Агрессивное поведение детей: причины и способы коррекции
Агрессивность детей - серьезная проблема, с которой сталкиваются многие родители и педагоги. Давайте разберемся в причинах этого явления и возможных путях его коррекции.
Понятие агрессии и агрессивного поведения
Под агрессией понимают целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам общежития людей. Оно наносит вред окружающим и/или вызывает у них дискомфорт.
Существует несколько форм проявления агрессии:
- Физическая (драки, порча имущества)
- Вербальная (оскорбления, крики)
- Косвенная (сплетни, интриги)
По данным исследований, примерно у 7-12% детей регулярно отмечаются вспышки немотивированной агрессии.
Агрессивность ребенка - это сигнал о том, что в его жизни есть какие-то серьезные проблемы, которые он пока не в силах решить конструктивно.
Причины возникновения агрессии у детей
Агрессивное поведение может быть обусловлено множеством факторов.
К биологическим факторам относят:
- генетическую предрасположенность;
- химический дисбаланс в головном мозге.
Однако в большинстве случаев причина кроется в психотравмирующих ситуациях.
К психологическим факторам риска относят:
- заниженную самооценку;
- повышенный уровень тревожности и страхов у ребенка;
- неумение справляться со стрессом.
К социальным факторам риска относят неблагоприятную обстановку в семье и школе, влияние асоциальных групп.
Особенности проявления агрессии в разных возрастных группах
Проявления агрессивного поведения имеют свои отличия в разных возрастных группах.
У дошкольников агрессивное поведение чаще всего носит импульсивный характер, являясь реакцией на какой-либо стрессовый фактор. Например, конфликт со сверстниками или запрет со стороны взрослого. При этом после вспышки гнева настроение дошкольника быстро приходит в норму.
У подростков проявления агрессии более разнообразны и могут включать в себя вербальные оскорбления, физическую расправу, порчу или уничтожение чужого имущества. Подростковый возраст - период гормональных бурь и обостренного чувства несправедливости. Это создает почву для длительных негативных переживаний, затаенной злобы и мстительного поведения.
Методы диагностики агрессивности у детей
Для выявления склонности ребенка к агрессивному реагированию используется комплекс диагностических методов:
- наблюдение за поведением в различных ситуациях;
- опросники для выявления уровня агрессивности;
- проективные методики.
Это позволяет получить наиболее полную и объективную картину.
Методы коррекции детской агрессивности
Для устранения агрессивных тенденций у детей используются педагогические, психологические и в некоторых случаях медицинские методы воздействия.
Наибольший эффект дает комплексный подход с участием специалистов разного профиля.
Рекомендации для родителей и педагогов
Как родители, так и педагоги играют важную роль в профилактике и коррекции агрессивности детей. Для создания благоприятных условий им следует:
- Создавать в семье и классе атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;
- Не использовать сами в общении с ребенком оскорбления и грубость;
- Приучать ребенка выражать свои чувства и отстаивать свою позицию корректными способами;
- Поощрять проявления сострадания и милосердия по отношению к слабым и уязвимым.
Профилактика агрессивного поведения
Лучший способ борьбы с детской агрессивностью - это ее своевременная профилактика. Для этого важно:
- Выявлять детей группы риска (тревожные, со страхами, низкой самооценкой);
- Проводить с ними профилактическую работу в индивидуальном и групповом формате.
Тренинги по снижению агрессивности
Эффективным методом коррекции являются специальные тренинги, направленные на:
- повышение уверенности в себе;
- обучение навыкам саморегуляции;
- формирование эмпатии и толерантности.
Такие тренинги проводят опытные психологи.
Комплексный подход
Только комплексный подход позволяет добиться стойких положительных результатов в преодолении агрессивных тенденций у ребенка. Он подразумевает скоординированную работу специалистов разного профиля:
- Педагогов;
- Психологов;
- Врачей при необходимости.
Такая команда разрабатывает индивидуальную стратегию коррекционной работы с ребенком с учетом всех факторов проблемного поведения.
Прогноз при своевременной помощи
Своевременное оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи в подавляющем большинстве случаев позволяет:
- Снизить уровень агрессивности;
- Научить ребенка конструктивным способам выражения гнева и обиды;
- Избежать серьезных последствий в виде правонарушений и девиаций поведения.
Кейс: пример успешной коррекции
Приведем пример успешной работы с агрессивным подростком.
14-летний Вова Ж. постоянно проявлял агрессию по отношению к сверстникам - толкался, дрался. Был замкнут и неразговорчив. Долгое время скрывал, что подвергается издевательствам старшеклассников. Но однажды не выдержал - жестоко избил обидчика. Мальчику грозило исключение из школы. Однако администрация пошла на беспрецедентный шаг.
Пути решения подобных ситуаций
Данная история показывает, что жесткие административные меры зачастую только усугубляют ситуацию. Намного эффективнее проводить индивидуальную профилактическую работу.
Комплексный анализ ситуации
Прежде всего, необходим тщательный анализ конфликта со всех сторон - выяснение как объективных, так и субъективных причин эскалации.
Выявление скрытых факторов
Зачастую за внешней агрессией скрываются внутренние психологические проблемы ребенка, о которых окружающие могут и не догадываться.
Индивидуальная психокоррекционная работа
Для снятия внутреннего напряжения и коррекции личностных проблем проводится работа психолога.
Динамика отслеживается классным руководителем и психологом для своевременного внесения корректив. Такой комплексный подход позволяет найти оптимальное решение в каждом конкретном случае проявления агрессии.
Постоянный мониторинг ситуации
Динамика отслеживается классным руководителем и психологом для своевременного внесения корректив. Такой комплексный подход позволяет найти оптимальное решение в каждом конкретном случае проявления агрессии.
Привлечение родителей
Важно также привлечь родителей к совместной работе по коррекции ситуации. Необходимо донести до них серьезность проблемы и заручиться поддержкой в реализации намеченного плана действий.
Работа с классным коллективом
Параллельно ведется психолого-педагогическая работа с классом, направленная на сплочение коллектива, формирование толерантности, развитие навыков конструктивного решения конфликтов.
Преодоление стигматизации
Очень важно не допустить стигматизации ребенка-агрессора. Необходимо формировать у одноклассников сочувственное отношение и готовность помочь.
Анализ результатов
По итогам реализации разработанной программы проводится повторная диагностика и анализ достигнутых результатов с последующей корректировкой плана работы.
Закрепление положительной динамики
Для закрепления полученных результатов необходимо продолжение индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Также важно вовлекать его в социально значимую деятельность, позволяющую проявить себя с позитивной стороны и повысить самооценку.
Профилактика рецидивов
Следует выработать систему психолого-педагогического мониторинга для раннего выявления признаков обострения ситуации и принятия необходимых мер по стабилизации.
Распространение эффективного опыта
Положительный опыт коррекции детской агрессивности должен обобщаться и распространяться через публикации в СМИ и профильных изданиях, выступления на конференциях.
Внедрение программ психолого-педагогического сопровождения
Необходимо внедрять в практику образовательных организаций программы комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся группы риска по развитию агрессивных тенденций.