"Варяг" - авианесущий крейсер. Описание, характеристики, фото
Авианосцы – величественные суда, которые символизируют военную мощь государства. Сегодня мы познакомимся с тяжелым авианесущим крейсером «Варяг», история которого была довольно интересной и запутанной. Создавалось судно в СССР, достраивалось на Украине, а сейчас стоит на вооружении Китая. А теперь обо всем по порядку. Начнем с истории создания корабля.
Начало строительства
4 декабря 1985 года Черноморский судостроительный завод спустил на воду головной крейсер проекта «11435». Освободившийся стапель (платформа для постройки) пустовал недолго – вскоре на нем заложили подобный ТАКР (тяжеловесный авианосный крейсер). Этот корабль получил название «Рига». В отличие от головного крейсера, построенного для Северного флота, новый ТАКР рассчитывался на применение Тихоокеанским флотом. Строился он по тому же проекту, что и головная модель, полное название которой, кстати говоря, звучит как «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Однако были некоторые корректировки. Главная из них – замена радиоэлектронного комплекса на более современный.
Спуск на воду
25 ноября 1988 года «Рига» была спущена на воду. Именно на плаву должна была завершиться стройка. 19 июня 1990 г. корабль получил новое имя – «Варяг». Авианесущий крейсер строился довольно стремительно, не отставая от графика. Однако в конце 1991 г., когда начался раздел Советского Союза, строительство остановилось. В 1992 г., когда корабль был готов на 68%, его законсервировали. Ни Россия, ни Украина не смогли продолжить финансирование проекта. Более того, его даже не удалось уберечь. Когда в 1993 году упразднили охрану корабля, оборудование начали разворовывать.
Продажа
Чтобы корабль принес хоть какую-то пользу, его решили продать на металлолом. В 1997 г. был объявлен международный тендер. Самая высокая цена – 20 млн. долларов - была предложена туристической фирмой, расположенной в португальской колонии Макао. В марте следующего года крейсер перешел в ее распоряжение. По данным компании, она собиралась использовать огромный корпус судна для создания плавающего развлекательного центра. Позже выяснилось, что фирма подставная. А сама колония Макао принадлежит Португалии на правах аренды до конца 1999 года. Таким образом, на сегодняшний день уже достоверно известно, что фактическим покупателем «Варяга» стали китайские военно-морские силы.
Буксировка судна
Чтобы отбуксировать столь крупное судно через три океана, понадобилось много денег и времени. Процедура усложнялась тем, что на корабль не были установлены силовые установки и системы управления. Из завода судно вывели в июне 2000 года. Из-за проблем с турецкими властями корабль оставался на буксировке в Черном море до ноября 2001 года. В Эгейском море судно попало в шторм и оторвалось от буксира. Через некоторое время сцепку воссоединили, и корабль отправился вокруг Африки через Гибралтар. Затем через Индийский океан и Сингапур он попал в Южно-Китайское море. 3 марта 2002 года, проделав путь в 15000 миль, «Варяг» был пришвартован в китайском порту Далянь.
Дальнейшая судьба
Так как судно продавалось в качестве металлолома, к нему не прилагалось какой-либо конструкторской и строительной документации. Поэтому на протяжении трех лет китайские инженеры изучали его. В 2005 году начались работы по достройке и реконструкции судна «Варяг». Авианесущий крейсер, по предварительным данным, должен был стать учебным судном для молодых пилотов. Неофициально говорилось, что «Варяг» будет переименован в «Ши Лан», в честь флотоводца, который в 1681 году захватил остров Тайвань.
Достройка и реконструкция
Советский авианесущий крейсер «Варяг» был изготовлен очень качественно. За время простоя он покрылся коррозией, однако главные части (корпус, обшивка, котлы и винты) сохранились в неплохом состоянии. Кабели, электрическое оборудование и все остальное, что можно было украсть, было унесено с корабля во время его хранения в Николаеве. Поэтому, чтобы привести судно в боевое состояние, китайцам пришлось осуществить огромную работу. Так как документами они не располагали, систему электрооборудования нужно было разрабатывать с нуля. А еще необходимо было снарядить крейсер вооружением. Делать это на готовом корабле было гораздо сложнее, чем создавать заново.
Китайским кораблестроителям стоит отдать должное. Они справились с задачей и в августе 2011 г. начались испытания ходовых характеристик авианосца. Практически год судно находилось на испытаниях в море и лишь иногда заходило в порт Даляня для устранения нареканий экипажа.
В начале сентября 2012 г. на борт крейсера погрузили боекомплект, для испытаний вооружения. Уже 25 сентября этого же года авианосец официально пополнил ряды ВМС Китая. В честь одной из китайских провинций корабль получил имя «Ляонин». С тех пор не было упоминаний об учебном статусе судна. Сегодня он, по всей видимости, считается полноценной боевой единицей.
Интересным является тот факт, что советский авианесущий крейсер служит в тех же водах, для которых изначально предназначался, только под другим флагом. Теперь разберем техническую сторону судна.
