Эвдемонизм - это что? Примеры эвдемонизма
"Эвдемонизм" – понятие, значение которого дословно переводится с греческого языка как "счастье", "блаженство" либо "процветание". Это этическое направление имело самых многочисленных приверженцев в древние времена. Давайте же рассмотрим, что представляет собой эвдемонизм, примеры мнений отдельных философов.
Также хотелось бы обратить внимание на целый ряд схожих учений. В частности выяснить, чем различаются гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.
Что такое эвдемонизм
Эвдемонизм – это направление в этике, где достижение счастья и гармонии с окружающим миром считается основной целью жизни человека. Подобные идеи являются главным принципом этики древнегреческих философов. Первые тезисы в данном направлении принадлежат сократовской школе, члены которой считали свободу личности и независимость человека высшим достижением.
Эвдемонизм в древнегреческой философии
В этических теориях мыслителей Древней Греции стремление к счастью рассматривалось по-разному. Например, один из апологетов учения – Аристотель - считал, что ощущение удовлетворенности достигается лишь при стремлении к добродетели. Согласно мнению философа, человек должен проявлять мудрость, которая заключается в блаженстве от созерцания окружающего мира.
В свою очередь, Эпикур и Демокрит рассматривали счастье как внутреннее духовное спокойствие. Для них все материальное находилось на последнем месте. Богатство эти философы считали губительным. Сами мыслители на протяжении всей своей жизни находили удовлетворение в простой пище, непритязательной одежде, обычном жилье, лишенном напыщенности и роскоши.
Основатель философской школы киников – Антисфен - также не исключал необходимость стремления человечества к счастью. Однако он не связывал свою теорию с необходимостью получения физического и морального наслаждения. Ведь это, по его мнению, делает человека зависимым от целого ряда внешних обстоятельств.
Критика философского учения
Главным критиком эвдемонизма в философии является Эммануил Кант. Он полагал, что поддержание моральности в обществе является невозможным, если люди будут стремиться лишь к душевному и физическому удовлетворению. Для этого философа основным мотивом добродетели выступало выполнение собственного долга перед обществом.
Как проявлялся эвдемонизм в Новое время
В Новое время философия эвдемонизма прослеживалась в трудах французских материалистов. В частности, популярностью пользовалось этическое учение Фейербаха, который говорил, что к счастью стремятся даже самые примитивные существа, которые на протяжении всей жизни находятся в поиске лучших условий для существования. Однако, по мнению философа, человек не может быть полностью удовлетворенным, без блаженства других людей, в частности, тех, кого мы любим. Поэтому, из эгоистических побуждений, человеку необходимо проявлять заботу о близких, чтобы получить от них аналогичную реакцию. В эвдемонистической теории Фейербаха жертвенное поведение по отношению к любимым не вступает в противоречие с личным счастьем.
В современных теориях эвдемонизм – это довольно сложное понятие. Сегодня философские учения определяют счастье, как позитивную оценку человеком собственной жизнедеятельности. В то же время всегда имеет место быть страх, напряженная внутренняя борьба с самим собой, а также страдания, которые возникают на протяжении жизни в независимости от поведения человека.
Эвдемонизм в буддизме
К эвдемонистическому учению в восточной философии можно смело отнести буддизм. Ведь главным постулатом этого верования является стремление к избавлению от всех страданий, другими словами – достижению так называемой нирваны. Исходя из слов самого Далай-Ламы XIV, к счастью стремятся все люди, независимо от того, кто они – буддисты, христиане, мусульмане или же атеисты. Таким образом, по мнению буддистов, основным направлением движения в нашей жизни является постижение внутренней гармонии и морального удовлетворения.
Чем эвдемонизм отличается от гедонизма
Гедонистическое учение рассматривает основным жизненным благом достижение удовольствий. Как видно, гедонизм, эвдемонизм являются теориями со схожей целью.
У истоков представленного направления в этике стоял известный древнегреческий мыслитель Аристипп. Он считал, что в душе человека имеется два крайних, противоположно направленных состояния: мягкое – удовольствие и грубое – боль. Исходя из гедонистической теории Аристиппа, путь к счастью заключается в достижении удовлетворения и избегания страданий.
В средневековый период на гедонизм смотрели несколько иначе. Западноевропейские мыслители рассматривали учение в рамках религии. Философы этого времени видели удовлетворение не в личных благах, а в подчинении высшей божественной воле.
Утилитаризм
Что схожего имеют такие учения, как эвдемонизм, утилитаризм? В рамках утилитаризма счастье рассматривается, как принесение пользы обществу. Главные постулаты учения представлены в философских трактатах Иеремии Бентама. Именно этот мыслитель является разработчиком основ утилитаристской теории.
Согласно его формулировкам, эвдемонизм – это стремление к моральному поведению, которое способно принести наибольшую пользу максимальному количеству людей. Вместе с тем, неразрешенной проблемой здесь оставалось наличие противоречий между общими и частными интересами. Чтобы разрешить данный конфликт, в рамках утилитаризма была создана целая теория разумного эгоизма. Исходя из последней, человек должен удовлетворять личные интересы разумно, в соотношении с общественной пользой. В таком случае интересы индивида будут сочетаться с интересами окружающих.
В заключение
Как видно, эвдемонизм в философии – это направление, что признает основным критерием нравственности и главной целью поведения человека стремление к достижению личного блага и счастья близких людей.
Существует также несколько схожих этических учений, в частности, гедонизм и утилитаризм. Представители гедонистической теории, в рамках эвдемонизма, отождествляли удовольствие и счастье. Утилитаристы считали, что достичь морального удовлетворения невозможно без добродетели человека. В свою очередь, согласно буддисткому учению, счастливым себя может считать лишь тот, кто сумел достичь внешнего и внутреннего состояния безмятежности.
Сегодня эвдемонизм – это одна из основ так называемой позитивной психологии. Удивительно, что это направление ведет свою историю еще от этических учений древнегреческих мыслителей, а его положения остаются актуальными в нынешние времена.