Характеристика учащегося: в помощь педагогу
Педагогическая деятельность тесно связана с документацией. Чтобы облегчить свою работу, учителю стоит ознакомиться со схемой составления и примерами одного из самых важных в его работе документов - характеристикой учащегося.
Для чего составляется характеристика учащегося?
Индивидуальный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевает исследование типологических особенностей конкретного ребенка и создание таких условий для его развития, в которых этот процесс проходил бы более эффективно. В практике образовательной системы создан такой способ фиксирования индивидуальных черт ребенка, как характеристика учащегося.
Этот документ позволяет самому педагогу обобщить знания о подрастающем человеке, отследить динамику его развития, а также другим людям, которые будут работать в дальнейшем с ребенком, получить готовый набор знаний о нем. Грамотно составленная характеристика помогает читающему ее человеку сформировать представление о происходящем, портрет ребенка и на этом основании расставить приоритеты в работе с ним. Поэтому характеристика учащегося как один из основных документов часто требуется в таких случаях:
- при переводе в другое учебное заведение;
- для продолжения учебы на следующем этапе образования;
- по запросу социальных служб;
- для работы с ребенком правоохранительных органов;
- при прохождении комиссии в военкомате;
- для организации помощи ребенку, например, в заседаниях ПМПК.
План составления характеристики
Исследователями в области психологии и педагогики был проведен анализ характеристик, которые составляются в учебных заведениях. Было выявлено, что такой документ отличался подходом к изучению личности ребенка. Так, педагоги делали акцент на влиянии педагогической системы на ученика, на его поведении в условиях школы. А психологи - на индивидуально-типологических отличиях ребенка. Например, для учителя важны проявления дисциплины и старательности в учебном процессе, для психолога - мотивы учебной деятельности ребенка. Оба подхода недостаточно полно описывали личность учащегося в конкретных условиях образовательной системы. Поэтому был сделан вывод, что характеристика учащегося должна строиться по определенному плану (алгоритму) и включать такие необходимые данные:
- общие сведения о ребенке (как зовут, возраст, где проживает, период обучения, особенности семьи);
- учебную деятельность;
- поведение;
- общественный труд;
- общение;
- индивидуальные личностные черты;
- семейную атмосферу и воспитание.
Эти пункты были включены в карту-схему характеристики ученика, которая заполняется учителем на протяжении обучения ребенка. Она не только дает полное представление о личности учащегося, но и помогает в дальнейшем составить объективную характеристику.
Деятельность ученика
Деятельность ребенка в учебном заведении включает несколько видов, которые должны быть расписаны в таком документе. Это:
- учебная деятельность (успеваемость, интерес, любовь к чтению, учебные достижения);
- общественная активность (степень выраженности, инициативность, организаторские задатки, авторитетность мнения ребенка, отношение к роли ведомого, желание выполнять общественно важную работу);
- коммуникативная деятельность, общение (популярность в коллективе, наличие товарищей, общительность, умение выступать перед аудиторией, открытость, отзывчивость, ориентация на мнение окружающих, отношения с педагогами).
Характеристика деятельности учащегося показывает, насколько ребенок адаптирован к образовательной среде. Как он усваивает общественный опыт, умеет принимать самостоятельные решения и составлять план действий.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося. Что она включает?
Обозначенная карта-схема включает, собственно, и психологическую, и педагогическую часть. К ним относятся такие данные:
- особенности поведения ребенка (дисциплинированность, упрямство, целеустремленность, конфликтность, степень агрессивности, двигательная активность, степень усвоения педагогического влияния или воспитуемость);
- индивидуально-психологические особенности (самооценка, уровень тревожности, уравновешенность, стремление к успеху или честолюбие, какие чувства вызывает у окружающих);
- семейное влияние (эмоциональная атмосфера в семье, близость и доверительность отношений, степень контроля и заинтересованности родителей жизнью ребенка, самостоятельность ученика, степень сотрудничества родителей с учителями).
Психолого-педагогическая характеристика учащегося может включать также сведения о склонности ребенка к девиантному поведению. В этом случае необходимо указать, какие конкретные примеры на это указывают.
Образец документа
Образцы характеристик на учащихся могут быть составлены педагогами как наглядный пример, который в дальнейшем облегчит работу с документацией. Далее представлен подобный образец.
Характеристика учащегося 8А класса ... (название учебного заведения) Степанова Степана Степановича, 2003 года рождения |
Степанов Степан обучается в данной школе с первого класса. За это время показал себя активным, хорошо успевающим учеником.
Воспитывается в полной, благополучной семье. Отношения с родителями доверительные, дружеские. Отец и мать активно интересуются школьной жизнью сына, принимают участие в работе родительского комитета класса.
Степан - отличник. Особый интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла. Принимает участие в ежегодной олимпиаде по истории, 2 раза был победителем районного этапа конкурса. К учебному процессу относится с неподдельным интересом, много читает, посещает кружок любителей книг. Имеет цель поступить в вуз на исторический факультет и работать археологом.
Степан упрям в достижении целей, любит быть лидером в школьном коллективе. Одноклассники считают его мнение авторитетным. К педагогам проявляет уважение.
По характеру Степан спокойный, уверенный в себе, доброжелательный и открытый. Любит общаться, участвовать в коллективных мероприятиях. К общественному труду относится ответственно.
Дополнительно увлекается игрой на гитаре и дрессировкой своей собаки.
Дата
Подписи