Вооружение
Крейсер не получил вооружение, которое должно было устанавливаться на него по советскому проекту. Он был оснащен минимальным набором оружия, необходимым для самообороны. Подобным образом оборудуются американские корабли такого класса.
Отечественные инженеры предполагают, что шахты под главный ударный комплекс корабля были демонтированы и переоборудованы под хранение топлива и боеприпасов для авиагруппы.
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», фото которого выглядит очень впечатляюще, при достройке для ВМС Китая получил зенитное вооружение местного производства. По возможностям и составу оно в разы уступает тому, которое предполагалось по проекту. Что касается авиационного вооружения, то для своего авианосца Китай создал специальную версию истребителя J-11. Кстати говоря, данная модель является копией советского самолета Су-27. Переделанный J-11 получил новое имя – J-15.
Кроме самолетов, на палубе будут располагаться вертолеты Z-18 и Z-9. Для дальнего радиолокационного дозора КНР приобрела у России вертолеты Ка-31. В целом состав авиагруппы крейсера состоит из 24 многоцелевых истребителей, 6 противолодочных вертолетов, 4 вертолетов ДРЛО и 2 поисково-спасательных вертолетов.
Средства связи и остальное оборудование
На «Варяг» (авиационный крейсер, который так и не стал новой гордостью советских стран) при строительстве было решено поставить радиолокационный комплекс (РЛК) «Форум» вместо установленного на головной корабль «Марс-Пассата». Поэтому места под антенные посты «Марс-Пассата» были заделаны.
При достройке корабля в КНР на эти места установили антенные решетки РЛК типа 348 китайского производства. Таким образом, «Ляонин» даже сильнее схож с головным кораблем, чем несостоявшийся «Варяг». Авиационный крейсер также получил вращающуюся антенну китайской радиолокационной станции «Морской орел».
Что касается авиационно-технической части, то «Ляонин» сохранил все особенности, присущие советскому проекту. Среди них стоит выделить: три стартовые позиции с газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплин вместо катапульт, оптическую систему посадки, а также четыре аэрофинишера тросового типа с гидравлическими машинами для тормозов.
В кормовой части корабля, у левой кромки, по американскому образцу установлен открытый пост руководителя визуальной посадки. В советских ТАКР пост представляет собой остекленную закрытую рубку, которая лучше подходит для Северного и Дальневосточного климата.
Служба
В 1991 году в Советском Союзе начали формирование экипажа для строящегося крейсера. Уже был назначен командир корабля. Им стал капитан первого ранга Владимир Высоцкий. Ранее мужчина командовал судном «Минск». В 1993 году экипаж расформировали.
С 4 ноября 2012 года вступивший на вооружение авианосец «Ляонин» стал местом для тренировки летчиков морской специализации и испытаний истребителя J-15. 5 ноября этого же года, впервые в истории Китая, была осуществлена посадка самолета на палубу корабля с зацепом троса.
В декабре 2013 года один из кораблей «Ляонинского» эскорта едва ли не столкнулся в Южно-Китайском море с американским крейсером USS Cowpens. Обе стороны обвинили в недоразумении друг друга.
7 ноября 2014 г. на крейсере «Ляонин» побывал министр обороны Америки Чак Хейгел. Приезжая с официальным визитом в КНР, он попросил о возможности взглянуть на первый китайский авианосец. После двухчасовой экскурсии по кораблю Хейгел положительно описал уровень профессиональной подготовки экипажа крейсера. Однако, по его словам, китайцам еще есть чему поучиться в области палубной авиации.
В сентябре 2015 года в ряде СМИ сообщалось, что «Ляонин» прибыл в Средиземное море и ошвартовался в Сирийском порту Тартус. Предполагается, что эта новость является не более чем дезинформацией. Дело в том, что столь габаритный корабль практически невозможно провести незамеченным через Индийский и Тихий океаны.
Корабль в искусстве
«Варяг» – авианесущий крейсер, который до 2000 года стоял в Николаеве около достроечной стенки, стал основой для сюжета фантастической повести «Командировка». Сюжет развернулся вокруг вымышленного недостроенного авианосца «Дмитрий Пожарский». Он с советских времен отстаивался в городе Приморск, а позже был выставлен на продажу. Согласно повести, выстрел из пушки крейсера в 2017 году стал причиной вооруженного восстания, целью которого было возвращение советской власти.
Фантастический рассказ «Операция Копье» А.И. Первушина также издавался под названием «Крейсер Варяг». Авианесущий крейсер, характеристики которого мы сегодня рассмотрели, по сюжету повести был формально продан туристической фирме, а на самом деле отправился к берегам Антарктиды для поиска магического артефакта. В походе кораблю противостояла авианосная группа военно-морских сил Америки, которая также хотела отыскать сокровище.
Вот так авианесущий крейсер «Варяг», фото которого вызывает некоторую грусть, стал олицетворением непонятной для творческих и простых людей геополитики.
Заключение
Сегодня мы с вами узнали, какой непростой была история корабля «Варяг». Авианесущий крейсер, описание которого теперь нам известно, мог бы стать достоянием советской, российской или украинской армии, если бы из-за халатности не был ничтожно продан стратегическим соперникам.