Александр Зельдович – режиссер манерных драм

Александр Зельдович является одним из концептуальных и самых умных отечественных кинорежиссеров, который снимает фильмы редко, почти раз в десятилетие, но метко.

Образование и кинодебют

Российский сценарист, кинопостановщик Александр Зельдович блестяще окончив математическую школу (его сокурсниками были Лев Евзович и Борис Юхананов), поступил в МГУ на факультет психологии. Практику проходил в медицинских лечебных учреждениях Белокаменной.

С 1982 года он посещает Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Его наставниками в то время были Глеб Панфилов и Александр Митта. Оставив увлечение психологией в прошлом, будущий визионер с 1986 года работает постановщиком киностудии «Мосфильм», параллельно ведя преподавательскую деятельность на Высших курсах режиссуры в Московском институте современного искусства.

Режиссерский дебют в полнометражном кино у Зельдовича состоялся в 1990 году. Его картина «Закат» (IMDb: 6.70), премьерный показ которой состоялся на МКФ в Берлине, была высоко оценена критиками. По сути, фильм представляет собой авторские фантазии на тему работ Исаака Бабеля.

Из отснятых одним за другим практически синхронно трех экранизаций «Одесских рассказов Бабеля», «Закат» по признанию кинодеятелей всех мастей получился самым необычным.

Манерная драма

Зельдович Александр – режиссер, выпускающий фильмы достаточно редко. После триумфального дебюта, следующая лента постановщика вышла в прокат лишь в 2000 году.

Сценарий к картине «Москва» (IMDb: 6.50) режиссер в соавторстве с культовым литератором Владимиром Сорокиным написал еще в 1995 году. Манерная драма позиционировалась отечественными критиками как итог десятилетия, стала событием российского кинематографа.

Ее премьерный показ состоялся на МКФ в Венеции. В ленте гротескно и живописно изображался мир столичной элиты, которая стала главным действующим персонажем, и заложницей сложной процедуры приватизации 90-х.

Впрочем, в фильме речь шла не о разгосударствлении собственности, а о модификации идеалов и чувств.

А через три года Александр Зельдович поставил спектакль «Отелло», дебютировав как театральный режиссер.

Первая российская футуристическая драма

В 2011 году Александр Зельдович, фильмы которого выходят раз в десятилетие, объединившись второй раз в творческий тандем с Владимиром Сорокиным, снимает кинокартину «Мишень» (IMDb: 5.90).

Мировая премьера фантастической драмы состоялась на МКФ в Берлине и получила в трех номинациях национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Это была одна из немногих современных кинолент, которую с нетерпением ожидала широкая зрительская аудитория (ожидание: 91%).

Конечно, интерес подогревал предшествующий премьере синопсис, который явно указывал на нетривиальность ленты. У многих отечественных кинодеятелей создалось впечатление, что Александр Зельдович взял на себя особенную аудиторскую функцию – проверять культурный баланс Отечества по итогам десятилетия.

В любом случае «Мишень» является дважды первым: это первая российская футуристическая драма и первая лента в практически незанятой нише вразумительного русского (арт-) мейнстрима.

Комментарии