62 счёт для покупателей и заказчиков

В бухгалтерском учёте счёт 62 используется для контроля над расчётами с покупателями и заказчиками. Этот регистр создан для ведения аналитического учёта по всей документации, предъявленной заказчику, а также для контроля за поступающими платежами.

Бухгалтер, работающий с 62 счётом, максимально полно отражает в реестре все данные о покупателе. Такой подход позволяет оперативно анализировать:

  • сроки оплаты по договору;
  • контролировать просроченные платежи по выставленным актам;
  • аккумулировать полученные авансы в счёт будущих услуг;
  • следить за векселями, по которым не наступил срок оплаты;
  • контролировать просроченные вексельные поступления.

Разделять по субсчетам 62 счёт в плане счетов не предусмотрено, поэтому бухгалтер самостоятельно применяет аналитику, удобную для конкретной организации. Такое разделение обязательно отражается в учётной политике компании.

Розница может применять сч. 62 без аналитики

Вести 62 счёт без разбивки на субсчета удобно фирмам, занимающимся розничной торговлей и получающим оплату за товар наличными деньгами через кассовый аппарат. В рознице не интересуются данными покупателя и не составляют с ним долгосрочных договоров. Чаще всего все покупатели попадают на единое субконто под названием «Частное лицо».

Розничные компании, занимающиеся продажей вещей в рассрочку, на условиях кредитования граждан (не банки), часто сталкиваются с такой проблемой, как сложное отслеживание погашений по займу. В такую ситуацию в основном попадают сетевые магазины, занимающиеся продажей дорогой бытовой техники. Также возникает необходимость отслеживания авансовых платежей в случае предоплаты за товары. Поэтому было бы целесообразнее вести субсчета в разрезе таких клиентов.

Стоит заметить, что ведение счёта с привязкой к определённым продавцам или менеджерам может помогать в борьбе с хищениями и контролировать правильное выполнение заказа. Счёт наглядно продемонстрирует, какое материальное лицо допустило просчёт при отгрузке или оплате товара.

Необходимость субсчетов в оптовой торговле

В оптовой и безналичной торговле дело обстоит иначе. 62 счёт ведётся в разрезе на каждого договора контрагента. Особенно это важно, когда заказчики заключают несколько договоров с различными условиями и сроками.

С применением субсчетов получается довольно трудоёмкая бухгалтерия. 62 счёт обрастает номенклатурой, но такие труды оправданы, так как делают учёт удобным и достоверным. Такое ведение отчётности также удобно в случае возникновения вопросов у налоговых огранов. Максимальная прозрачность расчётов всегда поощряется.

62 счёт: проводки

Все выполненные обязательства с клиентами всегда дебетуются с реализационными счетами (д-т 62, к-т 90.1) и кредитуются в корреспонденции с денежными поступлениями (д-т 51 к-т 62.1). Такие проводки являются основными. Суммы полученных авансов учитываются на отдельных субсчетах (д-т 51, к-т 62.2).

Если расчёт обеспечивается процентным векселем, то по мере поступления платежей дебетуется 51 счёт, а проценты попадают на прочие доходы и расходы (сч.91).

Использование 62 счёта при работе с филиалами

В случае, когда организация имеет обособленные подразделения и составляет консолидированный баланс, бухгалтерский учёт расчётов и обязательств с заказчиками и покупателями ведётся обособленно.

Если головная организация осуществляет все расчёты за обособленное подразделение, то в проводках обязательно применяют сч. 79. Например, денежные средства за реализацию товаров и услуг дебетуются на счёте «Внутрихозяйственные расчёты», а кредитуется на 62 счёт (д-т 79, к-т 62). Филиалы также обязаны вводить аналогичные головной компании субсчета для более удобной консолидации баланса.

Комментарии