, Карфаген в эту историографическую схему не вписывается. И не только он. Вико допускал, что исключения существуют, а концепция, которая представлена выше, охватывает только некое большинство. Достижения в науке, которыми нас снабдил нас Вико, - диалектика в изучении многочисленных сфер жизни общества и распространение историзма. Во всём этом данный автор значительно превосходил даже французских просветителей. Помимо этого, много нового Вико привнёс в рассмотрение проблем философии и истории, философии и права, сравнительного языкознания, филологии и так далее.
Важнейшими средствами для понимания истории он считал изучение законодательства, мифологии, народных обрядов и прежде всего - языка. Мечтал Вико о развитии и установлении единства наук, широком распространении просвещения. Оказался прав. Синтез наук теперь является важнейшим фактором для развития технологий. Он преклонялся перед вечными сочинениями Гомера - "Илиадой" и "Одиссеей", считая их историческим источником полным и точным, однако доказывал всем, что сам Гомер - фигура мифическая. Идеи, которые были им сформулированы, не забыты, хотя с той дальней переходной эпохи из Нового времени в Просвещение прошло уже много веков.