Режим дня в подготовительной группе по ФГОС. Гимнастика, прогулки, тихий час, игры
Режим дня в дошкольном учреждении составлен с учетом правильного планирования времени для полноценного развития детей. Он подразумевает наличие занятий учебного плана, трудовой деятельности и отдыха детей. Общий распорядок можно разделить на определенные промежутки времени, в которых выполняются основные режимные части дня. Такие части в дошкольных учреждениях называются «режимными моментами».
Формирование режимных моментов
Режим дня в подготовительной группе по ФГОС формирует режимные моменты в ДОУ в соответствии с образовательной программой развития. Правильная организация распорядка ведет к благополучному развитию ребенка как в психическом, так и в образовательном плане. Моменты режима вырабатывают в детях усидчивость и внимание, благодаря тому что являются важной частью педагогического процесса в целом.
Беседы, занятия и различные игры в подготовительной группе развивают в детях познавательную активность, обсуждения делают ребенка отзывчивым и активным, помогают доказывать свою точку зрения, не стесняясь.
Режимные моменты, связанные с трудовыми нагрузками, формируют у малышей способность к труду и самообслуживанию. Показывают, как правильно проводить гигиенические процедуры, одеваться, помогать взрослому, уважать его труд.
Формирование режимных моментов в течение дня создается в доброжелательной атмосфере сотрудничества с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.
Встреча детей и утренние режимные моменты
Дети принимаются в сад на групповом участке или в помещении в холодное время года. В это время задача воспитателя - обеспечить положительный заряд ребенку на весь день с помощью игры или заинтересовать его проведением определенных действий в трудовом плане. Вместе с детьми проводится подготовка к занятиям, вытирание пыли с игрушек, самостоятельная деятельность, чтение литературы или другие мероприятия, запланированные воспитателем на этот день.
Режим дня в подготовительной группе по ФГОС на утренние часы, с 7.00 и до 10.30, обеспечивает детям умственные нагрузки для полноценного принятия материала на занятиях.
К утренним режимным моментам также относится обязательная утренняя зарядка, которая начинается в 8.00. Гимнастика в подготовительной группе проводится не меньше 20 минут и активизирует всю мышечную систему ребенка, что положительно сказывается на общем самочувствии. Кроме зарядки, воспитатель может провести корректирующий или точечный массаж, показать детям достоинства двигательной активности.
Приемы пищи
В детском саду с двенадцатичасовым рабочим днем дети принимают пищу три раза. На завтрак, обед, ужин время отводится с учетом возрастной категории, в среднем дошкольники кушают 15-20 минут в старших группах и до 30 минут в ясельной группе.
Перед каждым приемом еды дети проводят гигиенические процедуры с обязательным умыванием. При этом воспитатель проводит беседы о рациональном использовании воды и о правилах поведения в умывальной комнате.
Режим дня в подготовительной группе по ФГОС предусматривает освоение дошкольниками правил этикета. Поэтому назначаются дежурные по столовой, которые помогают няне проводить сервировку стола в соответствии с требованиями, а после принятия пищи - убрать посуду в мойку. Подготовка к обеду также проводится с помощью детей, такие мероприятия закрепляют правила сервировки стола, приучают их к порядку. Завтрак в ДОУ обычно проходит в 8.30, обед - в 12.30 и ужин - в 17.30. Это время может варьироваться в соответствии с возрастной группой детей.
На завтрак, обед, ужин время приема пищи может варьироваться в зависимости от характера ребенка, если малыш не справляется самостоятельно, то его в обязательном порядке докармливают няня или воспитатель. Также персонал дошкольного учреждения следит за осанкой, правильным расположением столовых приборов и аккуратным приемом пищи.
Образовательная деятельность
После утреннего приема еды в подготовительной группе начинается блок образовательных занятий. Они проводятся с 9.00 до 10.30 по учету календарного планирования воспитателя и содержат в себе всю необходимую информацию для умственной работы ребенка.
Со старшими дошкольниками в первую половину дня проводится 3 занятия по 20 минут с игровыми перерывами до 15 минут. В это время дети подготовительной группы постигают азы логического мышления, математики, литературы, рисования, лепки, аппликации.
При подготовке к праздникам или утренникам проводится заучивание стихотворений или репетиция отдельных частей будущего мероприятия. С детьми проводят беседы, рассказывают о традициях праздника, его атрибутах, что позволяет дошкольникам правильно расставлять ориентиры во время непосредственного проведения мероприятия.
