"Дневник Коли Синицына": краткое содержание и отзывы
Повесть «Дневник Коли Синицына» автор написал в 1950 году. Отрывок из нее с подзаголовком «Из Колиного дневника» Николай Носов опубликовал в 1949 году в альманахе «Круглый год». Ниже мы познакомимся с веселой повестью «Дневник Коли Синицына». Краткое содержание, мы надеемся, заинтересует юного читателя, и он прочтет ее полностью.
Как Коля завел дневник
Когда закончился учебный год и в табеле у Коли были только пятерки, то он решил вести дневник и записывать в него все интересное, что с ним случится. Но вот незадача – первые три дня ничего не происходило, и писать было не о чем.
Сбор звена
Пионерское звено собралось, чтобы решить, какую полезную работу можно сделать летом. Никто ничего не смог предложить. Все разошлись думать об этом по домам. Только Коле в голову не шли полезные мысли. Не пополнялся интересными и полезными сведениями дневник Коли Синицына. Краткое содержание его мыслей – это только ненужная чепуха.
Встреча с юннатом
Гуляя, Коля встретил знакомого юнната, который шел на занятие их кружка. От нечего делать Коля пошел с ним и узнал много интересного из жизни пчел. После этого он пришел на сбор звена, и оказалось, что интересное и полезное дело для всех никто не придумал. Вдруг Гриша Якушкин предложил сделать улей. Все сразу заинтересовались и пошли узнавать, как делается улей и откуда берутся пчелы. Оказывается, улей устроен не очень сложно, и его можно сделать самим, а пчел надо купить целым роем и поселить в новом жилище.
Все эти сведения попали в дневник Коли Синицына. Краткое содержание далее покажет, как ребята собрались делать улей. Кто-то принес клещи, кто-то пилу, кто-то гвозди, кто-то молоток. От школы ребята получили доски. Все активно и дружно работали два дня, и улей получился на славу. Только пчел у них не было.
Поиски пчелиного роя
Это оказалось сложным делом. Дикий рой, как выяснилось, надо искать в лесу. Друг Коли пригласил его к себе на дачу в Шишигино к тете Поле, где есть лес, но мама не отпускала. В конце концов папа разрешил поездку. Три мальчика – Коля, Сережа и Павлик - поехали в Шишигино. Дача была закрыта, тети Поли не было, и ребята сделали себе шалаш, чтобы в нем переночевать. Ночью шалаш рухнул, и в полной темноте пришлось его перестраивать.
В ловушку пчелы пока не залетели. На второй день ребята случайно, после ряда приключений, попали на пасеку. Все это занесено в дневник Коли Синицына. Краткое содержание дальнейшей истории состоит в том, что пасечник пожалел пионеров и пообещал к вечеру, когда спадет жара, отдать им молодой рой, который вот-вот должен вылететь из ульев. Вечером мальчики получили не только рой, но и объяснение, как за пчелами ухаживать, как собирать мед, как делать дымарь, чтобы пчелы не разлетались, и много других полезных знаний.
Они вернулись домой, и выяснилось, что они не жили у тети Поли, а сделали себе шалаш в лесу. Каждая мама хорошенько отругала своего сына, а про пчел мальчики забыли и обнаружили утром, что на балконе их ловушка открыта, и пчелы разлетелись. Да вдобавок они еще покусали ребят. Эти укусы так сильно болели, что ребята потеряли интерес к пчеловодству.
Пришла посылка
Пчелы прибыли посылкой, но три мальчика отказались ими заниматься. Все звено пошло сажать пчел в улей, а они остались дома играть в шашки и пускать бумажных голубей с балкона. Так они провели четыре дня и очень заскучали. Это безделье описал дневник Коли Синицына.
Автор Николай Носов, человек деятельный и большой выдумщик, понимает, как скучно было ребятам одним, и почему они все-таки побежали в школу смотреть на пчел. Потом они вернулись домой и сделали себе сетки, чтобы пчелы не могли их укусить, и никакой скуки уже не было.
