Бензиновый фильтр: где стоит, периодичность замены, качество бензина на заправках

Система питания – одна из наиболее важных в любом автомобиле. В нее входят различные трубки, магистрали, насосы, топливный фильтр тонкой очистки, грубой и так далее. В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим устройство одного из узлов системы, а именно фильтра. Как он работает и где расположен? Ответ на эти и многие другие вопросы дадим в нашей сегодняшней статье.

Назначение

Бензиновый фильтр служит для очистки горючего от различных примесей.

Ими могут быть пыль, ржавчина, вода. Все это он буквально «вбирает» в себя, предотвращая засор дальнейших элементов – форсунок или карбюратора (в зависимости от типа конструкции автомобиля). Данные элементы имеют малый диаметр проходных отверстий, даже небольшие частички могут спровоцировать засор. Из-за этого смесь прекращает поступать в один из цилиндров и двигатель начинает троить, неравномерно работать.

Степень очистки

Система питания современного автомобиля включает в себя несколько степеней фильтрации. Первая – это грубая. На сетке при прохождении топлива остаются все крупные частички, которые ранее попали в бак. Следующая степень – тонкая обработка. Ее выполняет топливный фильтр тонкой очистки. Место его установки зависит от конкретной марки и модели автомобиля (это мы рассмотрим позже).

На данный момент существует три типа топливных систем:

  • Карбюраторная. На данный момент автомобили с такой системой уже не производятся. Считается, что такая конструкция менее надежна и требует частого обслуживания (настройка карбюратора, очистка, жиклеры и т. д.).
  • Инжекторная. Является более усовершенствованной системой. Сейчас инжекторные автомобили производят все мировые автопроизводители. Для российских автопроизводителей они стали обязательны к применению почти 10 лет назад.
  • Дизельная. Ее конструкция практически не менялась со времен разработки. Единственное, что следует отметить «из нового» - это систему непосредственного впрыска «Коммон Райл». Но поскольку наша статья про бензиновый фильтр, подробно данную систему мы рассматривать не будем.

Карбюраторы

В этой топливной системе принцип работы заключается в следующем. Топливо из бака всасывается при помощи насоса (как правило, механического, который очень часто греется на «классике»). Далее по магистралям оно проходит процедуру очистки, проходя через бензиновый фильтр. ВАЗ с карбюраторной системой питания рассчитан на потребление горючего со степенью загрязнения до 20 мкм. Уже очищенное топливо смело попадает в карбюратор, где происходит приготовление смеси с дальнейшим ее сгоранием в камере цилиндров. Сам фильтр для карбюраторных автомобилей изготавливается из нейлонового (прозрачного) корпуса, что является большим плюсом.

Ведь контролировать степень его загрязнения можно визуально, без снятия и разбора.

Инжектор

В отличие от карбюратора, данный тип системы более требователен к чистоте топлива. На инжекторных автомобилях пропускная способность составляет до 10 мкм. И если в системе питания не обеспечить нужную степень очистки, это грозит быстрым засором форсунок, а именно их сопел. Из-за этого ухудшается струя распыления топлива, что приводит к нестабильной работе двигателя на ходу и холостых оборотах.

Особенности

Инжектор работает под высоким давлением. Данный показатель в топливных проводах может достигать 4 бар. Поэтому топливные фильтры для бензиновых двигателей с инжекторным впрыском нельзя изготовить из нейлона – под давлением его попросту разорвет. Все очистительные элементы для таких авто изготавливаются из прочного металлического корпуса. В крайнем случае допускается применение толстого высококачественного пластика. Состоит деталь из двух частей. Это корпус и сам фильтрующий элемент. Последний может выполняться из пористой бумаги.

Как определить износ?

Каждая деталь в автомобиле имеет свой, заложенный производителем срок эксплуатации. Чаще всего эта цифра составляет 100 тысяч километров. Но поскольку качество бензина на заправках СНГ оставляет желать лучшего, это значение можно смело делить на 2. Если это инжекторный автомобиль, то определить засор элемента, просто посмотрев на него, невозможно. Даже полиуретановые корпуса всегда окрашиваются.

Характерный признак того, что бензиновый фильтр забился, – это поведение автомобиля. Мощность и динамика разгона заметно падает. При этом расход топлива возрастает. При движении машина может дергаться – это значит, что горючее поступает в насос рывками. Его свободному прохождению мешают частицы грязи, которые фильтр задержал на своих стенках. Нестабильная работа на холостых оборотах также свидетельствует о его засоре. Ездить на таком фильтре не рекомендуется. Под давлением эти частицы могут проникнуть через бумажный очистительный элемент и забить форсунку.

Где он находится?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. На автомобилях с инжекторной и карбюраторной системой питания, где заливается 80 бензин, элемент может устанавливать по-разному. Но в любом случае он будет находиться между баком и двигателем. В карбюраторных автомобилях бензиновый фильтр находится под капотом, а именно перед карбюратором. Это очень удобное расположение.

Благодаря прозрачному корпусу можно легко увидеть, засорен этот элемент или нет, при этом не разбирая пол салона или спускаясь в яму.

