Кто сказал: «Увидеть Париж и умереть» - фразу на все времена?
Говоря о Париже, так и хочется перефразировать известную фразу из фильма «Форрест Гамп»: «Париж – это самая большая коробка шоколадных конфет, каждая из которых удивительна и непредсказуема, ведь никогда не знаешь, какая начинка окажется внутри. Она может быть тягучей, приторно-сладкой или, наоборот, с цитрусовой горчинкой – не важно. Главное – не останавливаться, идти вперед по бесконечным мощеным улочкам вдоль маленьких бутиков, старомодных бистро, кокетливых садов, ведь нужно успеть до того, как… увидеть Париж и умереть!» Кто сказал эту знакомую всем фразу? Об этом и не только говорим далее.
История
Кто сказал «Увидеть Париж и умереть»? Прежде чем ответить на волнующий нас вопрос, обратимся к истории. И придётся нам отправиться не куда-нибудь, а в очень далёкое прошлое – в Древний Рим. Да, в Рим ведут все дороги, а всё потому, что именно там и возникло выражение: «Увидеть Рим и умереть!» Но не следует воспринимать всё буквально: никто никогда и не собирался кануть в Лету после посещения Рима. Наоборот – это самая что ни на есть высшая оценка Вечному городу на семи холмах, признание того, что красота и дух его не могут сравниться ни с чем в этом бренном мире.
Не всё так просто
Впоследствии крылатое выражение покинуло родные берега и отправилось дальше – в Неаполь. И вот уже на улицах этого удивительного южного города то там, то здесь слышится: «Videre Napoli et Mori». Дословный перевод пока опустим, потому что существует два варианта понимания. Первый, наш любимый: «Увидеть Неаполь и умереть!» Второй же, более верный: «Увидеть Неаполь и Мори!», - всё с тем же образным значением: «Увидеть всё!» Почему произошла такая неразбериха? Дело в том, что слово mori можно толковать двояко. В латинском языке оно означает и название деревни Мори, что находится близ Неаполя, и глагол «умирать».
На этом история не заканчивается – уж слишком ярок, выразителен и удивительно точен оборот: «Увидеть… и умереть!» Не более чем два века назад итальянцы таки создали свой громкий девиз: «Vedi Napoli e poi muori», - что означает: «Увидеть Неаполь и умереть!» И теперь уже без всяких «но». В письменном виде впервые она встречается в 1787 году в дневнике путешествующего по странам Европы Иоганна Гёте. Однако всё течёт, всё меняется, и приморский городок утратил свою былую славу. Она – подруга ветреная, отправилась на поиски новых героев – в Париж…
1931
Ну вот и мы в прекрасной французской столице, а значит, и в шаге от ответа на вопрос, кто сказал «Увидеть Париж и умереть!».
В 30-е годы прошлого столетия в городе на берегах Сены жил и работал тогда ещё никому не известный молодой человек по имени Илья Эренбург. Он был простым эмигрантом из Киева, выходцем из еврейской семьи, но настоящим «крещатицким парижанином», как называл его Евгений Евтушенко, поскольку был по-настоящему влюблён в этот удивительный город. Даже, несмотря на то что со временем он решил вернуться на Родину, в Советский Союз, был ярым сторонником победы социализма во всём мире и неутомимым пропагандистом советского строя, он продолжал восхищаться Парижем и неоднократно приезжал туда. Доказательством тому служит его книга «Мой Париж», изданная в 1931 году.
Книга
Продолжаем говорить о том, кто сказал: «Увидеть Париж и умереть!» Именно в этой книге впервые встречается данный оборот, который впоследствии становится обиходным, особенно у советских людей. Наверное, это связано не только с неким магнетизмом, неповторимой красотой данного выражения, но и с существующим в то время «железным занавесом», ограничивающим поездки граждан Советского Союза за границу. Запретный плод, как известно, очень сладок.
Но вернёмся к книге Ильи Эренбурга - того, кто первый сказал: «Увидеть Париж и умереть!» На свете немало книг, посвященных столице Франции – городу художников и поэтов, законодателю мод и изысканной кухни. С одной стороны, ему верили, им восхищались, а с другой – брезговали нищетой и грязью его бедных кварталов. Но главное заключается совсем в ином: всех, и поклонников, и недоброжелателей, поражали его колоссальные размеры и лихорадочный темп жизни. И всё же о том, что Париж никогда не имел себе равных, говорилось и писалось не один раз. Чем же покорила мир книга Ильи Эренбурга «Мой Париж»?
Заключение
Он писал и делал фотоснимки о жизни простых горожан, о том, как они рождаются, учатся, влюбляются, работают, отдыхают. По сути, их жизнь не отличается от миллионов и миллиардов таких же жизней, разве что действия спектакля под названием «жизненный путь» разворачиваются на фоне Сены, Монмартра, извилистых парижских улочек. И всё это неустанно снимается одним человеком - автором произведения и тем, кто сказал фразу: «Увидеть Париж и умереть!» В итоге получилось полторы тысячи фотокарточек. Лучшие вошли в книгу – настоящий фотоальбом. Интересным является тот факт, что впервые съёмка проводилась скрытой камерой – фотоаппаратом с боковым видоискателем. Это была идея Ильи Эренбурга, который стремился в первую очередь показать человеческую сторону столицы – её суть, ведь не дворцы и не Эйфелева башня создают уникальную атмосферу, ауру города, а её жители. Таким образом, Илья Эренбург – переводчик, поэт, писатель, публицист, фотограф, и ещё тот, кто сказал «Увидеть Париж и умереть!», своим уникальным трудом призывал нас не просто восхититься французской столицей, а умереть, чтобы жить и бесконечно любить и её неповторимую красоту, и всего мира.