Переживания из-за фотографии
На пасеку пришла пионервожатая и всех сфотографировала. Коля очень переживал, как он получится, потому что в жизни он считал, что он красивый, а на фото получается плохо. Два дня прошли в размышлениях и волнениях на эту тему. Действительно, когда он увидел себя с открытым ртом, то сильно расстроился, и ребята стали его упрекать, что он глупым видом испортил карточку. Только Галя его утешала и объясняла, что Коля красиво улыбается. Коля в дневнике размышлял о красоте, хвастовстве и глупости. Размышления его немного успокоили. Взрослые читатели, когда перечитывают «Дневник Коли Синицына», отзывы дают самые теплые – они возвращаются в детство.
Поилка для пчел и опыты с ними
Из старой бочки ребята, усердно ее размачивая, сделали поилку. Ох и наносили они в старую бочку воды, пока она не разбухла, наверное, ведер сто. А потом принесли немного меда на стеклышке и стали наблюдать, как подлетают пчелы и уносят его в улей. Когда они пометили пчелку краской, то выяснилось, что все время прилетает одна и та же пчела. Но им подсказали, что пчелы умеют передавать друг другу информацию.
Ребята взяли стеклышки с медом и разложили их на разноцветные листочки бумаги. Тогда пчелы стали прилетать самые разные. Теперь стало ясно, почему цветы имеют разную окраску. Чтобы насекомые замечали их и прилетали к ним и опыляли. Эти опыты заняли несколько дней. Ребята за эти дни даже узнали, как пчелы проветривают улей в жаркие дни.
Уже прошло больше месяца, как звено стало заниматься ульем. Все узнали, что раз наступил июль, то пчелы будут трудиться, собирая мед с липы, а кроме того, внутри ульев есть рабочие пчелы и охранники, которые не пускают шмелей воровать мед. А чтобы как следует узнать жизнь этих насекомых, надо обязательно завести улей со стеклянными стенками.
Наблюдения за пчелами
Учительница Нина Сергеевна достала из улья рамку с сотами и показала всем, как выглядят пчелиные яйца, затем – как детва, и рассказала, что позже из детвы образуются куколки, а потом и пчелы. Старый рой с маткой, которая занята тем, что откладывает яйца, улетает из улья. Вот тут пчеловоды его ловят и сажают в новый улей.
Кроме того, направляя свет зеркальца в улей, ребята увидели, что пчелки танцуют. Учительница объяснила, что танец означает, что пчела нашла много меда и предложила посмотреть, не зацвела ли липа. Работа у пчелок на пасеке закипела. Они непрерывно носили мед и громко жужжали. Все липовые деревья были облеплены пчелами. Учительница рассказала, что в рое может жить около 100 000 пчел.
Известность
Про пасеку при школе напечатали в газете. А потом к юным пчеловодам стали приходить письма, в которых спрашивалось, как сделать улей и как ухаживать за роем. Ребята писали подробные ответы.
Новый рой
А потом, как черная борода, из улья вылетел рой. Ребята бросились его ловить, а затем делать для него новый улей. В него посадили пойманных пчел. Так росла пасека. Пчелки усердно собирали мед на зиму, а ребята с восторгом наблюдали. Вдруг испортилась погода, и работа пчел замедлилась.
Шел конец июля. Надо было готовить место, где ульи будут стоять зимой. Это была глубокая яма. Ребята ее выкопали и зажгли в ней костер, чтобы хорошо просушить стенки. Потом выгребли золу и стали мечтать, как они вырастут и станут разводить пчел. Оказалось при размышлении, что инженер, летчик, водитель, машинист найдет для этого время. Мы почти до конца прочитали «Дневник Коли Синицына». Краткое содержание по главам следует завершить последними сведениями.
Письмо от колхозных ребят
В нем было написано, чем школьники в колхозе занимаются, помогая старшим. Вот только пасеки у них нет. Но теперь они ее обязательно заведут. Тут тетрадь-дневник Коли была уже полностью исписан, и повесть на этом закончил Николай Носов (автор).
«Дневник Коли Синицына»: отзывы читателей
Читатели рады окунуться в безоблачное детство. «Дневник Коли Синицына» (отзывы о книге можно встретить самые восторженные) - доброе и наивное произведение, в котором общее дело укрепляет дружбу. Н. Носов рассказал о пчелах очень интересно.
Автор («Дневник Коли Синицына») отзывы заслужил благодаря ненавязчивому юмору и теплоте, струящейся со страниц, самые добрые. Некоторые сожалеют, что теперь у наших ребят нет подобного детства, с выдумками и занимательными делами.