Музей АЗЛК: фото и отзывы
Легендарный завод АЗЛК в Москве, на Волгоградском проспекте, открытый в 1930 году, был закрыт в связи с банкротством. Территория его занимала огромную площадь, на которой сейчас размещаются различные мелкие предприятия. К полувековой дате деятельности автогиганта руководством завода было решено построить музей АЗЛК.
Открытие к юбилею
Сегодня не действуют не только сборочные цеха завода, но и прекратил выставочную деятельность музей АЗЛК. От него осталась лишь примечательная архитектурная форма, самим помещениям применение пока не найдено. Музей был открыт в 1980 году к пятидесятилетию деятельности завода АЗЛК. Архитектором проекта был Регентов Ю. А. Здание напоминает приземлившуюся летающую тарелку. Такая концепция была популярна во времена возведения объекта.
Концепция выставки
Первая концепция выставки предполагала демонстрацию новейших разработок автомобильного гиганта, но к моменту открытия идея изменилась, было решено отдать предпочтение исторической ретроспективе модельного ряда автомобилей. Под купольной крышей открывшегося зала были собраны практически все модели авто, начиная с первых "Фордов" и заканчивая экспериментальными моделями, которые только проходили стадию создания образца.
Музей АЗЛК в Москве содержал в экспозиции уникальные экземпляры, никогда не выходившие в массовом производстве. Удивляли публику гоночные автомобили, взявшие не один приз на внутренних и международных гонках и ралли. Формирование выставки происходило вокруг центральной опоры помещения, на которой был смонтирован центральный круговой светильник. Войдя в выставочный зал, посетитель попадал в круговорот автомобилей одной марки, многие из которых так и остались проектами, сделанными в единственном экземпляре.
Состав экспозиции
Выставка в музее АЗЛК начиналась с двух первенцев завода – легковых «Фордов», один из которых – седан, а второй имеет кузов типа фаэтон. Соседствовал с ними легендарный отечественный автомобиль – полуторка ГАЗ-АА. Эти авто были выпущены в то время, когда завод носил имя КИМ (в честь Коммунистического интернационала молодежи).
Перед войной завод КИМ планировал к выпуску модель авто КИМ-10-50; единственный сохранившийся установочный экземпляр экспонировался на стенде зала рядом с машиной М-40, производство которой началось в 1947 году. Также в музее можно было в подробностях рассмотреть экспортные модели М-408, М-412 и востребованные в Союзе М-402 в различных модификациях.
Самая интересная часть экспозиции была посвящена разработкам конструкторского бюро, которые прочили совершенно новые практичные и современные модели автомобилей. Опытные образцы – «Святогор», «Князь Владимир», джипы, пикапы, специализированные авто для милиции и скорой помощи сулили новый виток в развитии автоконцерна. Но дефолт и отсутствие государственной поддержки похоронили все планы и развалили завод.
Банкротство завода
Музей АЗЛК был редким явлением в машиностроительной области. Далеко не все предприятия строили для музея отдельное здание, под крышей которого было собрано такое количество автомобилей. При формировании экспозиции все модели выставлялись на подиуме, но с течением времени их стало слишком много, и они заняли все свободное пространство.
Завод АЗЛК впервые остановил работу в 1996 году, тогда же музей был закрыт для посещений. Несколько лет после официально объявленного банкротства доступ сюда был возможен, но посещать объект можно было лишь по предварительной договоренности.
Отзывы
По отзывам редких любителей, попадавших в музей АЗЛК после банкротства завода, помещение пришло в ветхое состояние, при недостаточном освещении было сложно рассмотреть коллекцию автомобилей. Но экспозиция вызывала восхищение у всех, кому удавалось с ней познакомиться.
Хранившиеся в музее автомобили составляли гордость советского автопрома и демонстрировали огромный потенциал предприятия, заметный в моделях последних лет деятельности. Многими высказывалось мнение, что участие государства в решении финансовых проблем предприятия не только предотвратило бы банкротство. Своевременные дотации сохранили бы всю отрасль, ведь талантливых инженеров было достаточно. Такие автомобили, как «Юрий Долгорукий», «Святогор» и их модификации, явственно доказывали конкурентоспособность линеек автомобилей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Безвременье
После официального закрытия завода предполагалось, что музей АЗЛК передаст всю коллекцию в фонды Музея истории Москвы, где планировалось на основе полученных автомобилей и документации создать экспозицию. В нее должны были войти документы об истории завода, достижениях, разработках, не получивших серийного продолжения. Кроме автомобильной части, ожидалось, что появится выставка другой выпускавшейся на АЗЛК продукции, а также документации: значки, игрушки, бытовая техника, макеты, чертежи, фотоархивы и архив заводской газеты.
Что происходило с коллекцией начиная с 2001 года, неизвестно. Официально музей был закрыт 22 августа 2008-го. После чего в среде коллекционеров и автолюбителей муссировались слухи об уничтожении уникальных образцов, макетов автомобилей. Поговаривали, что всю коллекцию ретропарка распродают в неизвестные руки или распиливают на металлолом, некоторым удавалось попасть в музей АЗЛК. Фото с проведенных "вылазок" периодически появлялись на форумах любителей фотосъемки.
Новая жизнь коллекции
В 2009 году, в День города, коллекция автомобилей, хранившихся в музее АЗЛК, была торжественно передана в дар Москве. Сегодня почти полное собрание исторических моделей можно увидеть в Музее ретроавтомобилей. Практически весь автопарк машин был передан столичному Департаменту транспорта.
На стендах выставлены первые автомобили «Форд» завода КИМ и самые массовые модели «Москвич 400» и «Москвич 420, уникальные гоночные болиды и модели, выполненные в единичном экземпляре. Любители и знатоки техники могут полюбоваться также юбилейными образцами техники, знаменовавшими определенный рубеж достижений – 4- и 5-миллионный автомобили. Сегодня каждый желающий может увидеть коллекцию, которую ранее собирал музей АЗЛК в Москве. Адрес: Рогожский вал, строение 9/2.
Последние разработки АЗЛК также представлены на стендах. Здесь демонстрируются модели, имеющие «княжеские» имена: «Иван Калита», «Юрий Долгорукий», «Святогор» и другие. Остаются только вопросы о том, куда же была отправлена документальная часть экспозиции, а также весь архив фото и видео документов, составлявшие немалую часть достояния страны и истории развития отечественного автомобилестроения.
В Музее ретроавтомобилей столицы на Рогожском валу бережно хранят и достойно представляют бывший Музей АЗЛК в Москве. Часы работы: с 10:00 до 21:00, выходной – понедельник. Для посетителей проводятся тематические экскурсии, одна из них посвящена заводу АЗЛК и называется «История "Москвича"».