Где стоит топливный фильтр на инжекторных агрегатах? Здесь, по причине использования форсунок, данный элемент находится под днищем. Чаще всего он находится у задней пассажирской двери. Его сразу можно заметить по нескольким топливным магистралям, которые тянутся по днищу сквозь весь автомобиль.

Замена бензинового фильтра

Вначале рассмотрим карбюраторные автомобили. Устройство фильтров для них – наипростейшее, поэтому с заменой у вас не возникнет трудностей. Для этого достаточно отсоединить две трубки, идущие на вход и выход. А вот процедура замены на инжекторных автомобилях более сложна.

Для этого вам понадобятся пассатижи, отвертка и набор головок или гаечных ключей. После того как мы найдем расположение элемента, необходимо открутить хомут крепления штуцера. Далее снимаем входящую и исходящую топливную трубку. В некоторых случаях они могут крепиться при помощи пластиковых «фишек» (быстросъемов). Для их разъединения нам понадобится минусовая отвертка. Аккуратно надавив на фишку, извлекаем элемент в сторону. Будьте внимательны – из трубок прольется небольшая часть бензина. Используйте резиновые рукавицы и не снимайте штуцер с усилием – брызги топлива могут попасть на ваше лицо.
Если конструкция автомобиля предполагает расположение очистителя в баке, необходимо частично разобрать салон. Где стоит топливный фильтр грубой очистки? Зачастую он находится в баке, вместе с бензонасосом. Горючее, перед тем как попасть в насос, проходит через сетчатый элемент, где остаются крупные частицы грязи. Со временем эта деталь чернеет. Итак, для этого нам необходимо разобрать заднее сиденье. Здесь нам понадобится головка на 12. Итак, наклоняем спинку заднего ряда максимально вперед, чтобы между ней и нижней подушкой образовалась небольшая щель. В ней будет находиться болт крепления сидений. Используя удлинитель и трещотку на 12, откручиваем его с правой и левой стороны. Далее выводим из прорезей замки ремня безопасности пассажиров и приподнимаем нижнюю часть кресла, нажав на фиксаторы. Крепится фильтрующий элемент с правой стороны сиденья – заметить его очень легко по имеющемуся пластиковому люку. Открываем его и отключаем клеммы, идущие на бензонасос. Дальше снимаем шланги и вынимаем наружу всю топливную станцию. Сеточка не имеет крепежных элементов, поэтому ее можно заменить без инструментов. После этого ставим топливную станцию на место и производим сборку в обратной последовательности. Если при включении зажигания насос перестал гудеть (3-5 секунд, пока он накачивает топливо), проверьте правильность подключения клемм.

Производители

Какой топливный фильтр лучше выбрать? Отзывы автомобилистов называют следующих производителей:

  • SCT.
  • Bosch.
  • BIG.
  • Fram.

Для отечественных автомобилей отлично подходит «Невский» фильтр. Если у вас не иномарка, ни в коем случае не покупайте «типа немецкие» фильтры от «Бош» и SCT. Задумайтесь чисто логически: разве будут немцы разрабатывать и налаживать серийное производство фильтров для вашей «восьмерки» или «десятки»? Если даже будут, то стоимость таких элементов за счет таможни и прочих пошлин будет сопоставима с «мерседесовским».

Совет опытных автомобилистов: если нужен фильтр для отечественного автомобиля, выбирайте исключительно российских производителей. Все остальное – это откровенный Китай.

Как самостоятельно определить качество бензина на заправках?

Чтобы фильтр прослужил долго, а сама система не загрязнялась, нужно следить за качеством горючего. Не всегда удается заправляться на своих, проверенных АЗС. Итак, давайте рассмотрим, как самостоятельно определить качество бензина:

  • Первый фактор – это цена «горючки». Каждый автовладелец примерно знает, какова ее стоимость в регионе. Поэтому, проезжая через новую незнакомую заправку, задумайтесь, почему ее владелец настолько снизил цену. Хорошее топливо никогда не будет продаваться задешево.
  • Второй признак – это запах. Если он запах, с оттенками масла и бытовой химии, такой бензин явно «бодяжили». И хорошо, если это просто присадки для увеличения октанового числа. Но бывали случаи, когда 80 бензин разбавляли обычной водой. Даже старый карбюраторный мотор не потянет такую смесь.

Альтернативные способы

Проверить можно и другим методом. Для этого вам понадобится кусок чистой бумаги. Опустите его одним концом в бак и достаньте наружу. После испарения качественный бензин не должен оставлять желтых маслянистых или кислотных следов. Это признак того, что нефтепродукт смешивали присадками. Если это качественный бензин, бумага должна оставаться идеально белой. Кстати, жирные пятна свидетельствуют о большом количестве масел в составе «горючки». Кроме этого, качество бензина можно проверить при помощи марганцовки. В чистом бензине она не будет растворяться. Если же горючее приобрело бледно-розовый оттенок, в нем явно присутствует некий процент воды.

Итак, мы выяснили, какой топливный фильтр лучше и каково его устройство.

Комментарии