Подготовка к прогулкам на свежем воздухе
Все режимные моменты в дошкольном учреждении проходят этап предварительной подготовки. С 10.30 до 10.45, перед прогулкой, ребята наводят порядок в группе после образовательного блока. Убираются игрушки, материалы и пособия на свои места, после изобразительной деятельности вытираются столы. Далее дети идут в раздевалку и надевают одежду для прогулок на свежем воздухе. При этом воспитатель указывает на правильный порядок одевания и обращает внимание дошкольников на назначение того или иного предмета гардероба. Перед выходом на улицу детей учат обращать внимание на полный внешний вид и в случае неправильного одевания указывают на ошибки. Воспитатель или няня поправляют и застегивают одежду, если ребенок испытывает трудности.
Прогулка и ее организация
Прогулки в подготовительной группе имеют продолжительность 4 часа в холодное время года и 5 часов в летний период. Дети гуляют 2 раза в день: перед обедом, до 12.30, и после того как пройдет тихий час, с 17.30 и до ухода домой. Режим дня в подготовительной группе по ФГОС и образовательные программы рекомендуют проводить время на свежем воздухе при температуре до -15 и скорости ветра до 15 м/с, если эти данные превышены, то дети остаются в группе.
Во время прогулок воспитатель не перестает заниматься образовательной деятельностью и делит время, проведенное на свежем воздухе, на такие части:
- Наблюдения за окружающим.
- Игры подвижного плана.
- Труд на групповом участке.
- Работа с детьми на развитие физических способностей.
Также прогулки в подготовительной группе подразумевают самостоятельную игровую деятельность и двигательную активность, в ходе таких моментов дети выбирают самостоятельные виды игры.
Дневной отдых и подготовка ко сну
Тихий час начинается в дошкольном учреждении после обеда. Обычно это время с 13.00 до 15.00. Ему предшествует спокойная расслабляющая деятельность. Вся двигательная активность прекращается за 30-40 минут до посещения спальни. За это время нервная система ребенка восстанавливается, что дает спокойный сон и общий отдых организму.
Перед отходом ко сну спальная комната проветривается до снижения температуры воздуха на 3-4 градуса. Подготовка ко сну сопровождается спокойными беседами, чтением сказок, прослушиванием расслабляющей музыки. Воспитатель контролирует удобство расположения ребенка на кровати, поправляет одеяло в случае необходимости, проводит индивидуальные поглаживания детей. Во время сна няня или воспитатель неотрывно находятся в спальной комнате во избежание несчастных случаев.
Мероприятия после тихого часа
После постепенного подъема в 15.00 дети проходят закаливающие процедуры, гимнастику пробуждения, самостоятельно одеваются и приводят в порядок прически. После полдника, который начинается в 15.30, дети играют в игры с воспитателем либо занимаются самостоятельной деятельностью.
Это время подходит для индивидуальной работы с детьми, не успевающими за программой либо отстающими по причине пропуска того или иного занятия.
После тихого часа воспитатель проводит чтение и анализ литературных произведений, театрализацию, просмотр мультипликационных фильмов или образовательных передач.
Индивидуальная работа
Вторая половина дня, с 15.40 до 17.00, в дошкольном учреждении направлена на закрепление материала, изученного утром, или повторение ранее полученных знаний. Индивидуальная работа с детьми направлена на улучшение речевой, творческой и двигательной активности.
Музыкальный руководитель, логопед или воспитатель проводят индивидуальную работу согласно планированию либо видя общую неуспеваемость ребенка. Подготовительная группа в ДОУ, точнее дети, ее посещающие, проходит занятия с психологом, который проводит коррекцию умственных способностей каждого ребенка.
Вечерняя прогулка и уход детей домой
Вечером, после проведения всех необходимых режимных моментов, дети идут на 2-ю прогулку, как правило, это время 17.30, и встречают родителей. Главная задача воспитателя - проинформировать взрослых о том, как прошел день их ребенка, о его успехах или недостатках. Демонстрируются работы детей, выполненные в первой половине, даются консультации по вопросам родителей, касающиеся общего поведения дошкольника, либо советы, как откорректировать умственную способность в случае непонимания ребенком полученного материала.
Отдельно обращается внимание на соблюдение правил хорошего тона. Ребенок перед уходом домой прощается с воспитателем и детьми, остающимися на участке. Воспитатель формирует положительное отношение к дошкольному учреждению и настраивает ребенка на следующее посещение.
В случае плохой погоды дети проводят трудовую деятельность в рамках группового помещения. В это время проходит уход за растениями или живым уголком, мойка игрушек после рабочего дня, общее наведение порядка.